Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 00:35, курсовая работа
Содружество Независимых Государств является основной международно-правовой структурой, позволяющей большинству постсоветских государств согласовывать свои позиции и совместно решать общие вопросы. В настоящее время именно это региональное объединение выполняет регулирующие функции на постсоветском пространстве. Содружество стало образованием, которое служит развитию и укреплению отношений добрососедства, взаимопонимания, взаимовыгодного делового партнерства государств-участников. От того, как будут складываться экономические взаимоотношения между
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СОДРУЖЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
1.1.Образование Содружества Независимых Государств. Его цели и принципы
1.2. Структура органов Содружества Независимых Государств
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
2.1. Экономическое сотрудничество
2.2. Общеполитическое сотрудничество
2.3. Гуманитарное сотрудничество, социальные проблемы
2.4. Сотрудничество в сфере обороны и охраны границ, борьбы с организованной преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, противодействия новым вызовам и угрозам
2.5. Правовое сотрудничество
2.6. Финансовое сотрудничество
ГЛАВА 3. СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ КАК РЕГИОНАЛЬНОЕ ИНТЕГРАЦИОННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Работа в части предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера включает сотрудничество в организации системы экстренной помощи государствам СНГ в случае возникновения на их территориях чрезвычайных ситуаций; взаимодействии в прогнозировании и предупреждении о циклонах, штормах, ураганах, грозовых шквалах, пылевых бурях и т. д.; технологической и производственной безопасности и др.
Основными задачами межгосударственного сотрудничества в сфере обеспечения экологической безопасности являются: координация и проведение согласованной политики государств – участников Соглашения в области экологии и охраны окружающей природной среды; содействие созданию и функционированию межгосударственной экологической информационной системы; ведение Красной книги государств – участников СНГ и др.
Государства – участники СНГ осуществляют согласованную деятельность в области обеспечения промышленной безопасности на опасных производствен-ных объектах, устанавливают требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, техническому перевооружению, эксплуатации опасных производственных объектов. Ведется работа подготовке и аттестации специалистов,эксплуатирующих опасные производственные объекты, разработке межгосударственных программ; осуществляется обмен информацией.
2.5. Правовое сотрудничество
Понимая важность тесной интеграции во всех сферах совместной деятельности, государства — участники СНГ заявляли о стремлении к созданию единого правового поля. Эта тенденция выражается в принятии целого ряда договоров, программ и модельных законодательных актов для правового регулирования отношений между странами в различных областях. Государства-члены сотрудничают в области права посредством заключения многосторонних и двусторонних договоров об оказании правовой помощи и способствуют сближению национального законодательства.
В результате постепенно сложилась единая система правовых норм и правил (договоров, соглашений, конвенций, модельных законов), которую можно назвать "правом СНГ". Право СНГ как совокупность норм представляет собой новый нормативно-правовой массив в современном международном праве. Его значение подтверждается признанием Содружества Независимых Государств как международной межгосударственной организации, призванной выполнять координирующие функции в процессе экономической интеграции его участников, поддержании мира и безопасности в масштабе определенного региона. Договорную основу СНГ составляют Устав и многосторонние акты, в том числе Соглашение о создании СНГ ,подписанное между Россией, Белоруссией и Украиной и Протокол к этому Соглашению.[8]
Анализ межгосударственных и межправительственных документов, заключенных в рамках Содружества, показывает, что среди них высок удельный вес договоров рамочного характера, определяющий принципы и контуры сотрудничества. На начальном этапе развития Содружества такие документы выполняли важную положительную роль, определяя основные направления интеграции. В настоящее время имеется потребность в документах, которые содержали бы правовые нормы, регламентирующие конкретные сферы деятельности Содружества и предусматривающие ответственность за их нарушение.[9]
2.6. Финансовое сотрудничество
Основные задачи финансовой политики в СНГ: разработка механизмов валютно-финансовых и платежно-расчетных отношений государств-участников; формирование Платежного и Валютного союзов; координация действий государств– участников Содружества в вопросах кредитно-финансовой, страховой, налоговой, инвестиционной деятельности.
В составе документов, обеспечивающих межгосударственные валютно-финансовые отношения, определяющую роль играют следующие:
Соглашение о создании Платежного союза государств – участников СНГ от 21 октября 1994 г.;Конвенция о координации деятельности государств – участников СНГ на рынках ценных бумаг от 25 ноября 1998 г.; Положение о порядке применения налога на добавленную стоимость и акцизов по поставкам товаров (услуг) по производственной кооперации при расчетах между хозяйствующими субъектами государств – участников СНГ от 17 января 1997 г.;Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ и услуг) между государствами – участниками СНГ от 25 ноября 1998 г.; Соглашение между государствами – участниками СНГ о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере от 4 июня 1999 г.
