Роль государства в процессе модернизации информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:19, курсовая работа

Описание

Информационное общество отличается от общества, в котором доминируют традиционная промышленность и сфера услуг тем, что информация, знания, информационные услуги, и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная) растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест, становятся доминирующими в экономическом развитии. Для того, чтобы оценить этот процесс количественно, необходимо иметь соответствующие статистические данные. Однако здесь имеются серьезные трудности, поскольку статистическая система инерционна, вводит новые показатели измерений с неизбежным запаздыванием.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Глава. Теоретические аспекты исследования информационного общества
1.1 Проблемы информационного общества…………………………………….6
1.2 Защита персональных данных……………………………………………...10
1.3 Формирование моделей информационного общества в процессе модернизации и выбор пути России в эпоху глобального развития………...11
2 Глава. Роль государства в процессе модернизации информационного общества и перестройки политического пространства
2.1 Государственная стратегия развития информационного общества в России…………………………………………………………………………….14
2.2 Проблемы развития электронного правительства в России………………23
3 Глава. Предоставление электронных услуг населению как способ ухода от коррупции на Северном Кавказе
3.1 Коррупция на Северном Кавказе — угроза национальной безопасности……………………………………………………………………..27
3.2 Оптимистичная модель коррупционного поведения чиновников на Северном Кавказе………………………………………………………………..32
3.3 Системность коррупции……………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по конфликтологии (3)(2).doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Автономное  государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образованию

ФГОУ  ВПО 

«ЮЖНЫЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕСТИТЕТ» 
 
 

Факультет социологии и политологии

Кафедра конфликтологии 

Роль  государства в  процессе модернизации информационного общества  
 

Курсовая  работа

Студента 3 курса

А.И. Егорова

Научный руководитель:

к.п.н., доцент

Г.К. Овруцкая 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ростов  на Дону

2011г

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Глава. Теоретические аспекты исследования информационного общества

1.1  Проблемы информационного общества…………………………………….6

1.2  Защита персональных данных……………………………………………...10

1.3 Формирование моделей информационного общества в процессе модернизации и выбор пути России в эпоху глобального развития………...11

2 Глава. Роль государства в процессе модернизации информационного общества и перестройки политического пространства

2.1 Государственная стратегия развития информационного общества в России…………………………………………………………………………….14

2.2 Проблемы развития электронного правительства в России………………23

3 Глава. Предоставление электронных услуг населению как способ ухода от коррупции на Северном Кавказе

3.1  Коррупция на Северном Кавказе — угроза национальной безопасности……………………………………………………………………..27

3.2 Оптимистичная модель коррупционного поведения чиновников на Северном Кавказе………………………………………………………………..32

3.3 Системность коррупции……………………………………………………..34

Заключение……………………………………………………………………….36

Список  использованной литературы…………………………………………..40 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Современный период развития цивилизованного общества по праву называют этапом информатизации. Современное материальное производство и другие сферы деятельности все  больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного  количества информации.

      Обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны требует перехода России к информационному обществу.

       Информационное общество отличается от общества, в котором доминируют традиционная промышленность и сфера услуг тем, что информация, знания, информационные услуги, и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная) растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест, становятся доминирующими в экономическом развитии. Для того, чтобы оценить этот процесс количественно, необходимо иметь соответствующие статистические данные. Однако здесь имеются серьезные трудности, поскольку статистическая система инерционна, вводит новые показатели измерений с неизбежным запаздыванием.

      В информационном обществе изменяется не только производство, но и весь уклад  жизни, система ценностей, возрастет  значимость культурного досуга по отношению  к материальным ценностям. По сравнению  с индустриальным обществом, где  все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

      Материальной  и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

        Распространение ИТТ характеризуется всепроникающим характером и скоростью внедрения во все сектора - в промышленность, сферу услуг, государственное управление, образование и т.п. Оказывают они воздействие и на обыденную жизнь людей. В связи с таким масштабным воздействием можно было бы ожидать высоких темпов экономического роста. Однако на самом деле воздействие ИТТ зависит от их социальной приемлемости, от тех структурных и институциональных изменений, которые должны быть сделаны для полной реализации потенциала ИТТ: реорганизации бизнеса, переосмысления взаимоотношений государства и частного сектора, нового вида организации работы, новых механизмов регулирования. Однако эти и другие институциональные преобразования значительно отстают от темпов технологического прогресса.

