Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 00:35, курсовая работа
Содружество Независимых Государств является основной международно-правовой структурой, позволяющей большинству постсоветских государств согласовывать свои позиции и совместно решать общие вопросы. В настоящее время именно это региональное объединение выполняет регулирующие функции на постсоветском пространстве. Содружество стало образованием, которое служит развитию и укреплению отношений добрососедства, взаимопонимания, взаимовыгодного делового партнерства государств-участников. От того, как будут складываться экономические взаимоотношения между
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СОДРУЖЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
1.1.Образование Содружества Независимых Государств. Его цели и принципы
1.2. Структура органов Содружества Независимых Государств
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
2.1. Экономическое сотрудничество
2.2. Общеполитическое сотрудничество
2.3. Гуманитарное сотрудничество, социальные проблемы
2.4. Сотрудничество в сфере обороны и охраны границ, борьбы с организованной преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, противодействия новым вызовам и угрозам
2.5. Правовое сотрудничество
2.6. Финансовое сотрудничество
ГЛАВА 3. СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ КАК РЕГИОНАЛЬНОЕ ИНТЕГРАЦИОННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СМИД осуществляет следующие функции: рассматривает ход исполнения решений Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества и заключенных в рамках СНГ международных договоров и соглашений; проводит консультации в области внешней политики государств – участников Содружества по вопросам, представляющим взаимный интерес; осуществляет меры для совершенствования информационного обеспечения внешнеполитической деятельности государств – участников Содружества, подготовки и повышения квалификации дипломатических кадров и др.
Большое внимание Совет министров иностранных дел уделяет вопросам миротворческой деятельности. Совместно с Советом министров обороны были разработаны Положение о Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств и ряд других документов.[4]
Председатель Совета министров иностранных дел – Лавров Сергей Викторович, Министр иностранных дел Российской Федерации.
Совет министров обороны государств – участников Содружества Независимых Государств (далее - СМО СНГ) образован 14 февраля 1992 года Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств.
Председателем Совета министров обороны государств – участников СНГ является Министр обороны Российской Федерации - Сердюков А. Э.
Основные функции СМО СНГ: координация военного сотрудничества государств – участников Содружества; выработка предложений по вопросам реализации усилий государств Содружества, направленных на предотвращение вооружённых конфликтов; рассмотрение проектов договоров (соглашений) и других документов по вопросам обороны и военного строительства; осуществление контроля за деятельностью рабочих органов Совета министров обороны и др.
Штаб по координации военного сотрудничества СНГ(далее- ШКВС СНГ) являлся постоянно действующим рабочим органом СМО СНГ. 26 августа 2005 года Решением СГГ СНГ о совершенствовании и реформировании органов Содружества Независимых Государств с 1 января 2006 года ШКВС СНГ упразднен, его функции переданы Секретариату СМО СНГ. Секретарь Совета министров обороны государств – участн
Совет командующих Пограничными войсками является коллегиальным органом Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств по вопросам координации охраны внешних границ Содружества и экономических зон государств- участников.
Совет командующих Пограничными войсками: вырабатывает и рассматривает концептуальные подходы к обеспечению охраны внешних границ и экономических зон; координирует деятельность пограничных войск государств - участников Содружества по вопросам, требующим совместных действий; рассматривает и вырабатывает предложения по вопросам подготовки и переподготовки офицерских кадров, военно-научных исследований пограничных войск государств - участников Содружества и т.д.
Председателем Совета командующих Пограничными войсками является первый заместитель Директора – Руководитель Пограничной службы ФСБ России генерал армии В.Е. Проничев.
Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств (далее-МПА) была образована 27 марта 1992 года на основе Алма-Атинского соглашения. Ассамблея была учреждена как консультативный институт для обсуждения вопросов и рассмотрения проектов документов, представляющих взаимный интерес.
26 мая 1995 года была подписана Конвенция о Межпарламентской Ассамблее государств - участников Содружества Независимых Государств. По этой Конвенции Межпарламентская Ассамблея признана межгосударственным органом и занимает одно из ведущих мест в системе органов Содружества Независимых Государств.