Соглашение о создании Платежного союза устойчиво функционирует в части перемещения финансовых средств, что очень важно для межгосударственной инвестиционной деятельности, и недостаточно работает сегодня в сферах: межгосударственной инвестиционной деятельности в реальной экономике; валютной интеграции.
Конвенция позволяет форсировать создание цивилизованного фондового рынка Содружества.
Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров установлено, что ни одна из Сторон не облагает такими налогами товары, работы и услуги, экспортируемые на территорию другой Стороны.
Деятельность органов СНГ и осуществление совместных программ финансируется странами Содружества на основе долевого участия государств-членов. Расходы устанавливаются в соответствии со специальными соглашениями о бюджетах органов СНГ. Бюджеты утверждаются Советом глав государств по представлению Совета глав правительств государств-участников. Совет глав правительств определяет порядок рассмотрения вопросов финансово-хозяйственной деятельности органов Содружества. Расходы, связанные с участием в работе совещаний и органов СНГ представителей отдельных государств-членов, экспертов и консультантов, несут сами эти государства.
При создании исполнительных органов СНГ в 1993 страны-участницы договорились оплачивать свою долю расходов, исходя из возможностей национального бюджета. Исполнительный комитет СНГ имеет право в ходе исполнения бюджета вносить изменения в функциональную, ведомственную и экономическую структуру расходов.
ГЛАВА 3. СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ КАК РЕГИОНАЛЬНОЕ ИНТЕГРАЦИОННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
Относительно юридической природы СНГ мнения юристов не однозначны. Одни полагают, что минимальной правовой формой Содружества может выступать конфедерация. Другие считают, что СНГ - это не что иное, как региональная международная организация. Третьи высказывают точку зрения, что Содружество является одновременно и конфедерацией, и международной организацией. А четвертые вообще рассматривают СНГ как аморфное образование.
Учредительные документы СНГ, его Устав, практическая деятельность позволяют сделать вывод о том, что Содружество является региональной международной организацией.
Статус СНГ регулируется Уставом СНГ. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. СНГ - международно-правовой субъект, основанный на началах суверенного равенства всех его членов, которые являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.
По мнению А.Б.Кеженова, Содружество Независимых Государств в своем нынешнем виде не является ни государством, ни надгосударственным (наднациональным) образованием. Оно представляет собой региональную международную межправительственную организацию и именно в качестве таковой обладает всеми признаками субъекта международного права.
Международная правосубъектность СНГ существенным образом отличается от правосубъектности учредивших его суверенных стран. Правосубъектность Содружества носит вторичный, производный по отношению к правам и обязанностям государств характер.[10]
Региональная международная межправительственная организация – организация, в рамках которой объединяются государства, принадлежащие к определенному географическому району, которые в силу экономической, политической, религиозной близости заинтересованы в тесном сотрудничестве.[11]
Е. Г. Моисеев пишет: "Учредительные документы СНГ, его Устав, практическая деятельность позволяют сделать вывод о том, что Содружество является региональной международной организацией. Оно создано суверенными государствами путем подписания международного договора, его юридической базой стало международное право. СНГ преследует определенные цели, которые зафиксированы в учредительных документах. Образованы и действуют координирующие органы". Содружество Независимых Государств должно рассматриваться в качестве международной межправительственной организации прежде всего потому, что в него входят суверенные независимые государства, получившие практически универсальное международное признание. Не вызывает сомнений региональный характер Содружества Независимых Государств и с чисто географической точки зрения: из одиннадцати государств Содружества шесть относятся к европейской части континента, а пять — к азиатской, при этом большая часть территории крупнейшего государства СНГ — Российской Федерации расположена в Азии.
В качестве международной межправительственной организации Содружество Независимых Государств обладает статусом субъекта международного права и необходимой договорной правоспособностью, имеет право заключать международные договоры как с государствами — участниками СНГ, так и с другими государствами, независимо от принадлежности их к тому или иному региону. СНГ имеет возможность поддерживать сотрудничество по широкому кругу вопросов с другими региональными международными межправительственными организациями, с международными организациями универсального характера.
