Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 07:26, курсовая работа
По форме правления Россия и США — президентские республики, вследствие чего в положении и полномочиях президентов есть много общего. Но в то же время можно заметить и немало особенного, что дает пищу для размышлений об уровне демократичности, различиях в мере эффективности высшей власти, в степени зависимости от общественного мнения и проч.
Глава 1. Конституционные основы статуса Президента в РФ и в США
Введение
Глава 1. Конституционные основы статуса Президента в РФ и в США
§1 Источники конституционного права, регламентирующие статус Президента
§2 Место главы государства в системе федеральных органов государственной власти
Глава 2. Конституционные основы деятельности Президента
§1 Функции и полномочия
§2 Правовые акты
Глава 3. Порядок наделения полномочиями и конституционно - правовая ответственность
§1 Порядок избрания на должность
§2 Гарантия неприкосновенности
§3 Процедура отрешения от должности
Вице-президент работает под непосредственным руководством Президента, получая от него поручения, обычно связанные с председательством в различного рода комиссиях. Он входит в Совет национальной безопасности, совершает официальные зарубежные визиты. В Сенате это лицо появляется сравнительно редко, в связи с чем палатой избирается временный председатель Сената, ведущий заседания и организующий работу. Вице-президент голосует в Сенате только в случае, если голоса сенаторов раскалываются поровну. Его положение в Сенате становится трудным, когда большинство образуется из представителей другой партии.
При различных президентах реальная роль вице-президента в государственных делах бывала разной. На этом посту часто оказывались личные друзья Президента или различного рода креатуры партийного аппарата. В любом случае все решения принимаются Президентом единолично.[6]
§2 Правовые акты
Роль правовых актов Президента обусловлена прежде всего его конституционным статусом и компетенцией. Президент не инсти- туирован как законодательный орган, поэтому его правовые акты органично встроены в правовую систему вслед за Конституцией и федеральными законами.
Статья 90 Конституции РФ предусматривает, как указывалось выше, две разновидности правовых актов, издаваемых Президентом: указы и распоряжения. В зависимости от полномочий издаются как нормативные указы, так и указы, имеющие индивидуального адресата. К числу ненормативных указов относятся, например, многочисленные акты персонального характера (кадровые назначения, награждения, помилования и т.п.). Они вписываются в конституционные формулы (ст. 83, 89 и др.) «награждает государственными наградами», «назначает судей федеральных судов», «назначает и отзывает» дипломатических представителей.
По сложившейся практике и согласно п. 3 распоряжения Президента РФ от 5 февраля 1993 г. «О порядке подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации» в форме указов издаются также решения о назначении и освобождении от должности руководителей федеральных органов испол нительной власти и Администрации Президента РФ, о приобретении гражданства РФ, предоставлении политического убежища, награждении государственными наградами, присвоении классных чинов, почетных званий, высших воинских и высших специальных званий, помиловании.
Указами обычно оформляются решения нормативного характера, т.е. содержащие общие правила поведения, относящиеся к неопределенному кругу адресатов и рассчитанные на многократное применение.
Преимущественно указами Президента решаются вопросы обеспечения согласованного функционирования органов государственной власти, в первую очередь это касается органов исполнительной власти. Координация деятельности всех ветвей государственной власти на федеральном уровне, как правило, требует принятия нормативных указов. Указами оформляются решения по стратегическим вопросам экономического и социального развития, вытекающие из функции Президента определять основные направления внутренней и внешней политики. Указами утверждаются различного рода президентские программы, доктрины, концепции, основные направления развития отдельных отраслей экономики и другие аналогичные документы.[7]
Решения Президента по вопросам его компетенции имеют форму правовых актов. Из буквального прочтения Конституции США следует, что Президент правом нормотворчества не обладает (за исключением сферы внутренней организации исполнительной власти). Это прерогатива законодательного органа — Конгресса. Однако на практике нормотворческая деятельность осуществляется Президентом весьма активно.
По мнению некоторых американских авторов, именно Президент в настоящее время фактически является "главным законодателем". Правотворчеством Президент занимается на основе делегирования ему соответствующих полномочий Конгрессом. Правомерность делегированного законодательства выводится американскими юристами из положения последнего абзаца разд. 8 ст. I Конституции США, согласно которому, как уже указывалось, Конгресс имеет право на издание любых законов в рамках компетенции федерации (концепция подразумеваемых полномочий).