      Наиболее  существенной угрозой переходного  периода к информационному обществу является разделение людей на имеющих информацию, умеющих обращаться с ИТТ и не обладающими такими навыками. Пока ИТТ будут оставаться в распоряжении небольшой социальной группы, сохраняется угроза существующему механизму функционирования общества. технологические инновации с организационными.

      Бурное  развитие ИТТ, конвергенция компьютерных систем, коммуникаций различных видов, индустрии развлечения, производства бытовой электроники приводят к  необходимости пересмотреть представления  об информационной индустрии, ее роли и месте в обществе. Многие страны сейчас принимают новые законы, перестраивают деятельность государственных органов, ответственных за формирование и проведение информационной и телекоммуникационной политики.

      Обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны требует перехода России к информационному обществу.

      Глобальный  характер этого процесса предопределяет неизбежность вхождения нашей страны в мировое информационное сообщество .[1]

      Россия  подписала Окинавскую хартию глобального информационного общества[2], в которой подчеркивается, что информационно-коммуникационные технологии становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики и ставится задача - превратить потенциальные возможности этих технологий в реальную силу развития. [2].

      Россия  в этом процессе значительно отстала, но это дает возможность на примере  других стран понять роль государственного воздействия для целенаправленного  формирования основ информационного  общества. Этот опыт важно учесть при разработке государственной политики информатизации нашей страны, так как, производя информационные технологии, можно иметь все преимущества и условия для развития других высоких технологий и экономики. В большинстве развитых стран понимают, что без чрезвычайных усилий отставание в области информационных и коммуникационных технологий может стать необратимыми для их развития в целом. Руководители некоторых стран "третьего мира" с нарастающей тревогой наблюдают за все большим отставанием их от промышленно развитых стран, осуществляющих информатизацию. Это может привести к тому, что страна будет восприниматься как сырьевой придаток сообщества информационно и промышленно развитых стран. Это в полной мере относится и к России.

      Только  использование материальных и духовных благ информационного общества может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности.  
 
 
 
 
 
 

1 Глава. Теоретические  аспекты исследования  информационного  общества

1.1  Проблемы информационного общества 

      Информатизация  общества - организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов .

К характерным чертам и признакам  информационного общества следует  отнести:

- создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах;

- становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании инфоммуникационных технологий и ведущих к появлению новых форм социальной и экономической деятельности (дистанционное образование, телеработа, телемедицина, электронная торговля, электронная демократия и др.);

- создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития и превращение информации в товар;

- повышение уровня профессионального и общекультурного развития за счет совершенствования системы образования и расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда;

- создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития, улучшение взаимодействия населения с органами власти.

      Есть  три главные составляющие движения к информационному обществу в  России, три его базовые предпосылки:

1) формирование российской информационно-коммуникационной инфраструктуры и ее основы - телекоммуникационных сетей и систем;

2) развитие средств вычислительной  техники, программного обеспечения,  информационных и компьютерных  технологий;

3) развитие информатизации как  процесса широкомасштабного использования информации во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества с целью эффективного удовлетворения потребностей граждан, организаций и государства в информационных продуктах и услугах.

      Социальная направленность информатизации, выражается, прежде всего, в предоставлении гражданам страны возможностей реализовать свои конституционные права на доступ к открытым информационным ресурсам, в достоверном информировании российской и международной общественности о социально значимых событиях российской и международной жизни, в развитии индустрии и инфраструктуры информационных, компьютерных и телекоммуникационных услуг. Это диктует необходимость конвергенции, тесного взаимодействия всех трех составляющих процессов информатизации.

     Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие "информационные ресурсы".

     Информационные  ресурсы - это знания, подготовленные людьми для социального использования  в обществе и зафиксированные  на материальном носителе.

      Развитие  мировых информационных ресурсов позволило:

- превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

- сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

- образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительный недорогой доступ;

- повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговли и др. за счет своевременного использования[3].

        Мы переживаем исторический период  очень быстрых технологических  изменений, который порождает  два главных вопроса. Первый  связан с проблемой занятости:  смогут ли люди адаптироваться  к этим изменениям, порождают  ли информационные и телекоммуникационные технологии новые рабочие места или разрушают уже сложившиеся? Второй вопрос относится к демократии и равенству: увеличит ли сложность и высокая стоимость современных технологий разрыв между индустриальными и менее развитыми странами, молодым и пожилым поколениями, теми, кто умеет с ними обращаться, и кто их не знает?

Информация о работе Роль государства в процессе модернизации информационного общества