Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:59, реферат
Целью написания данного реферата является определение разницы между понятиями социальное и социалистическое государство, выделение их основных признаков, характеристик, функций. Несмотря на то, что морфологически данные понятия выглядят и звучат практически омонимично, на самом деле это два совершенно разных типа государства.
Введение 3
Социальное государство. Его признаки и функции 4
Социалистическое государство. Его признаки и функции. 8
Заключение 15
Список литературы 16
Обоснованием необходимости социалистической революции считается время, когда «постоянно развивающиеся производительные силы приходят в противоречие, в конфликт с устаревшей системой производственных отношений. После социальной революции происходит переворот во всей громадной надстройке».
Социалистическая революция, по мнению марксистов и ленинистов, могла осуществляться как в мирной, так и в немирной форме. Насилие может быть грубым, непосредственным, физическим: порабощение, грабежи, внесудебные расправы и т.п. Но может выражаться и в менее острых (нередко официально санкционируемых) формах: ограничение свободы, ущемление в правах, экономический и идеологический прессинг, другие виды дискриминации. Эти формы не менее действенны, чем прямой произвол.
Диктатура
пролетариата – новый тип государства,
создающий предпосылки для
5)
Государство и право находятся
в неразрывной связи друг с
другом, так как согласно марксистской
концепции сущность права
Государство,
как и право, носит классовый
характер. Так, государство интерпретировалось
основоположниками марксизма
Однако как государство, так и право не являются вечными и неизменными явлениями. Так, по мнению марксистов, государство появляется только на определенной ступени развития общества, опять исчезает, как только общество достигнет до сих пор еще не достигнутой ступени. Поэтому само социалистическое государство задумывалось как «полугосударство», имеющего временный характер, поскольку служит переходным этапом от буржуазного государства к бесклассовому коммунистическому обществу. Так, социалистическое государство по мере развития производительных сил, формирования «нового человека» и уничтожения классовых различий отмирает.
Выполняемые социалистическим государством функции экономического центра весьма многообразны. Они охватывают основные сферы хозяйственной жизни общества. Государство посредством своих плановых и хозяйственных органов организует процесс социалистического производства в общественном масштабе, планомерно определяет его структуру и направления развития, обеспечивает поддержание пропорций общественного воспроизводства, формирует условия распределения общественного продукта и его обмена между различными звеньями народного хозяйства. Все это многообразие функций может быть сведено к четырем.
Первая функция социалистического государства — непосредственное хозяйствование. Представляя ассоциацию трудящихся, государство прямо выступает как субъект общенародного хозяйствования. Оно непосредственно планирует производство, обеспечивает его подчинение интересам повышения благосостояния и всестороннего развития членов общества, реализует примат народнохозяйственного подхода в развитии всех звеньев общественного производства. Именно с этой функцией связана в первую очередь специфическая роль социалистического государства как экономического центра страны. Функция, о которой идет речь, вытекает из формирования при социализме качественно нового уровня хозяйствования — хозяйствования в масштабе общества.
Вторая функция государства — руководство хозяйственной деятельностью предприятий, объединений и других звеньев экономики и ее регулирование. Эта функция может осуществляться с использованием либо преимущественно административной, либо преимущественно экономической системы управления. При административной системе преобладают властно-приказные отношения: каждому звену доводятся детально расписанные адресные задания; для их выполнения выделяются и ресурсы, причем нередко независимо от результатов хозяйственной деятельности.
Преобладание подобных методов, оправданное экстремальными условиями, со временем обнаруживает коренные недостатки: ослабляется инициатива и самостоятельность трудовых коллективов, принижается их ответственность и развиваются иждивенческие настроения.
Экономические методы управления опираются на реальный учет сложной, внутренне противоречивой системы интересов, присущей социализму. Они представляют собой методы, основанные на управлении интересами и через интересы. Это позволяет гибко и эффективно сочетать преимущества планомерности с возможностями товарно-денежных отношений, ибо положение каждого трудового коллектива и работника ставится в прямую зависимость от конечных результатов их деятельности. Рассматриваемые методы предполагают широкое использование плановых нормативов, цен, финансовых рычагов, налогов.
Переход
от преимущественно
Третья функция государства — определение правил экономического поведения всех субъектов хозяйствования. Она осуществляется через законодательную деятельность. Государственные законы в области хозяйствования, являясь отражением и закреплением экономических отношений, играют чрезвычайно важную и активную роль. Все дело, разумеется, в том, какие отношения они закрепляют: если устаревшие, изжившие себя, то правовые законы становятся фактором торможения, если же нарождающиеся, новые — законы выступают как прогрессивная сила.
Ключевое
значение сегодня имеет следующий
принцип законодательного регулирования:
«разрешено все, что не запрещено
законом». Именно эта концепция роли
права в проведении прогрессивных
преобразований была заложена в Законе
СССР «О государственном предприятии
(объединении) », в Законе «О кооперации
в СССР». Введение их в действие,
с одной стороны, закрепляет новые
формы хозяйствования, а с другой
— создает основу для принятия
последующих законодательных
Народное
хозяйство любой
Социалистическое государство, таким образом, не обязательно должно брать на себя прямое руководство всеми предприятиями. Экономическая роль государства эффективно обеспечивается многообразием форм его деятельности.
В
данной работе были рассмотрены такие
вопросы, как понятие социального
и социалистического
Социалистическое государство— государство нового типа, впервые созданное рабочим классом СССР вместо разбитой и уничтоженной пролетарской революцией буржуазной государственной машины.
Социалистическое государство является «государством по-новому демократическим (для пролетариев и неимущих вообще) и по-новому диктаторским (против буржуазии)». По своей сущности социалистическое государство является диктатурой пролетариата. Значение и роль социалистического государства состоят в том, что оно является главным орудием в руках рабочих и крестьян в борьбе за победу социализма и в защите социалистических завоеваний трудящихся от капиталистического окружения. Руководящей силой социалистического государства является Коммунистическая партия, направляющая всё развитие социалистического общества, Повседневная работа социалистического государства осуществляется при помощи «приводов», «рычагов», связывающих партию с трудящимися массами,— профсоюзов, Советов, кооперации, Союза молодёжи.
Информация о работе Социальное и социалистическое государство