В качестве региональной международной организации Содружество принимает участие во всех крупных форумах, проводимых ООН и другими международными организациями. Делегации Исполнительного комитета СНГ участвуют в работе сессий Генеральной Ассамблеи ООН, Генеральной конференции ЮНЕСКО, Европейской экономической комиссии ООН, в саммитах ОБСЕ, в экономических форумах ОБСЕ и во многих других мероприятиях в рамках международных организаций.
В качестве примера международного договора, заключенного СНГ от собственного имени, можно назвать Соглашение между Содружеством Независимых Государств и Республикой Беларусь об условиях пребывания Исполкома СНГ на территории Республики Беларусь от 13 июня 1994 г.[12]
Летом 1998 г. Экономический Суд СНГ указал: " Содружество необходимо считать субъектом международного права. Причем международная правосубъектность Содружества составляет его неотъемлемое свойство, атрибут существования. Она не нуждается в дополнительном (официальном) признании в качестве таковой со стороны государств, в том числе государств-членов, или со стороны иных международных организаций. Содружество выступает как субъект международного права уже лишь потому, что оно реально существует и действует в международных отношениях". Экономический Суд СНГ установил, что в качестве субъекта международного права Содружество Независимых Государств обладает следующими правами: Содружество реализует право на участие в международных отношениях посредством установления отношений с государствами и международными организациями; Содружество осуществляет право заключать международные договоры с государствами и международными организациями; органы Содружества принимают решения от своего имени; Содружество обладает правом применять санкции при нарушении международных обязательств.[13]
Международные организации, с рабочими органами которых Исполнительный комитет СНГ поддерживает отношения Организация Объединенных Наций (ООН), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Совет Европы (СЕ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО ООН), Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев(УВКБ ООН), Форум Кран-Монтана, Отделение ООН в Женеве, Отделение ООН в Вене, Организация Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ), Международная организация уголовной полиции (ИНТЕРПОЛ), Международное эпизоотическое бюро (МЭБ), Программа ООН по населенным пунктам (ХАБИТАТ ООН), Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС), Международный центр по развитию миграционной политики (МЦ РМП), Международная организация по миграции (МОМ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ/ОБСЕ), Европейская конференция министров транспорта (ЕКМТ).
Носят регулярный характер рабочие контакты с Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ). 8–9 июня 2009 года в г. Санкт-Петербурге состоялись пленарное заседание и заседания рабочих групп ЕАГ. Представители Исполнительного комитета СНГ также приняли участие в Международной конференции «Проблемы развития конкуренции в странах БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) и задачи их антимонопольных ведомств» (1–2 сентября 2009 года, г. Казань).
Таким образом, государства — участники СНГ признаны de jure подавляющим большинством государств мира. Государства — участники СНГ каждое в отдельности поддерживают дипломатические отношения не только с сопредельными государствами и великими державами, но и со значительным числом больших и малых государств Европы, Азии, Африки, Латинской Америки и Океании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Содружество Независимых Государств — это региональная международная межправительственная организация, призванная обеспечить межгосударственное сотрудничество по самому широкому кругу вопросов. Участники союза высказались за формирование общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов, на выработке согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной и внешнеэкономической политики, на сближении методов регулирования хозяйственной деятельности и создания благоприятных условий для развития прямых производственных связей.
Следует отметить, что учредительными документами Содружества Независимых Государств являются Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991г., Протокол к соглашению, подписанный 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате, и Алма-Атинская декларация от 21 декабря 1991 г. 22 января 1993 г. в Минске был принят Устав Содружества.
Всего в рамках Содружества Независимых Государств создано 82 органов, в том числе 66 органов отраслевого сотрудничества.
Сегодня акценты во взаимоотношениях государств в рамках Содружества все больше смещаются в социально-гуманитарную и военно-политическую сферы. Приоритетными направлениями становятся взаимодействие в борьбе с терроризмом, организованной преступностью, наркобизнесом и нелегальной миграцией, организация миссий наблюдателей от государств СНГ на выборах президентов и парламентов и при проведении референдумов в государствах Содружества.
В СНГ пока еще не сложились объективные условия для реальной экономической интеграции на рыночной основе. Государства Содружества находятся в системном социально-экономическом кризисе, в процессе реформирования экономических и общественных отношений, становления и развития демократических основ управления. Развитию равноправных многосторонних отношений в СНГ не способствует также такое объективное обстоятельство как особое место России, на которую приходится около 70% совокупного валового продукта государств-участников Содружества. Россия как лидер всего постсоветского пространства может быть притягательной для других государств-участников только как демократическая и великая индустриальная научно-техническая держава.