Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 00:35, курсовая работа
Содружество Независимых Государств является основной международно-правовой структурой, позволяющей большинству постсоветских государств согласовывать свои позиции и совместно решать общие вопросы. В настоящее время именно это региональное объединение выполняет регулирующие функции на постсоветском пространстве. Содружество стало образованием, которое служит развитию и укреплению отношений добрососедства, взаимопонимания, взаимовыгодного делового партнерства государств-участников. От того, как будут складываться экономические взаимоотношения между
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СОДРУЖЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
1.1.Образование Содружества Независимых Государств. Его цели и принципы
1.2. Структура органов Содружества Независимых Государств
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
2.1. Экономическое сотрудничество
2.2. Общеполитическое сотрудничество
2.3. Гуманитарное сотрудничество, социальные проблемы
2.4. Сотрудничество в сфере обороны и охраны границ, борьбы с организованной преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, противодействия новым вызовам и угрозам
2.5. Правовое сотрудничество
2.6. Финансовое сотрудничество
ГЛАВА 3. СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ КАК РЕГИОНАЛЬНОЕ ИНТЕГРАЦИОННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В Соглашении о поддержке и развитии малого предпринимательства отмечается, что Стороны осуществляют взаимодействие по ряду направлений, включая формирование условий для активизации внешнеэкономической деятельности, инвестиционную поддержку малого предпринимательства.
Концепция экономического интеграционного развития Содружества представляет собой систему взаимосогласованного государствами – участниками взглядов на общие цели и приоритеты экономического развития в условиях углубления экономических отношений с учетом реальной ситуации в каждом из государств и мирового опыта формирования региональных экономических сообществ.
Подлинная интеграция экономического пространства постсоветских государств, новая структура связей и состав участников более реально определится только на основе взаимной выгоды, развития рыночных отношений как внутри, так и между государствами.[6]
2.2. Общеполитическое сотрудничество
Политическое сотрудничество включает в себя деятельность властных структур государств. Прежде всего, речь идет о Совете глав государств и Совете глав правительств стран Содружества. Заседаний Совета глав государств было проведено свыше 40, а заседаний Совета глав правительств — более 50. На них решаются важнейшие стратегические направления сотрудничества в рамках СНГ.
Одной из важных политических задач, стоящих сегодня перед средствами массовой информации государств - участников СНГ, является информирование населения о процессах, происходящих в Содружестве. Необходимо формировать благоприятное общественное мнение вокруг усилий политиков по налаживанию эффективных экономических, социальных и культурных отношений между странами Содружества и другими странами. Правильная постановка и решение этих задач станет мощным фактором интенсификации интеграционных процессов. Ведь именно СМИ формируют в общественном сознании оценку деятельности органов СНГ, разъясняют принятые решения.
2.3. Гуманитарное сотрудничество, социальные проблемы
В сфере гуманитарного сотрудничества выделяют следующие направления: здравоохранение, информация и массовые коммуникации, культура, образование, периодическая печать, по делам молодежи, Совет по гуманитарному сотрудничеству, социально-трудовая сфера, спорт, туризм.
Высшими органами Содружества Независимых Государств принят ряд межгосударственных соглашений в области здравоохранения. Среди них : Соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения; Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств-участников СНГ; Концепция о сотрудничестве государств - участников СНГ в области охраны здоровья населения и др.
Информационная сфера становится все более важной составляющей общественной жизни, во многом определяющей перспективы успешного осуществления социально-политических и экономических преобразований в государствах - участниках Содружества. В рамках СНГ подготовлена Концепция формирования информационного пространства и Перспективного плана подготовки документов и мероприятий по ее реализации. В план реализации Концепции включены ряд документов. Среди них – Конвенция о статусе корреспондента, представляющего средство массовой информации государства - участника СНГ в других государствах Содружества от 16 апреля 2004 года - документ, призванный защищать профессиональные интересы журналистов в государствах Содружества.
Большое значение имеет и другой документ - Соглашение об обмене информацией о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, об информационном взаимодействии при ликвидации их последствий и оказании помощи пострадавшему населению от 18 сентября 2003 года. Он ориентирован на создание механизма предоставления информационным агентствам стран СНГ оперативных сведений о различных катастрофах природного и техногенного характера, их последствиях, об оказании помощи пострадавшему населению.
