Президент в РФ и в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 07:26, курсовая работа

Описание

По форме правления Россия и США — президентские республики, вследствие чего в положении и полномочиях президентов есть много общего. Но в то же время можно заме­тить и немало особенного, что дает пищу для размышлений об уровне демократичности, различиях в мере эффективности высшей вла­сти, в степени зависимости от общественного мнения и проч.
Глава 1. Конституционные основы статуса Президента в РФ и в США

Содержание

Введение
Глава 1. Конституционные основы статуса Президента в РФ и в США
§1 Источники конституционного права, регламентирующие статус Президента
§2 Место главы государства в системе федеральных органов государственной власти
Глава 2. Конституционные основы деятельности Президента
§1 Функции и полномочия
§2 Правовые акты
Глава 3. Порядок наделения полномочиями и конституционно - правовая ответственность
§1 Порядок избрания на должность
§2 Гарантия неприкосновенности
§3 Процедура отрешения от должности

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)

    Президент занимает также существенное положение в исполнительной ветви власти:

1) Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства. Причем в этом вопросе Президент обладает механизмом давления на Государственную Думу, так как если последняя 3 раза откажет в избрании кандидатуры на пост Председателя Правительства, то Президент вправе распустить Государственную Думу, назначить новые выборы и без одобрения Государственной Думы назначить Главу Правительства собственнолично.

2) Президент формирует состав Правительства. Председатель Правительства предлагает кандидатуры на должности федеральных министров,  а Президент непосредственно их назначает.  

3) Президент имеет право председательствовать на заедании Правительства.

4) Президент имеет право роспуска Правительства. Он может это делать по собственному усмотрению, но также в условиях выражения Думой недоверия вправе этого не делать.

Таким образом, столь обширные полномочия Президента не оставляют сомнений в его руководящем положении в исполнительной власти.

Президент оказывает существенное влияние на судебную власть:

В соответствии с принципами разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти.

1) Президент выдвигает Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, то есть высших судебных органов РФ. Президент также вправе назначать судей других федеральных судов.

2) Президент выдвигает Совету Федерации кандидатуру на должность Генерального Прокурора РФ[3].

 

Подытоживая вышеизложенное, можно сделать вывод, что Президент РФ занимает особое положение в системе государственных органов. Он является главой государства и выступает в роли некого «арбитра», стоящего над всеми ветвями власти и контролирующего отношения, которые возникают между ними.

    В зарубежных странах глава государства в системе высших органов власти занимает юридическое первое место. Однако его фактическая роль нередко не соответствует этому положению.

   Как правило, глава государства рассматривается как носитель:

исполнительной власти и высший представитель государства в сфере

международных отношений. Он  «представляет» и  «возглавляет» государство, находясь вдалеке от суетной повседневной политики с ее

партийными сделками,  избирательными треволнениями,  парламентскими скандалами[4].

   Согласно Конституции (разд. 1 ст. II) исполнительная власть предоставляется Президенту США. Этим скупым указанием, основанным на принципе разделения властей, определяется роль Президента как главы всей исполнительной ветви власти, т. е. всего огромного федерального аппарата управления страной. Со временем эта роль возросла до признания Президента главой государства и высшим должностным лицом страны.         

   Исполнительная власть предоставлена Президенту в личном качестве. В Конституции ничего не говорится о каком-либо коллегиальном правительстве или хотя бы о структуре органов исполнительной власти. Президент независим, он не подотчетен Конгрессу, неподконтролен ему и несет ответственность только перед народом, от которого он получил свой мандат. Его полномочия закреплены в достаточно широком объеме, но без строгих пределов, что и способствовало их неуклонному фактическому возрастанию. В то же время президентская власть не переросла в личную диктатуру, поскольку она всегда сдерживалась определенными полномочиями Конгресса и Верховного суда.

   Современные американские исследователи единодушно отмечают ведущую роль Президента в системе органов государства; по своему влиянию на государственные дела он безусловно доминирует по отношению к Конгрессу и Верховному суду. Внутренняя и внешняя политика страны в основном формируется и осуществляется властью Президента. Но многое в реальном влиянии Президента зависит от расклада политических сил. В тех случаях, когда Президент и большинство Конгресса относятся к одной политической партии, Президент сравнительно легко добивается нужного ему поведения Конгресса (поскольку он является неформальным лидером своей партии до следующих выборов). Когда же партийная принадлежность Президента и большинства в Конгрессе не совпадает, то возникают острые противоречия, подчас доходящие до угрозы импичмента. Иногда Президенту удается добиться лояльности судей Верховного суд (когда большинство судей состоит из его сподвижников), но и здесь периодически возникают осложнения. Конституционный баланс трех властей, таким образом, при определенных политических условиях может оказаться временно неустойчивым.

   При всей исключительно важной роли Президента не следует думать, что он способен осуществлять свои полномочия, ни с кем не считаясь. В демократической стране, какой являются США, вся деятельность Президента (и в гораздо большей степени, чем всех других органов власти) находится в фокусе внимания американской и международной общественности, средств массовой информации. Политическая оппозиция использует любые промахи главы государства, касающиеся в том числе и его личной жизни, для дискредитации Президента и его партии в целях обеспечения своей победы на следующих президентских выборах. Президент должен постоянно прикладывать усилия для установления и сохранения ровных и спокойных отношений с Конгрессом, вести внешнюю политику так, чтобы она не порождала международные конфликты и осложнения. Успехи в деятельности Президента в немалой степени зависят от взаимоотношений со всеми группами давления, и прежде всего с могущественными финансово-экономическими объединениями[5].

Каждая страна сама определяет, какую роль должен играть Президент в её политической жизни. Значительный отпечаток на этот процесс накладывают особенности исторического развития страны, специфика её политической культуры, традиции государственности, соотношение различных политических сил в период разработки и принятия конституции.

В то же самое время, мы можем утверждать о единых принципах, основах института Президента. Так, одним из важнейший принципов самого статуса Президента во всех странах является его выборность, то есть статус Президента, в отличие, например, от монарха - это выборная должность. Так же одним из важных факторов является то, что Президент – это глава своего государства.

Глава 2. Конституционные основы деятельности Президента

§1 Функции и полномочия

   Статус Президента раскрывается в его основных функциях. В РФ данные функции определены в ст.80 Конституции РФ.

    Первая из основных функций – быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого Президент прежде всего должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Для этого Президент вправе обращаться к любому федеральному органу власти и органу власти субъекта РФ с требованием привести свои акты или действия в соответствие с Конституцией РФ, если они ей не соответствуют. Президент является гарантом Конституции России, а не конституций или уставов субъектов РФ. Но поскольку последние должны соответствовать федеральной Конституции, то функцию Президента РФ следует понимать как гарантию всей системы конституционной законности в стране. Ставя эту функцию на первое место, Конституция раскрывает Конституция раскрывает главное содержание правового государства: подчинить власть пра­ву.

  Функция гаранта требует от Президента постоянной заботы об эффективности судеб­ной системы и осуществления очень многих других акций, прямо не названных в ряду его полномочий, — естественно, не вторгаясь в прерогативы парламента. Эта функция пред­полагает широкое право Президента действо­вать по своему усмотрению, исходя не только из буквы, но и духа Конституции и законов, восполняя пробелы в правовой системе и реа­гируя на не предвиденные Конституцией жиз­ненные ситуации.

  Как гарант прав и свобод граждан Прези­дент обязан разрабатывать и предлагать законы, а в случае их отсутствия и впредь до принятия федеральных законов — принимать указы в за­щиту прав отдельных категорий граждан (пен­сионеров, военнослужащих и др.), по борьбе с организованной преступностью, против терро­ризма и др.

Столь же широко сформулирована в этой же статье Конституции РФ функция Прези­дента по охране суверенитета России, ее неза­висимости и государственной целостности.

Конституция РФ указывает, что осуществ­ление этой функции должно проходить в «ус­тановленном Конституцией Российской Фе­дерации порядке» (например, путем введения военного или чрезвычайного положения, что предусмотрено ч. 2 ст. 87 и ст. 88 Конститу­ции РФ). Но могут возникнуть ситуации, в отношении которых порядок действий Прези­дента прямо Конституцией не предусмотрен.

Весьма сложной и ответственной является функция Президента РФ по обеспечению со­гласованного функционирования и взаимо­действия органов государственной власти.

        Конституция РФ возлагает на Президента функцию определе­ния основных направлений внутренней и внешней политики государства, оговаривая, однако, что эта функция должна осуществ­ляться в соответствии с Конституцией и феде­ральными законами. В целом процесс определения основных направлений политики государства развивается в результате сотрудничества Президента и Федерального Собрания, но последнее всегда сохраняет воз­можность откорректировать президентский курс по тому или иному вопросу путем приня­тия соответствующего федерального закона. Конституционные функции Президен­та РФ в области безопасности конкретизиру­ются и дополняются Законом РФ «О безопас­ности». Президент РФ осуществляет общее ру­ководство государственными органами обес­печения безопасности, возглавляет Совет Безопасности, контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспе­чения безопасности, в пределах определенной данным Законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безо­пасности. Президент РФ напрямую (т. е. ми­нуя Председателя Правительства) руководит перечисленными в Законе силами безопасно­сти. На Президента РФ возложен ряд важных полномочий по борьбе с терроризмом. Он оп­ределяет основные направления государствен­ной политики противодействия терроризму, устанавливает компетенцию по борьбе с терро­ризмом органов власти, руководство которыми он осуществляет, принимает решение об ис­пользовании за рубежом Вооруженных Сил и подразделений спецназа для борьбы с террори­стической деятельностью.

Представительские функции, которые со­гласно Конституции РФ осуществляются внут­ри страны и в международных отношениях, принадлежат Президенту единолично. Он впра­ве направлять своих представителей в феде­ральные округа и субъекты РФ, и эти предста­вители рассматриваются как должностные ли­ца, представляющие Президента.

Выступая в сфере международных отноше­ний, Президент РФ ведет переговоры с глава­ми других государств и правительств, вправе подписывать от имени России международные договоры, вступать в международные органи­зации, назначать послов и представителей в другие государства. В соответствии с междуна­родным правом он пользуется по протоколу правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие государства. Любые международные обязательства, приня­тые должностными лицами от имени Россий­ского государства без поручения Президен­та РФ, могут быть им дезавуированы.

США рассматривают себя как демократиче­ское правовое государство, хотя эти исходные принципы в Конституции не закреплены. Но создателем федерального государства признает­ся народ, который осуществляет свою власть через избранных представителей в Конгрессе и избранного главу государства (Президента США). В качестве основы для определения взаимоотношений народа и государства служит положение, согласно которому народ является свободным и делегирует государственной вла­сти, в том числе и Президенту, только полно­мочия, закрепленные в Конституции, и только для охраны прав и свобод граждан. Федерация рассматривается как разумная децентрализация власти и средство приближения ее к народу.

Исполнительная власть предоставлена Пре­зиденту единолично. В Конституции ничего не говорится о каком-либо коллегиальном правительстве или хотя бы о структуре орга­нов исполнительной власти. Президент неза­висим, он не подотчетен Конгрессу, не под­контролен ему и несет ответственность толь­ко перед народом, от которого получил свой мандат. Его полномочия закреплены без строгих пределов, что и способствовало их неуклонному фактическому возрастанию. В то же время президентская власть не пере­росла в личную диктатуру, поскольку она всегда сдерживалась определенными полно­мочиями Конгресса и Верховного суда. Неза­висимость Конгресса (даже без контрольных функций по отношению к Президенту) и не­зависимость судебной системы во главе с Верховным судом — основа основ устройства государственной власти, позволяющая не до­пускать грубого произвола со стороны Пре­зидента, обеспечивать его подчинение прин­ципам права и демократии.

Современные американские исследовате­ли единодушно отмечают ведущую роль Пре­зидента в системе органов государства; по своему влиянию на государственные дела он безусловно доминирует по сравнению с Кон­грессом и Верховным судом. Внутренняя и внешняя политика страны в основном фор­мируется и осуществляется властью Прези­дента.

При всей исключительно важной роли Президента не следует думать, что он спосо­бен осуществлять свои полномочия, ни с кем не считаясь. Вся деятельность Президента (и в гораздо большей степени, чем всех других ор­ганов власти) находится в фокусе внимания американской и международной обществен­ности, средств массовой информации. Поли­тическая оппозиция использует любые прома­хи главы исполнительной власти, касающиеся в том числе и его личной жизни, для дискре­дитации Президента и его партии в целях обеспечения своей победы на следующих пре­зидентских выборах. Президент должен посто­янно прикладывать усилия для установления и сохранения ровных и спокойных отношений с Конгрессом, вести внешнюю политику так, чтобы она не порождала международные кон­фликты и осложнения. Успехи в деятельности Президента в немалой степени зависят от взаимоотношений со всеми группами давле­ния, и прежде всего с могущественными фи­нансово-экономическими объединениями.

Информация о работе Президент в РФ и в США