Наибольшее значение в деятельности Межпарламентской Ассамблеи имеют вопросы, связанные со сближением и гармонизацией законодательных актов государств СНГ. Межпарламентская Ассамблея постоянно уделяет внимание приведению национальных законов в соответствие с международными договорами, принятыми в рамках СНГ. Одной из важнейших задач Межпарламентской Ассамблеи является миротворческая деятельность.
Важную роль в разработке и подготовке к принятию модельных законодательных актов и других документов Ассамблеи играют постоянные комиссии МПА. Действует десять постоянных комиссий.
Основным документом, определяющим статус Экономического Суда, является Соглашение о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 года, а также Положение об Экономическом Суде СНГ.
К ведению Экономического Суда относится разрешение межгосударственных экономических споров: возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями; о соответствии нормативных и других актов государств – участников Содружества по экономическим вопросам соглашениям и иным актам Содружества. Соглашениями государств – участников Содружества к ведению Экономического Суда могут быть отнесены и другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества.
Экономический Суд осуществляет также толкование: применения положений соглашений и других актов Содружества, его институтов; актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества.
Пленум Экономического Суда – его высший коллегиальный орган. Он выполняет различные функции: рассматривает жалобы на решения коллегий Суда; принимает рекомендации по обеспечению единообразной практики применения договоров, актов СНГ по экономическим спорам; утверждает Регламент Суда и иные акты, регулирующие его деятельность и др.
Председатель Экономического Суда одновременно является Председателем Пленума Экономического Суда. Эффективное использование функций Экономического Суда СНГ может явиться тем краеугольным камнем, который положит начало применению единообразного правового дохода к реализации договоров и решений, действующих в Содружестве.[5]
В рамках СНГ действует 66 органов отраслевого сотрудничества, которые призваны содействовать развитию многостороннего взаимодействия государств-членов. Они согласовывают принципы и правила такого сотрудничества в конкретных областях экономики, гуманитарной сфере, военном строительстве и т.д. и способствуют реализации практических договоренностей. В состав указанных органов входят, как правило, руководители соответствующих органов исполнительной власти стран СНГ. Органы отраслевого сотрудничества в пределах своей компетенции принимают рекомендации, а также вносят предложения на рассмотрение Совета глав правительств. В рамках СНГ создан также ряд специализированных международных организаций: Координационный совет Международного союза «Содружество общественных организаций ветеранов (пенсионеров) независимых государств» (1991); Межгосударственная телерадиокомпания «Мир» (1992); Международный агропромышленный союз (Союзагро, 2002) и др.
Исполнительный комитет СНГ сформирован по решению Совета глав государств СНГ 2 апреля 1999. Комитет призван обеспечивать деятельность Советов глав государств, глав правительств, министров иностранных дел и Экономического совета; вырабатывать предложения о стратегии СНГ; осуществлять правовую проработку документов; анализировать ход реализации решений и договоров, а также систематическое информирование высших органов Содружества. Исполнительный комитет является постоянно действующим органом, местонахождение комитета – г.Минск.
Экономический совет СНГ (далее - Совет) - основной исполнительный орган, который обеспечивает выполнение соглашений, решений, принятых в рамках СНГ, о формировании и функционировании зоны свободной торговли и других вопросах социально-экономического сотрудничества, принимает решения о вопросах, отнесенных к его компетенции, а также по поручениям Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ.
Основными же функциями Совета являются: содействие осуществлению мероприятий по формированию и функционированию зоны свободной торговли; создание правовых, экономических и организационных условий для перехода к более высоким ступеням экономического сотрудничества; содействие углублению сотрудничества в области науки и техники, обеспечение свободного доступа к открытой научно-технической информации; содействие развитию сотрудничества с другими международными организациями; принятие согласованных мер в области охраны окружающей среды и природных ресурсов, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и др.
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
За сравнительно небольшой для истории срок уже в основном существует нормативно-правовая база СНГ. Это обширный массив договоров, соглашений и решений государств - участников Содружества, способствующий развитию и углублению сотрудничества в различных областях. Достаточно сказать, что с декабря 1991 года по сентябрь 2001 года в рамках СНГ принято 1194 документа.
