Роль государства в процессе модернизации информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:19, курсовая работа

Описание

Информационное общество отличается от общества, в котором доминируют традиционная промышленность и сфера услуг тем, что информация, знания, информационные услуги, и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная) растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест, становятся доминирующими в экономическом развитии. Для того, чтобы оценить этот процесс количественно, необходимо иметь соответствующие статистические данные. Однако здесь имеются серьезные трудности, поскольку статистическая система инерционна, вводит новые показатели измерений с неизбежным запаздыванием.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Глава. Теоретические аспекты исследования информационного общества
1.1 Проблемы информационного общества…………………………………….6
1.2 Защита персональных данных……………………………………………...10
1.3 Формирование моделей информационного общества в процессе модернизации и выбор пути России в эпоху глобального развития………...11
2 Глава. Роль государства в процессе модернизации информационного общества и перестройки политического пространства
2.1 Государственная стратегия развития информационного общества в России…………………………………………………………………………….14
2.2 Проблемы развития электронного правительства в России………………23
3 Глава. Предоставление электронных услуг населению как способ ухода от коррупции на Северном Кавказе
3.1 Коррупция на Северном Кавказе — угроза национальной безопасности……………………………………………………………………..27
3.2 Оптимистичная модель коррупционного поведения чиновников на Северном Кавказе………………………………………………………………..32
3.3 Системность коррупции……………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по конфликтологии (3)(2).doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)

      Распространение ИТТ характеризуется всепроникающим характером и скоростью внедрения  во все сектора - в промышленность, сферу услуг, государственное управление, образование и т.п. Оказывают они воздействие и на обыденную жизнь людей. В связи с таким масштабным воздействием можно было бы ожидать высоких темпов экономического роста. Однако на самом деле воздействие ИТТ зависит от их социальной приемлемости, от тех структурных и институциональных изменений, которые должны быть сделаны для полной реализации потенциала ИТТ: реорганизации бизнеса, переосмысления взаимоотношений государства и частного сектора, нового вида организации работы, новых механизмов регулирования. Однако эти и другие институциональные преобразования значительно отстают от темпов технологического прогресса.

      Наиболее  существенной угрозой переходного  периода к информационному обществу является разделение людей на имеющих  информацию, умеющих обращаться с  ИТТ и не обладающими такими навыками. Пока ИТТ будут оставаться в распоряжении небольшой социальной группы, сохраняется угроза существующему механизму функционирования общества. Новые ИТТ:

- расширяют права граждан путем  предоставления моментального доступа  к разнообразной информации;

- увеличивают возможности людей  участвовать в процессе принятия  политических решений и следить  за действиями правительств;

- предоставляют возможность активно  производить информацию, а не  только ее потреблять;

- обеспечивают средства защиты  частной жизни и анонимности личных посланий и коммуникаций.

      Однако  эти потенциальные возможности  и преимущества ИТТ не станут реальностью  сами по себе. Потенциальная возможность  граждан непосредственно воздействовать на правительства ставит вопрос о  трансформации существующих демократических структур. Возникает возможность осуществления "референдной демократии" с помощью ИТТ. В то же время имеет место растущее вмешательство государства в область шифрования, что может угрожать неприкосновенности личной жизни граждан. Право людей на шифрование своих посланий не должно ущемляться государственным контролем за ключами шифрования.[4]

  
 

1.2 Защита персональных данных. 

      Цена  за удобство, скорость передачи и получения  информации, разнообразные информационные услуги - потеря анонимности. Все шаги по информационной магистрали можно проследить и внести в постоянно растущие базы данных. Коммерческий сектор также проявляет большую заинтересованность в мониторинге онлайновой активности, поскольку это дает возможность создать детальные портреты потребительского поведения. Компиляция коммерческими или финансовыми организациями сведений о том, как и когда люди покупают, представляет серьезную потенциальную угрозу.

      В связи с особой чувствительностью  к сбору персональной информации в документах Европейского Сообщества предлагаются следующие рекомендации:

- сбор и хранение идентифицируемой  информации должны быть минимальны;

- решение открывать или закрывать  сведениях, должно быть предоставлено  самим людям;

- при проектировании информационных систем необходимо учитывать необходимость защиты персональной информации;

- граждане должны иметь доступ  к новейшим технологиям по  защите личной тайны;

- защита персональных сведений  и личной жизни должна стать  центральным пунктом политики, обеспечивающей право на анонимность граждан в информационных системах.[5]

      Граждане  должны иметь доступ к технологии и программному обеспечению для  защиты своей личной жизни, посланий и коммуникаций. Средством достижения этих целей являются цифровая подпись  и шифрование. Методы шифрования будут совершенствоваться только в том случае, если их развитие будет частным делом. Преимущество государственных органов в этой области обеспечит государству ключи к каждой базе данных. Необходимо установить регулирующие нормы, которые определяют порядок использования средств шифрования. Право властей на просмотр и мониторинг информации должно быть строго ограничено рамками закона, модифицированного в соответствии с новыми требованиями. Право на использование средств шифрования должно быть защищено учреждением независимых общественных центров доверия, которые регулируются независимо от коммерческих структур и не являются частью государственного аппарата. Центры доверия должны быть ответственны за проверку программного обеспечения, управление ключами, содержание списков ключей и их сертификацию.