Основными направлениями сотрудничества в области культуры являются: вопросы состояния культурного сотрудничества; изучение процессов и тенденций развития культуры в рамках Содружества; проведение совместных мероприятий; содействие органам культуры, общественным организациям государств – участников Содружества в выработке согласованных действий в области культуры и др. Регулярно проводятся такие фестивали, как Открытый кинофестиваль стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок» в Анапе, Минский международный кинофестиваль «Листопад» и др.Особое внимание Советом уделяется проведению совместных музыкальных мероприятий: Международный музыкальный фестиваль «Золотой шлягер в Могилеве», Международный фестиваль искусств "Славянский базар".
В области образования осуществляется содействие формированию единого образовательного пространства СНГ, в том числе: рассматриваются вопросы состояния сотрудничества в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров; изучается и обобщается опыт государств - участников Содружества по обеспечению социальной защиты учащихся и работников образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, взаимному признанию эквивалентности документов об их квалификации в рамках Содружества.
В рамках СНГ рассмотрен ряд важных вопросов по развитию сотрудничества в области образования, в том числе: подписан Протокол о признании и эквивалентности документов государственного образца об образовании, ученых степенях и ученых званиях государств- участников СНГ; одобрены Общие рекомендации по порядку проведения аттестации и аккредитации образовательных учреждений государств - участников СНГ и т.д.
Основные документы, в рамках которых осуществляется взаимодействие государств – участников СНГ в области периодической печати, книгоиздания, книгораспространения и полиграфии: Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в области периодической печати от 4 июня 1999 г.; Соглашение о гуманитарном сотрудничестве государств-участников СНГ от 26 августа 2005.
Основные аспекты деятельности направлены на развитие и углубление взаимовыгодного сотрудничества государств – участников Соглашения о создании Совета в области периодической печати, книгоиздания, книгораспространения и полиграфии, на содействие реализации принятых в рамках Содружества документов в данной области. Важным направлением сотрудничества является взаимное участие государств СНГ в международных книжных выставках и ярмарках, проводимых на их территориях. Также предусмотрено ежегодное проведение Международного конкурса "Искусство книги", который проводится ежегодно, начиная с 2004 года.
Международный опыт свидетельствует о том, что молодежное сотрудничество вносит свой вклад во взаимопонимание и мирный диалог между народами. Одним из приоритетных направлений в молодежной политике является вовлечение молодежи в международные культурные, экономические, научные и образовательные процессы посредством дальнейшего развития программ международного молодежного сотрудничества. Основная задача международного молодежного сотрудничества - дать молодым людям возможность жить без границ. В рамках Содружества создан Совет по делам молодежи государств-участников СНГ, который на своих заседаниях обсуждает перспективные направления сотрудничества между государствами в области молодежной политики.
В рамках гуманитарного сотрудничества осуществляется проведение форумов творческой и научной интеллигенции государств – участников СНГ; вручение Межгосударственной премии СНГ “Звезды Содружества” за достижения в сфере науки, образования, культуры, гуманитарной деятельности.
Основные направления социально-трудового сотрудничества:формирование общего рынка труда и регулирование миграции рабочей силы; проведение согласованной социальной и демографической политики государств – участников СНГ; совершенствование учета трудовой миграции; создание и совершенствование нормативной базы по труду для государств-участников СНГ; пенсионное обеспечение граждан государств – участников СНГ и др.
2.4. Сотрудничество в сфере обороны и охраны границ, борьбы с организованной преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, противодействия новым вызовам и угрозам
После распада Советского Союза каждое государство стало создавать свои собственные вооруженные силы. Однако не все смогли позволить себе создавать собственные вооруженные силы. В сравнительно короткое время был подписан ряд документов, в том числе Договор о коллективной безопасности, созданы такие органы, как Совет министров обороны СНГ, Штаб по координации их военного сотрудничества, коллективные миротворческие силы.