К сферам совместной деятельности государств-членов относятся:
обеспечение прав и основных свобод человека;
координация внешнеполитической деятельности;
сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;
сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;
охрана здоровья и окружающей среды;
вопросы социальной и миграционной политики;
борьба с организованной преступностью;
сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.
Среди основных направлений сотрудничества выделяют: экономическое сотрудничество; общеполитические проблемы; гуманитарное сотрудничество; сотрудничество в сфере обороны и охраны границ, борьбы с организованной преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, противодействия новым вызовам и угрозам; правовое сотрудничество; финансовое сотрудничество.
2.1. Экономическое сотрудничество
Сохранение и развитие сложившихся тесных экономических связей между странами СНГ - одна из самых насущных задач, которая решается в рамках Содружества. Экономическая интеграция, как и другие виды интеграции, объективно необходима. Это понимают руководители государств Содружества, правда, понимают по-разному.
Этапным на пути экономической интеграции стран СНГ стало заключение Договора о создании Экономического союза в сентябре 1993 г. Документ предусматривает поэтапное формирование указанного союза с целью интеграции экономики и создания единого таможенного и валютного пространства на базе рыночных отношений. На первом этапе создается межгосударственная ассоциация свободной торговли,предусматривающая отмену таможенных пошлин и беспрепятственное движение товаров. На втором этапе образуется таможенный союз, в рамках которого устанавливается в отношения других стран общий таможенный тариф и проводится скоординированная внешнеторговая политика. На третьем этапе формируется общий рынок капиталов и рабочей силы. На заключительном этапе образуется валютный союз, предполагающий согласование бюджетной, налоговой, кредитно-денежной и валютой политики.
Таможенный союз стран Содружества включает в себя Россию,Беларусь,
Казахстан и Киргизию. Одним из основных документов в этой сфере следует считать Соглашение о Таможенном союзе от 20 января 1995 г., которое заключили первые три из названных государств. Киргизия присоединилась к указанному соглашению в 1996 г.
Целями Таможенного союза являются: устранение препятствий для свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами; гарантирование устойчивого развития экономики, свободного товарообмена и добросовестной конкуренции; обеспечение всестороннего развития национального народного хозяйства; создание условий для формирования общего экономического пространства и др.
Таможенный союз — организация, открытая для любого государства СНГ. О своем намерении участвовать в Таможенном союзе заявили Таджикистан и Узбекистан, заинтересованность в нем проявили Молдова и Азербайджан.
Вводится взаимное признание документов об образовании и квалификации, приняты обязательства в области страхования, пенсионного обеспечения и регулирования миграции В апреле 1994 г. принято Соглашение о создании зоны свободной торговли, призванное запустить в действие механизм Договора об Экономическом союзе. Тогда же подписано Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений. В октябре 1994 г. на заседании Совета глав государств было принято Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета (МЭК) Экономического союза. МЭК стал, по сути, первенцем наднациональной структуры, имеющий право по некоторым вопросам принимать решения, обязательные для исполнения членами СНГ. Основными направлениями деятельности МЭК являются: формирование Экономического союза путем создания механизмов Платежного союза, зоны свободной торговли; Таможенного союза, общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, валютного (денежного) союза; достижение гармонизированного регулирования экономических отношений; поддержка предпринимательства;выработка согласованных решений по социальным вопросам, представляющим общий интерес.
Экономическое сотрудничество государств-участников СНГ включает сотрудничество в научно-технической и инновационной сферах; в области обмена научно-технической информацией; в области охраны и защиты прав промышленной собственности; в области стандартизации, метрологии и сертификации; в области транспорта; в области информатизации и связи; в области архивного дела.
Экономические отношения хозяйствующих субъектов Сторон регулируют: Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20 марта 1992; Соглашение о принципах сближения хозяйственного законодательства государств – участников Содружества Независимых Государств от 9 октября 1992 г.; Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений от 15 апреля 1994 г.; Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики от 12 апреля 1996 г.; Соглашение о поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 17 января 1997 г.; Концепция экономического интеграционного развития Содружества Независимых Государств от 28 марта 1997 г.