Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 13:02, реферат

Описание

Социальная экономика включает такие категории, как денежные сбережения, накопления, имущественное состояние людей.
Таким образом, все, что относится непосредственным образом к благосостоянию людей, есть социальная область экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1.2ПОЛИТИКА ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ
1.3ПРОТИВОРЕЧИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1СОЦИАЛЬНЫЙ РИСК И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
2.2 ПОДДЕРЖКА БЕДНЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ
2.3ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ ТРУДА
3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
3.1 КРИЗИСНОЕ СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РОССИИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
3.2 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Социальная политика государства.docx

— 75.22 Кб (Скачать документ)

Социальная политика государства

 
Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1.СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ  ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

1.1ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ  ПОЛИТИКИ

1.2ПОЛИТИКА ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ  ДОХОДОВ

1.3ПРОТИВОРЕЧИЯ СОЦИАЛЬНОЙ  СПРАВЕДЛИВОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ЭФФЕКТИВНОСТИ

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

2.1СОЦИАЛЬНЫЙ РИСК И  СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

2.2 ПОДДЕРЖКА БЕДНЫХ СЛОЕВ  НАСЕЛЕНИЯ

2.3ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА  НА РЫНКЕ ТРУДА

3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА  РОССИИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

3.1 КРИЗИСНОЕ СОСТОЯНИЕ  СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РОССИИ  В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

3.2 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ  ПОЛИТИКИ РОССИИ В ПЕРЕХОДНЫЙ  ПЕРИОД

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
Введение

Так как экономику принято  считать системой жизнеобеспечения человека и общества, то правомерно задуматься над тем, в какой мере и каким образом качество нашей  жизни связано с состоянием и  развитием экономики. А заодно разобраться  и в том, что понимается под  образом, уровнем и качеством  жизни, чем характеризуются эти  социальные категории, как экономика  способна улучшить жизнь.

В широком смысле слова  социальным принято называть все, что  непосредственно относится к  обществу, людям, их жизни. Так как  экономика – это система жизнеобеспечения людей и общества, то по своей  целевой направленности все экономические процессы в той или иной степени одновременно имеют социальную окраску.

Вместе с тем существует и более узкая область экономики, непосредственно связанная с  социальными явлениями и именуемая  социальной сферой. К социальной сфере  принято относить экономические  объекты и процессы, виды экономической  деятельности, непосредственно связанные  и касающиеся образа жизни людей, потребления населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллективов, групп, общества в целом. 

В зону действия социальной экономики попадают доходы различных  слоев и групп населения. Виды, природа возникновения, источники, уровень доходов, включая в первую очередь денежные доходы населения, - это все вопросы социальной экономики.

Мера соответствия доходов  и расходов, потребительские бюджеты  человека и семьи применительно  к разнообразным половозрастным, территориальным, профессиональным группам  также составляют предмет социальной экономики.

Социальная экономика  включает такие категории, как денежные сбережения, накопления, имущественное  состояние людей.

Таким образом, все, что относится  непосредственным образом к благосостоянию людей, есть социальная область экономики.

Экономика труда, в той  своей части, в которой она  характеризует его условия, оплату, занятость, уровень безработицы, тоже социальная область, хотя и относительная, обособленная, обладающая спецификой своего предмета, объекта.

Непосредственно к социальной экономике относят все виды социального  обеспечения, то есть денежного содержания, материальной помощи, оказываемых отдельным, чаще всего нетрудоспособным слоям  и категориям населения, которые  не имеют собственных доходов  и источников существования, либо обладают ими в ограниченной степени. Особую область социальной экономики образует содействие людям, попавшим в беду, пострадавшим от природных и социальных катастроф, от стихийных бедствий.

Социальная экономика  – главный мост, соединяющий экономику  с политикой, основной возбудитель  политических сил и течений.

Как видим, социальная сфера  экономики имеет большое значение в развитии государства, и поэтому  очень важно проводить эффективную  социальную политику, механизм, задачи и проблемы которой я хочу рассмотреть  в своей курсовой работе.

Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:

-        Исследовать сущность социальной политики и роль государства в перераспределении доходов.

-        Определить основные направления социальной политики.

-        Проанализировать основные элементы системы социальной защиты населения.