      Однако  необходимо иметь в виду, что постоянное технологическое совершенствование  систем шифрования, включающее возможность "спрятать" одно послание в другом, приведет к созданию практически  совершенных систем шифрования в ближайшем будущем. В этом случае государственные агентства, отвечающее за общественную безопасность, должны найти иные способы обнаружения коммуникаций между преступниками.[6] 

1.3 Формирование моделей информационного общества и выбор пути России в эпоху глобального развития. 

       В последнее десятилетие ХХ века информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ) стали одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества. Их революционное воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей. Многие развитые и развивающиеся страны в полной мере осознали те колоссальные преимущества, которые несет с собой развитие и распространение ИКТ. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что движение к информационному обществу - это путь в будущее человеческой цивилизации.

     На  этот путь стала и Россия, что  нашло отражение в Концепции  государственной политики в области  информатизации.

     В настоящее время реализуется  достаточно широкий комплекс работ, направленных на развитие и широкое  применение ИКТ в различных сферах деятельности и отраслях (государственном  и местном управлении, материальном производстве, здравоохранении, культуре, науке, социальной сфере и т.д.). Начата реализация проектов по созданию сетевой инфраструктуры государственных органов в целях обеспечения автоматизированного информационного взаимодействия между ними на базе формирования единого национального информационного ресурса, выхода в глобальные международные информационные сети. Определен перечень информационных ресурсов, имеющих государственное значение, осуществляется их государственная регистрация. Выполняются научно-исследовательские работы и разработки по созданию передовых информационных технологий и программного обеспечения, защиты информации в рамках соответствующих государственных научно-технических программ.

     Вместе  с тем указанные работы до настоящего времени практически не имели  общего целенаправленного характера и осуществлялись разрозненно, без необходимого взаимодействия и координации на государственном уровне, что, безусловно, отражается на эффективности выполняемых работ. Достижения информатизации были бы значительно выше, если бы существовала интегральная программа развития информатизации в России, объединяющая усилия министерств и других республиканских органов государственного управления, негосударственного сектора экономики, научных и образовательных организаций.

     Недостаточное развитие использования ИКТ усугубляется также рядом негативных факторов, к которым относятся:

1)несовершенство нормативной правовой базы информатизации, разрабатывавшейся без учета современных возможностей ИКТ;

2)отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки рынка товаров и услуг;

3)неготовность ряда государственных органов к применению эффективных технологий управления на базе ИКТ;

4)высоким уровнем монополизации сетей связи, создающим барьеры на пути их использования и приводящей к перекосам в тарифной политике;

5)недостаточный уровень подготовки кадров в области создания и использования ИКТ.

     На  устранение отмеченных негативных моментов и факторов и направлена политика государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Глава. Роль государства в процессе модернизации информационного общества и перестройки политического пространства 

2.1 Государственная стратегия развития информационного общества в России 

     Модернизация  должна, согласно распространенным представлениям, спасти страну, вывести ее к новым историческим рубежам и горизонтам развития [7]. Но что именно должно делать государство? Это зависит от того, какой путь избран для модернизации. И с этой точки зрения, выделяют:

а)модернизацию сверху – инициативы исходят от государства, от политиков и бюрократического аппарата, который готовит и осуществляет их решения;

б)модернизацию снизу – инициативы и финансирование по преимуществу исходят от бизнеса, государственные органы создают  условия для деловой активности и поддерживают те или иные проекты. [8]

     В условиях модернизации оказываются  более востребованными такие  функции государства как:

1) формирование законодательства, обеспечение  законности и правопорядка; 2) оборона,  защита от внешних угроз;

3) обеспечение макроэкономической  стабильности;

4) осуществление институциональных изменений, проведение необходимых реформ.

     Вся работа по модернизации должна быть направлена на свободу деловой активности граждан, на формирование и поддержание системы  информации, обеспечение прозрачности работы бизнеса и государственных учреждений, поддержку инноваций, создание новых технологий, новых компаний, и наконец, несомненный приоритет, гарантирующий долгосрочный результат – вложение в науку и образование.

     Эта работа коснется и обновления капитала, и перестройки инфраструктуры, но более всего – серьезного повышения качества человеческого капитала – профессионализма, образования, здоровья и долголетия, деловой и трудовой этики, менталитета. Требования постиндустриального общества, которым нужно соответствовать, чтобы достичь цели, касаются прежде всего этих качеств, обстановки свободы и доверия, благоприятной для творчества и коммуникаций. [9]

     Главным предметом модернизационной концепции  является само общество. Точнее, определенный тип общества – общество модерна.

Одна  из базовых типологических характеристик общества модерна- превращение индивида, гражданина, а не общины, сословия либо корпорации, в базовую единицу общества.

     Такое понимание модернизации позволяет  расставить акценты в дискуссии  о балансе между государством и гражданским обществом, централизацией и частной инициативой в модернизационном процессе.

     Итак, модернизация представляет собой не процесс развития технологий, а прежде формирование социума, способного их воспроизводить и использовать себе во благо, формирование (реформирование) базовых социальных институтов, образующих каркас общества модерна.

     Модернизация  государства преследует две основные цели:

1. приблизить государство к его  гражданам; 

2. сделать более эффективными действия  государства и его администрации.

Главная миссия модернизации общества в государстве  – полноценная социализация человека и формирование нации как культурно  однородного и солидарного сообщества, создание такого общества, где каждый будет себя чувствовать максимально  комфортно и защищено.

Информация о работе Роль государства в процессе модернизации информационного общества