А раз это так, заявляют правоведы, Конгресс вправе принимать в числе других законы, делегирующие исполнительной власти полномочия на издание нормативных актов по вопросам ведения Конгресса. Правомерность делегирования признана не только доктриной, но и целым рядом судебных решений. Первым из них считается решение Верховного суда, принятое в 1913 г., в котором он определил, что делегирование конституционно, если в делегирующем законе указаны четкие границы предмета регулирования, осуществляемого на основании делегирования.
По мере усложнения нормотворческой деятельности сфера делегирования расширяется, а требования, предъявляемые Конгрессом к актам делегированного законодательства, становятся все менее определенными. Президент нередко осуществляет субделегирование полномочий, переданных ему Конгрессом, главам исполнительных департаментов, независимых ведомств и иным должностным лицам.
К разновидностям актов Президента США относятся, во-первых, исполнительные приказы, во-вторых, планы реорганизации, наконец, в-третьих, иные акты — правила, положения, прокламации, военные приказы и т. д. Наибольшую значимость имеют две первые разновидности.
Исполнительные приказы — это наиболее частые акты Президента. Они издаются на основе конституционных полномочий Президента либо в порядке делегированного законодательства и регулируют самые разнообразные вопросы социально-экономической и политической жизни. В настоящее время действует около 15 тыс. исполнительных приказов Президента США.
Большую значимость имеет и вторая разновидность актов Президента — планы реорганизации. Это акты, принимаемые Президентом на основе законов о реорганизации, которые делегируют Президенту полномочия по регулированию вопросов организации и порядка деятельности структур исполнитель-ной власти на основе закона, а нередко (при наличии специального указания об этом в законе о реорганизации) и право изменять положения законов по этим вопросам. Например, именно на основе плана реорганизации в 1953 г. был учрежден федеральный департамент здравоохранения, образования и социального благосостояния.
С 1977 г. сфера регулирования планами реорганизации была ограничена: Президент посредством таких планов теперь может реформировать лишь второстепенные структуры исполнительной власти. Крупные же организационные реформы исполнительной власти осуществляются актами Конгресса.
Планы реорганизации подлежат утверждению палатами Конгресса в течение 60 дней. Если план в течение этого срока не рассмотрен палатами, он вступает в силу в день, определяемый Президентом.
Акты Президента так же, как и федеральных органов исполнительной власти специальной компетенции, публикуются по мере их принятия в официальном периодическом издании "Федеральный регистр" ("Federal Register"), а также помещаются в периодически обновляемом многотомном "Своде федеральных постановлений" ("The Code of Federal Regulations"), где акты группируются по разделам.[8]
Глава 3. Порядок избрания на должность
§1 Порядок избрания на должность
Выборы Президента РФ осуществляются на основе Конституции РФ, Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и других федеральных законов.
Избирательное право включает многие международно-правовые стандарты, которые соблюдаются в любом демократическом государстве. Эти стандарты служат важной гарантией избирательных прав граждан в каждой стране, признающей себя частью мирового сообщества. Избирательная система России, в том числе по выборам Президента Российской Федерации, построена с учетом этих международно-правовых стандартов.
Прежде всего установлено, что выборы являются обязательными и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий соответствующего органа государственной власти. Перенесение сроков выборов, если это не связано с чрезвычайным положением или другими исключительными обстоятельствами, способно создать угрозу для демократии и конституционного строя. Особенно опасно в этом плане произвольное продление сроков полномочий, разного рода «пожизненные» избрания главы государства, поскольку они, как показывает опыт ряда стран, открывают путь к авторитаризму. Несоблюдение конституционных сроков полномочий обычно происходит в странах с неразвитым гражданским обществом и нарушениями прав человека.
Далее, чтобы выборы признавались легитимными, они должны быть свободными, справедливыми и подлинными.
Особенностью России является то, что в отличие от многих (если не большинства) других государств с относительно новыми конституциями в Конституции РФ нет специального раздела об избирательном праве (избирательной системе), в котором были бы детально закреплены общие принципы избирательного права по выборам во все органы власти. Всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании конституционно закреплено применительно к выборам Президента РФ. Конституция, кроме того, указывает на основные требования для избрания на этот пост (пассивное избирательное право), чем, в общем, и ограничивается. Основной же комплекс вопросов, составляющих порядок избрания Президента Российской Федерации, регулируется федеральным законодательством. Следует заметить, что в Соединенных Штатах Америки порядок избрания Президента, в самых общих вопросах устанавливаемый Конституцией США, детально в основном регулируется законами самих субъектов федерации (штатов).