-        Рассмотреть особенности социальной политики в условиях переходной экономики.

Работа состоит из трех глав, введения и заключения, снабжена списком использованной литературы.

1.Сущность социальной  политики государства   1.1Задачи и функции социальной политики

Под социальной политикой  понимают совокупность мер, направленных на удовлетворение государством социальных потребностей населения, поддержание  приемлемого для страны уровня жизни, корректировку резких различий в  доходах и потреблении населения, предоставление населению социальных услуг, обеспечение закрепленных в  основном законе страны социальных гарантий. Социальная политика составляет одну из важнейших сфер деятельности любого государства и рассматривается  в качестве инструмента управления социально-экономическим развитием  общества.

Социальная и экономическая  политика государства – взаимосвязаны  и взаимообусловлены.

Эффективность социальной политики государства, масштабы и финансовые возможности ее реализации определяются в основном эффективностью функционирования реального сектора экономики  страны, уровнем ее экономического развития. Вместе с тем социальная политика оказывает огромное обратное воздействие на эффективность развития национального хозяйства и имеет  самостоятельное значение в социально-экономическом  развитии общества. Эффективность социальной политики зависит не только от экономической  базы страны, но и от самого государства  как основного субъекта, ее определяющего  и практически реализующего.

Социальная политика обладает рядом функций, которые в конечном счете определяют гуманистический характер государства, стремящегося через политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. К этим функциям можно отнести следующие функции:

-     компенсаторную, которая направлена на ликвидацию внешних сдерживающих условий, не дающих возможность индивиду быть деятельным участником существующих в обществе отношений;

-     элективную, которая направлена на определение обстоятельств и свойств самого индивида, позволяющих отнести его в разряд нуждающихся;

-     кумулятивная, накапливающая социальный потенциал государства, выражающийся в зависимости индивидов от социально-политической деятельности государства.

Все эти функции тем  в большей степени представлены в социальной политике государства, чем в большей степени социальная политика находится в тесной зависимости  от политики государства вообще.

Социальная политика направлена на решение следующих задач:

1) стабилизация жизненного  уровня населения и недопущение  массовой бедности;

2) сдерживание роста безработицы  и материальная поддержка безработных,  а также подготовка трудовых  ресурсов такого размера и качества, которые соответствуют потребностям общественного производства;

3) поддержание стабильного  уровня реальных доходов населения  ем проведения антиинфляционных  мер и индексации доходов;

4) развитие отраслей социальной  сферы (образование, здравоохранение,  жилищное хозяйство, культура  и искусство).

Таким образом, политика доходов  представляет собой составную часть  социальной политики государства. Последняя  направлена, в частности, на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками  рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической  почве.

Поэтому важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная  для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны  государства, в первую очередь, слабо  защищенных слоев населения. Решение  этой задачи имеет целью поддержание  оптимальных соотношений между  доходами активной (занятой) части населения  и нетрудоспособных граждан через  механизм налогов и социальных трансфертов.

1.2 Политика перераспределения  доходов

Рыночная экономика по своей природе предполагает определенное социальное выравнивание, поскольку  рынок с его главным механизмом – конкуренцией, является в определенной мере формой компромисса между его участниками. Все субъекты рыночных отношений — взаимосвязаны: доход одного служит расходом другого и наоборот.

Вместе с тем мировая  практика свидетельствует, что рынок  не обеспечивает выравнивания в доходах  даже в странах с высоким их уровнем в расчете на душу населения. Степень социальной дифференциации – различна по странам и определяется в основном различиями в занимаемом субъектами месте в производстве и распределении национального  дохода, в уровне образования и  специальной подготовке, в имущественном  положении к периоду вступления в трудоспособный возраст и т.п.

Как правило, для страны с  низким уровнем экономического развития характерна резкая дифференциация в  доходах. С повышением уровня экономического развития дифференциация в доходах  населения сокращается как за счет роста заработной платы всех работающих, так и за счет увеличения реальных возможностей государства  для реализации активной социальной политики.

Для измерения степени  дифференциации в доходах западная экономическая теория и практика предлагает использовать несколько  показателей.