Данное сотрудничество включает: сферу обороны , охрану границ, борьбу с преступностью, борьбу с терроризмом, борьбу с наркобизнесом, борьбу с торговлей людьми, сферу миграции, борьбу с правонарушениями в финансовой сфере, борьбу с киберпреступлениями, противодействие возникновению и ликвидация ЧС, обеспечение экологической безопасности, обеспечение промышленной безопасности.
В настоящее время действуют программы являются сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с торговлей людьми, с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров .
Основные направления развития военного сотрудничества: создание единого оборонного пространства в рамках СНГ; сотрудничество в области контроля за соблюдением международных договоров о сокращении и ограничении вооружений; совершенствование системы совместного боевого дежурства по противовоздушной обороне (далее – ПВО) государств - участников СНГ; создание системы обмена военно-технической информацией и т.п.
Согласованная пограничная политика направлена на построение целостной системы обеспечения пограничной безопасности, предупреждения и пресечения посягательств на суверенитет и территориальную целостность государств-участников, охраны и защиты их государственных границ. Основными направлениями согласованной пограничной политики государств-участников являются: приоритетное развитие системы обеспечения пограничной безопасности; своевременное прогнозирование развития обстановки на государственных границах и в приграничных территориях; противодействие любым формам дискриминации населения; развитие государствами-участниками на всех уровнях пограничного сотрудничества и др.
Современные терроризм и экстремизм непосредственно угрожают интересам государств - участников СНГ, всему мировому сообществу. Основными направлениями сотрудничества государств - участников СНГ в данной сфере являются: предупреждение, выявление, пресечение и расследование преступлений террористического и экстремистского характера, а также минимизация их последствий; содействие неотвратимости наказания за преступления террористического и экстремистского характера; анализ факторов и условий, способствующих возникновению терроризма и экстремизма; противодействие финансированию террористической и экстремистской деятельности; противодействие пропаганде терроризма и экстремизма и др.
Основными направлениями сотрудничества в противодействии незаконному обороту наркотиков и прекурсоров являются: совершенствование договорно-правовой базы сотрудничества; анализ и прогнозирование наркоситуации, разработка системы мер противодействия незаконному обороту наркотиков и прекурсоров; изучение и оценка эффективности совместных усилий компетентных органов государств - участников СНГ и т.п.
Серьезную опасность для государств – участников СНГ представляет такой вид преступной деятельности, как торговля людьми. Среди международных договоров в данном направлении можно упомянуть: Соглашение о сотрудничестве в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека от 25 ноября 2005 года. 28 ноября 2006 года принята Программа сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с торговлей людьми на 2007 – 2010 годы. Программой предусмотрено: расширение и укрепление международно-правовой базы сотрудничества; проведение согласованных процессуальных действий, профилактических, оперативно-розыскных мероприятий; информационное и научное обеспечение сотрудничества и др.
Ответственность за торговлю людьми, уголовная наказуемость за совершение военных преступлений традиционно устанавливается в кодифицированных актах - уголовных кодексах государств – участников Содружества.[7]
Приоритетными направлениями сотрудничества в сфере миграции является повышение уровня взаимодействия миграционных органов стран СНГ, активизация противодействия незаконной миграции, упорядочение трудовой миграции и другие вопросы. Такие задачи определены Концепцией дальнейшего развития СНГ от 5 октября 2007 года. 6 марта 1998 года Советом глав правительств СНГ подписано Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией. Основным правовым документом является Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, закрепляющее основополагающие права трудовых мигрантов и направления сотрудничества государств в данной сфере.
Государства - участники СНГ, исходя из взаимной заинтересованности в повышении эффективности сотрудничества в борьбе с налоговыми преступлениями, представляющими угрозу экономической безопасности, в 2000 году создали Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований, которым разработано и впоследствии принято Советом глав правительств Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с налоговыми преступлениями.
Государства – участники СНГ сотрудничают в целях обеспечения эффективного предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений в сфере компьютерной информации. 1 июня 2000 года ими было подписано соответствующее Соглашение, где в качестве уголовно наказуемых были определены следующие деяния, если они совершены умышленно: а) осуществление неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети; б) создание, использование или распространение вредоносных программ; в) нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети; г) незаконное использование программ для ЭВМ и баз данных, являющихся объектами авторского права, а равно присвоение авторства.