Легитимность выборов Президента требует, чтобы они опирались на прочную правовую базу. Буквально все этапы избирательного процесса, начиная от создания избирательных комиссий и кончая объявлением результатов голосования, таят опасность злоупотреблений, избежать которые можно только через детальное правовое регулирование. Россия не имеет пока ни значительного опыта проведения президентских избирательных кампаний, ни необходимого доверия населения к органам, ответственным за проведение выборов. Поэтому в ходе избирательных кампаний возникает много споров и даже острых конфликтов между кандидатами или их представителями. В связи с этим законодательство о выборах предусматривает весьма частую возможность обращения в суд.
Конституция и федеральный закон закрепляют основные принципы проведения выборов Президента Российской Федерации. Во- первых, как отмечалось, Президент избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Во-вторых, участие гражданина в выборах Президента является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах Президента, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. Эти основные принципы пронизывают все институты избирательного законодательства, способствуя их демократизму и защите прав граждан по выборам главы своего государства.
Президент РФ избирается на шесть лет. Президент РФ может быть переизбран на второй срок, но избрание одного лица более чем на два срока подряд не допускается. Следовательно, избрание на третий и четвертый сроки возможно, но только после перерыва, хотя и не указано, какого.
Свободные выборы рассматриваются в США как важнейший элемент демократии.
Конституционные требования к Президенту невелики. Им может стать любой прирожденный (т. е. не натурализованный) гражданин США, достигший 35-летнето возраста и проживающий в течение 14 лет в Соединенных Штатах. Конституционно установлено также, что Президент и Вице-президент не могут быть жителями одного и того же штата.
Проведение выборов Президента не зависит от чьего бы то ни было усмотрения, так как их сроки и порядок установлены в самой Конституции.
Президент избирается сроком на четыре года, досрочные выборы Конституцией не предусмотрены, и их в американской истории никогда не было. Выборы неизменно происходят каждый високосный год в первый вторник после первого понедельника ноября.
Президент избирается косвенным путем. Избиратели голосуют за коллегию выборщиков, которая затем избирает Президента. В каждом штате избирается столько выборщиков, сколько от него избрано сенаторов и членов Палаты представителей в Конгресс США.
Сложная система косвенных выборов главы государства носит формальный характер, поскольку выборщики при всех условиях обязаны голосовать только за кандидатов той партии, по списку которой они были избраны.
Финансирование выборов — еще одна отличительная черта избирательной системы США. Федеральное законодательство ограничивает расходы по выборам Президента. Собственные средства кандидата не должны превышать 50 тысяч долларов. Политические партии, банки, корпорации, не имеющие права делать взносы из собственных средств, образуют многочисленные фонды для привлечения средств частных лиц.[9]
§2 Гарантия неприкосновенности
Как известно, одним из оснований прекращения полномочий Президента является истечение срока пребывания в должности. Как в Российской Федерации, так и в США, срок пребывания Президента в должности составляет 4 года.
Законодательством обоих государств устанавливаются правовые, социальные и иные гарантии Президентам, прекратившим исполнение своих полномочий в связи с истечением сроков пребывания в должности.
В настоящее время в России такого рода гарантии и правовое положение Президента, прекратившего исполнение своих полномочий в связи с истечением сроков пребывания в должности, регламентируется двумя нормативно-правовыми актами – это постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2001 г. «Об обеспечении некоторых социальных гарантий Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий» и федеральный закон «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» (№14-ФЗ от 12 февраля 2001 г.).
Указанный федеральный закон опубликован в одном официальном инкорпоративном сборнике – Собрание законодательства Российской Федерации за 2001 год №7. Следовательно, данный нормативно-правовой акт является основным в сфере определения правового положения Президента России, прекратившего исполнение своих полномочий. Рассматриваемый закон устанавливает правовые, социальные и иные гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, и членам его семьи.
Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, пожизненно предоставляется государственная охрана в местах его постоянного или временного пребывания в полном объеме мер, предусмотренных федеральным законом «О государственной охране», включая предоставление социальной связи и транспортного обслуживания.
За Президентом Российской Федерации и членам его семьи сохраняется право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось на день прекращения Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий.