Религия и политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 22:03, реферат

Описание

Политология как наука связана с различными сферами жизни общества: политикой, культурой, экономикой. Но если с перечисленными сферами общественной жизни связь политологии очевидна, то над тем, а связана ли политическая наука с такой сферой жизни общества, как религия, любой политолог глубоко задумается и вряд ли сможет быстро дать однозначный ответ. Кроме того, на мой взгляд, политологи часто преуменьшают либо совсем игнорируют влияние религиозных представлений на политическое бытие. Поэтому изучение вопроса, может ли являться религия объектом исследований политологов, представляется мне актуальным и своевременным.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РЕТРОПЕРСПЕКТИВА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕЛИГИИ И ПОЛИТИКИ
ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА ВЗАИМОСВЯЗИ РЕЛИГИИ И ПОЛИТИКИ
ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ В РОССИИ
КРЕЩЕНИЕ РУСИ: ЯЗЫЧЕСКАЯ И ХРИСТИАНСКАЯ МИФОЛОГИИ ВЛАСТИ
СТАНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ МОДЕЛИ НАМЕСТНИЧЕСКОЙ
ВЛАСТИ.
РЕФОРМЫ ПЕТРА И СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ МИФОЛОГИИ ВЛАСТИ.
ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ
РОССИИ
БОРЬБА МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ПОЛИТИКОЙ
ОТНОШЕНИЯ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

ВОТ ОН мой.doc

— 165.50 Кб (Скачать документ)

      6 сентября 1997 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях". Принятие закона ознаменовало новый этап развития церковно-государственных отношений в России.

      Анализ обсуждаемого закона позволяет говорить о том, что Россией избрана своя особая  модель отношений взаимной политической власти и конфессий, отличающаяся от распространенных в мире режимов государственной церкви, конкордатной и плюралистической систем государственно-церковных связей. Концептуальным основанием отношений государства и религиозных объединений в России выступила идея культурно-исторической  избирательности, состоящая в предоставлении преимуществ конфессиям по признаку их особой культурной и исторической значимости. Так, в преамбуле признается особая роль православия в истории России в становлении и развитии ее духовности и культуры заявляется об уважительном отношении к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и др. религиям, составляющим "неотъемлемую часть исторического наследия народов России". Следуя принципу культурно-исторической избирательности, государство обязуется оказывать финансовую, материальную  и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры; содействовать религиозным организациям в реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий и ряд других решений.

      Вслед за религиозной стабилизацией пришла и политическая, за религиозным "православным консенсусом" – политический "президентский".

Эти две стабилизации и два консенсуса связаны не только потому что оба они порождены усталостью от революционных потрясений, стремлением вернуться к стабильности и спокойствию. Религия и власть еще и укрепляют друг друга. Ельцин, часто показывавшийся вместе с патриархом и иногда посещавший церковные службы, своим авторитетом, авторитетом власти, укреплял позиции православия и способствовал установлению "православного консенсуса". Путин с его значительно большой личной популярностью и более серьезным отношением к своим обязанностям  (по сообщениям печати он даже соблюдает пост и имеет духовника), укрепляет "православный консенсус" еще больше. С другой стороны, авторитет церкви укрепляет авторитет власти, освещает ее.

 

                           БОРЬБА МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ПОЛИТИКОЙ

 

 

      Большинство человечества остается религиозным и религиозное мировоззрение для него является господствующим. На языке религии верующие осознают и формулируют для себя социальные процессы и идеалы. Оценивая политические события, вырабатывая отношение к правящему режиму сотни миллионов людей руководствуются установками исповедуемой религии. В свое время Ж. Ж. Руссо заметил, что “самый сильный никогда не является достаточно сильным, чтобы подчинять, если не преобразует силу в право и повиновение в долг”. Если на протяжении столетий политика превращала силу в право, то религия, как раз, способствовала преобразованию повиновения в долг.

       Несмотря на то, что религия очень часто использовала политику в целях укрепления своих позиций, а политика опиралась на религию в интересах достижения своих целей, между ними продолжали существовать противоречия, а часто даже шла борьба за роль определяющего фактора в этих взаимоотношениях.

      Одна из главных причин отсутствия гармоничных отношений между религией и политикой, как раз коренится в этом “вечном” соперничестве. Другой важной причиной противоречий между политикой и религией является их неодинаковая реакция на изменения, происходящие в общественной жизни. Религия по самой своей природе явление консервативное. Деятельность ее институтов, оценка ими происходящих событий осуществляется, опираясь на древние каноны, которые побуждают быть неспешными в решениях и действиях. Отсюда естественное отставание от течения быстротекущей жизни. Политике же по определению свойствен динамизм, быстрый отклик на происходящие изменения, пересмотр собственных позиций с учетом трансформации ситуаций. Потребности политики при таких обстоятельствах нередко приходят в столкновение с платформой, защищаемой религиозными организациями. Одной из причин противоречий между религией и политикой заключается в том, что у них разные методы регулирования поведения людей, несхожие подходы к оценке их действий. Политика часто руководствуется принципом целесообразности, в то время как религия требует руководствоваться нравственными заповедями, зафиксированными в священных текстах.

 

 

 

ОТНОШЕНИЯ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОСТИ

 

       Связь политики с религией заметно усилилась как в тех странах, где позиции религии никогда не ослабевали (например, в странах ислама или буддизма), так и в тех, в которых положение религии было в той или иной степени подорвано (в первую очередь, в социалистических странах, в том числе в России)

      Религия становится серьезным фактором политической жизни не только мусульманских стран, где ислам просто приобретает явственные очертания политической доктрины, но и во все большей степени влияет на общественно-политические процессы стран Северной и Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Восточной Европы.

     Между тем содержательно связь между религией и политикой в течение двух последних столетий изменилась принципиально. Религия перестала быть священным орудием оправдания власти и божественной санкцией осуществляемой ею политики. Власть, становясь все более автономной, содействует, казалось бы, разрыву политики и религии или, точнее, – политики и христианства, но это разрыв их связи в старом смысле.

Христианство демократизируется, оно хочет видеть Своего Бога не карающим, а любящим и стремится вырваться с уровня страха на уровень понимающей веры. Похоже, лишь один постулат демократии христианство принять не в силах: оно не может согласиться с тем, что демос является высшим источником власти.

      Еще в позапрошлом столетии христиане начали осознавать, что условия, в которых Церковь более не обеспечивает монархии сакральную легитимность, выводят ее права и обязанности из Божественных предписаний, диктуют иные формы христианского участия в политике.
      Для католиков началом развития таких форм становится энциклика папы Льва ХІІІ Rerum novarum (1891), где признается реальность социально-политической борьбы и поднимается проблема здоровой социальной политики. Духовенство и миряне начинают принимать активное участие в общественно-политических движениях, развиваются христианские профсоюзы, а со временем и партии, чрезвычайно быстро прогрессирует социальная католическая мысль. После ІІ Ватиканского собора, уделившего особое внимание природе и целям политического общества, отношениям между политическим обществом и Церковью, система представлений Католической церкви о взаимоотношениях между религией и политикой приобретает современный вид.

      Вполне определенной становится и концепция отношения к политическим партиям. Она базируется на четырех основных принципах: а) если в определенной стране нет партии, враждебной католической доктрине и моральным устоям, католики свободны присоединяться к любой из них; б) партии не должны ставить католикам условием вступления в свои ряды компромиссы в сфере совести; при этом католические политические партии рассматриваются как более близкие к христианству и церкви

      Суммарно католическое понимание взамоотношений между христианством и политикой можно определить как призыв к активным, даже наступательным акциям христиан в социально-политической сфере, где христиане призваны действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями и представлениями о справедливости и общем благе.

Следует особо подчеркнуть, что православная богословская и социальная мысль также давно, глубоко и настойчиво искала христиански оправданные принципы взаимоотношений христианства и политики.

      Христиане востребованы политикой не потому, что их туда благословляют Церкви, ожидающие возвращения национализированной недвижимости и расширения своего присутствия в различных социальных сферах. Христиане востребованы осознанием катастрофичности политики, лишенной надежного нравственного фундамента и духовной оправданности. “Срывы и соблазны” прошлого столетия свидетельствуют, что демократия, основанная не на вере в достоинство человека, хранящего в себе Божью искру, а на одной лишь уверенности в эффективности законов, процедур и разделения властей, легко впадает в деспотию.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Выдающийся русский философ И.А. Ильин (1883-1954 гг.) так определял соотношение государства и церкви: "Церковь и государство взаимно инородны – по установлению, по духу, по достоинству, по цели и способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает достоинство и изменяет своему назначению… Церковь не должна брать меч – ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны… В этом смысле церковь "аполитична", задача политики не есть ее задача, средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг".

      Несомненно, религия продолжает оставаться и сегодня одной из важнейших сфер общественной жизни, оказывающей заметное влияние на формирование мировоззренческой ориентации сотен миллионов людей, а через нее на их политическое сознание и политическое поведение. Сказывается влияние религии и на принимаемых государственной властью политических решениях. В силу этого изучение и понимание характера взаимоотношений политики с религией, научный анализ этой сложной проблемы поможет установлению доверия между представителями различных конфессий и разрешению этноконфессиональных конфликтов.        Таким образом, я разделяю точку зрения тех исследователей, которые считают, что связь между религией и политикой в современном мире существует. Значит, религия входит в сферу интересов политической науки. Следовательно, политологу можно и нужно заниматься изучением разных религий, особенно тех, которые пользуются в мире большим влиянием, таких, как христианство, ислам и буддизм. Без понимания сущности, основных положений, истории возникновения и развития и значения ряда религий в жизни людей невозможно понять многие политические процессы, происходящие в современном мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1.       Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. В 2-х томах. М., 1991

2.       Повесть временных лет. СПб., 1996 

3.       Основы политической науки. Учебное пособие. В 2-х ч.Ч.1 / В.П. Пугачев. – М., 1995.

4.       Философский энциклопедический словарь. Изд. 2-е. – М., 1989.

5.       Попов Л.А. «Религия и мораль: взаимодействие в современных условиях». //Общественные науки и современность 1999, N3.

6.       Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии/Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. - М.: Аспект-Пресс, 1996. С. 17-24

7.       http://nauka.bible.com.ua/religion/rel2.htm

8.       Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 2003.

9.       Амиров С. События и политика. // Официальный сайт города Махачкала.- http://makhachkala.dgu.ru, 6 апреля 2006г

10.   Безнюк Д. Религия как фактор современного управления. // Проблемы теории и практики управления. – 2004, №6 – с. 119-124.

11.   Рымкевич Я.А. Анализ взаимоотношений религии и политики в России 90-х годов ХХ века. // http://student.km.ru, 6 апреля 2006г.

12.   http://religio.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1]  Основы политической науки. Учебное пособие. В 2-х ч.Ч.1 / В.П. Пугачев. – М., 1995.

 

[2] Философский энциклопедический словарь. Изд. 2-е. – М., 1989.

[3] Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. В 2-х томах. М., 1991

 

[4] Иларион. Слово о законе и благодати. М., 1983

 

[5] Повесть временных лет. СПб., 1996

 

[6] Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. В 2-х томах. М., 1991

 

[7] Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. В 2-х томах. М., 1991

 

[8] 


Информация о работе Религия и политика