Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 07:26, курсовая работа
По форме правления Россия и США — президентские республики, вследствие чего в положении и полномочиях президентов есть много общего. Но в то же время можно заметить и немало особенного, что дает пищу для размышлений об уровне демократичности, различиях в мере эффективности высшей власти, в степени зависимости от общественного мнения и проч.
Глава 1. Конституционные основы статуса Президента в РФ и в США
Введение
Глава 1. Конституционные основы статуса Президента в РФ и в США
§1 Источники конституционного права, регламентирующие статус Президента
§2 Место главы государства в системе федеральных органов государственной власти
Глава 2. Конституционные основы деятельности Президента
§1 Функции и полномочия
§2 Правовые акты
Глава 3. Порядок наделения полномочиями и конституционно - правовая ответственность
§1 Порядок избрания на должность
§2 Гарантия неприкосновенности
§3 Процедура отрешения от должности
Жизнь и здоровье Президента подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную годовому денежному вознаграждению Президента Российской Федерации, на случай: гибели (смерти), если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или иного повреждения здоровью; причинения увечья или иного повреждения здоровья.
Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента.
Неприкосновенность Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, распространяется на занимаемые им жилые помещения, служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку.
Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, независимо от возраста имеет право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75% месячного денежного вознаграждения Президента Российской Федерации.
Президенту Российской Федерации предоставляется в пожизненное пользование одна из государственных дач. Президент, прекративший исполнение своих полномочий, имеет право бесплатно пользоваться залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов и речных вокзалов.
Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, имеет право содержать за счет средств федерального бюджета аппарат помощников. Помощники Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, несут ответственность только перед ним.
После смерти Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, членам его семьи назначается ежемесячное пособие в сумме, равной шестикратному размеру пенсии по старости, установленному федеральным законом на день его смерти.
Что касается правового положения Президента США, прекратившего исполнения своих полномочий в связи с истечением сроков пребывания в должности, что Конституция США (также как и Конституция России в отношении Президента Российской Федерации) указанное правовое положение не регламентирует. Для Президента США, прекратившего исполнение своих полномочий, установлены следующие гарантии: неприкосновенность, медицинское обслуживание, материальное обеспечение, а также другие правовые и социальные гарантии.
§3 Процедура отрешения от должности
Прекращение исполнения Президентом РФ своих полномочий наступает с истечением срока его пребывания в должности в тот момент, когда принесена присяга вновь избранным Президентом.
Досрочное прекращение полномочий Президента возможно в строго указанных в Конституции РФ случаях (ч. 2 ст. 92). Во-первых, это его отставка, которая предполагает свободное волеизъявление Президента. Во-вторых, это стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Речь здесь идет не о кратковременном заболевании, а о расстройстве функций организма, носящем постоянный, необратимый характер, ведущем к фактической невозможности для Президента принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий. Президент РФ вправе своим указом возложить временное исполнение своих обязанностей на Председателя Правительства РФ в случае кратковременной неспособности их исполнения по болезни. В-третьих, досрочное прекращение полномочий Президента наступает при его отрешении от должности (импичмент). Импичмент предполагает принудительные действия, которые совершают Федеральное Собрание, Конституционный и Верховный Суды.
Во всех трех указанных в Конституции РФ случаях выборы нового Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий. При этом бывший Президент, досрочно прекративший исполнение полномочий, не может быть выдвинут кандидатом на новых выборах, назначенных в связи с его отставкой.
Конституция РФ предусматривает возможность принудительного отрешения Президента от должности на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Это, однако, форма конституционно-правовой, а не уголовной ответственности. Импичмент является сильной гарантией против злоупотребления властью и нарушения главой государства конституционных порядков.
Начало процедуры отрешения Президента РФ от должности сопряжено с выполнением двух условий. Обвинение Государственной
Думой Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления должно быть подтверждено:
заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления;
заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
Сама процедура отрешения имеет две стадии:
1) Государственная Дума двумя третями голосов от общего числа депутатов (т. е. 300 голосов) принимает решение о выдвижении обвинения. При этом инициатива должна быть проявлена не менее чем одной третью депутатов Государственной Думы (т. е. 150 депутатами), и должно быть вынесено заключение специальной комиссии, образованной Государственной Думой;
2) решение об отрешении Президента РФ от должности выносит другая палата парламента — Совет Федерации — двумя третями голосов от общего числа членов не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.
Следовательно, в процедуре отрешения Президента РФ от должности участвуют обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ. Тем самым создаются гарантии против политического волюнтаризма, и в процедуру включаются наиболее компетентные для решения данного вопроса органы государственной власти.
Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента США четко определены Конституцией. В ней (XXV поправка) указаны четыре такие основания: отстранение от должности, смерть, отставка, неспособность осуществлять полномочия и обязанности по своей должности.
Отстранение от должности Президента возможно только через процедуру импичмента, которая осуществляется палатами Конгресса (Палата представителей выдвигает обвинение, а Сенат судит под председательством Главного судьи). Президент, как и Вице-президент, может быть отстранен по импичменту за государственную измену, взяточничество либо за другие серьезные преступления и правонарушения.
Смерть Президента влечет прекращение его полномочий и немедленное вступление в должность замещающего лица.
Добровольная отставка Президента может последовать под влиянием личных причин (состояние здоровья и др.) или под давлением обстоятельств.
Неспособность Президента осуществлять свои полномочия и обязанности (XXV поправка) ведет к временному прекращению полномочий при наличии его письменного заявления временному Председателю Сената и Спикеру Палаты представителей.
С таким заявлением могут обратиться также Вице-президент вместе с большинством высших должностных лиц департаментов. В этих случаях Вице-президент принимает на себя исполнение обязанностей Президента. Президент, однако, может заявить, что он в состоянии осуществлять полномочия и обязанности по своей должности и возобновить их осуществление, если Вице-президент и большинство должностных лиц департаментов в течение четырех дней этому не воспротивятся. В этом случае Конгресс обязан собраться в течение 48 часов после получения соответствующего заявления и в течение 21 дня большинством в две трети голосов обеих палат определить, действительно ли Президент не в состоянии осуществлять свои полномочия и обязанности, вследствие чего полномочия и обязанности сохраняются за Вице-президентом. Если же Конгресс таким образом не выскажется, то Президент возобновляет осуществление полномочий и обязанностей по своей должности.
[2] Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: Юстицинформ, 2006
[3] http://state.kremlin.ru
[4] И.А. Сизько, Н.М.Чепурнова Конституционное право зарубежных стран Учебно-практическое пособие Москва, 2007
[5] Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю. И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л. М. Энтина. — М.: Норма, 2004
[6] Баглай М.В. Президенты РФ и США. Роль, порядок выборов, полномочия. М., 2008
[7] Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. – М.: Юристъ, 2005. – 237с.
[8] http://isfic.info/zarpra2/
[9] Баглай М.В. Президенты РФ и США. Роль, порядок выборов, полномочия. М., 2008