В целях наглядности распределение  доходов по группам населения  изображают в виде графика, получившего  название кривой Лоренца, который демонстрирует  величину отклонения кривой реальных доходов от прямой абсолютного равенства.

Рис. 1. Кривая Лоренца

На графике биссектриса  ОД делит квадрат пополам и  характеризует абсолютное равенство, т.е. каждой из 20% группы населения принадлежит  равная 20% доля доходов страны. Такое  равное распределение доходов —  идеальная возможность, которая  практически не может быть реализована. Если бы даже реализацию идеальной  схемы распределения денежного  дохода удалось бы осуществить, то это  разрушило бы мотивации к труду, как у предпринимателей, так и  у работников. Однако практически  такую схему реализовать невозможно. Попытка реализации социального  равенства в советской системе  и уравнительного распределения  привела к снижению эффективности  производства и социальной дифференциации в советском обществе на основе действия механизмов, не связанных с лучшими  достижениями в эффективном труде: близости к государственной власти и доступа к распределению  дефицитных товаров. В рыночной же экономике  все ее механизмы хозяйствования направлены на социальную дифференциацию в обществе.

В реальной жизни доходы распределяются неравномерно. Как правило, меньшей  доли населения принадлежит большая  часть доходов страны.

Идеальное распределение  доходов характеризуется биссектрисой ОД, фактическое же их распределение  показывает кривая Лоренца — ОВСД. Чем дальше располагается кривая Лоренца от биссектрисы, чем она  имеет более выпуклый характер, тем  выше степень неравенства в распределении  доходов. На нашем графике Кривая Лоренца характеризует дифференциацию в доходах населения экономически развитых стран.

Для современной России кривая Лоренца ОВСД имеет более выпуклый характер, свидетельствующий о существенной дифференциации в доходах населения.

Итальянский экономист К. Джини предложил количественную оценку степени неравномерности распределения доходов или их неравенства, вошедшую в экономическую науку как коэффициент Джини.

Коэффициент Джини исчисляется делением площади ОВСД на площадь прямоугольника ОДЕ, т.е.

ОВСД

Коэфф.Дж. = ¾¾¾

ОДЕ

Чем больше площадь ОВСД, тем больше величина коэффициента Джини, тем выше степень неравенства в доходах. Величина коэффициента Джини может измениться от 0 до 1. Однако она никогда не может достигнуть этих крайних показателей, поскольку «0» означал бы абсолютное равенство, а «1» — абсолютное неравенство.

Рассмотрим функции и  методы государственного перераспределения  доходов.

Рыночные механизмы неизбежно  приводят к концентрации денежного  дохода у социальных групп, составляющих меньшинство населения страны. В  принципе различия в доходах являются следствием неодинакового трудового  вклада в создание денежного дохода страны. Одновременно социальные различия в доходах и уровне жизни выступают  стимулом дня достижения экономически эффективных результатов в труде  и переходе в более высокую  по уровню жизни социальную группу.

Вместе с тем следует  иметь в виду, что социальная дифференциация не является только следствием неравного  трудового вклада в национальный доход страны. В современном обществе существует много других причин для  обогащения и при надежности к  социальным группам с наивысшей  величиной денежного дохода, не связанных  с трудовым участием «ради всего  общества». В одной из своих последних  работ Дж.К. Гэлбрейт указывает на некоторые источники нетрудовых доходов, способствующих дифференциации в доходах населения. «Немалая часть доходов и богатства достается людям без достаточного или вообще безо всякого социального обоснования, ни за что или почти ни за что с точки зрения вклада в экономику. Очевидный пример — получение наследства. Другие примеры аналогичного порядка — различные пожертвования, случайные успехи и манипуляции в финансовой сфере. Сюда же относятся вознаграждения, которыми щедро наделяют себя руководители современных компаний, пользуясь предоставленными им полномочиями»[1].

Увеличивают степень дифференциации такие доходы населения, не связанные с трудовыми затратами, как рента от занимаемой административной должности, присвоение средств государственного бюджета и т.п.

Под воздействием совокупности факторов степень социальной дифференциации может достигнуть пределов, преодоление  которых способно существенно обострить  экономическую и социальную ситуацию в стране.

Информация о работе Социальная политика государства