Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 08:26, курсовая работа
В данной курсовой работе мы описывали понятие политической культуры, особенности ее развития и формирования в рамках российской действительности. При рассмотрении и анализе данных явлений мы пришли к некоторым выводам:
1. Одним из важнейших компонентов российской политической культуры является русский политический генотип, сформированный на базе различных социальных, политических, экономических факторов (постоянная внешнеполитическая угроза, экономические катаклизмы, географическое положение и т.д.). Для русского политического генотипа свойственно:
Политическая жизнь порождает сильнейший персонализм, предпочтения населения основываются на поддержке «вождизма», авторитарный характер власти;
Надежда на «лучшее» будущее и отсутствие внимания к прошлому, его отрицание и «переписывание»
Преобладание государственной, а не национальной самоидентификации гражданина,
ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВА 1 11
1.1. Понятие политической культуры 11
1.2. Русский политический генотип. 17
ГЛАВА 2 20
2.1 Влияние «образов» прошлого на российскую политическую культуру 20
2.2 Концепция «авторитетного» прошлого 25
ГЛАВА 3 28
3.1. Политическая культура современной России 28
3.2. Портрет современного российского обывателя 32
3.3. Образ власти 34
3.4.Роль политических партий 37
Глава 4 39
4.1.Тенденции развития российской политической культуры 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
Библиографический список 44
Библиографический список 45
В основе нашего исследования лежит исторический метод, метод описания, сравнения и анализа данных.
В научных исследованиях проблематика данной темы получила широкое распространение и опубликовано достаточное количество исследовательского материала для работы, хотя стоит отметить, что до сих пор не составлена целостная картина по анализу событий, рассматриваемых в данной курсовой работе.
За последние несколько десятилетий можно наблюдать значительное повышение интереса мирового сообщества к проблеме политической культуры. Все началось с середины 50-х годов прошлого века, когда американский политолог и социолог Габриэль Алмонд вывел свою концепцию political culture, получившую во всем мире широкое признание. Суть его теории заключалась в следующем: политическая культура - часть общей культуры, обладает определенной автономией и является полезным и важным объектом для научного анализа. Г. Алмонд и С. Верба в своем труде «Гражданское общество» определили политическую культуру как «особое распределение образцов ориентаций в отношении политических объектов среди представителей данной нации», выражающиеся в знании населением политического устройства государства, отношении к политическим лидерам и выражении собственного мнения об объектах политики, основанного на ценностных критериях. Таким образом, американские политологи не только рассмотрели феномен «политическая культуры» с точки зрения психологического подхода, но и охарактеризовали ее как воплощение всего исторического опыта государства.
Польский учений Е. Вятр в работе «Социология политических отношений» включил в определение политической культуры складывающиеся отношения между государством и его гражданами. Для Е. Вятра главным компонентом политического мира является политическая власть, вследствие чего «взгляд на политику через призму культуры позволяет лучше понять, какая власть… и для кого является ценностью»; определить характер взаимоотношений таких ценностей как: «власть и собственность, власть и престиж, власть и религиозная святость».
Ф.М. Бурлацкий характеризует политическую культуру общества через степень его политической активности. Советский публицист определяет политическую активность как совокупность идентичных представлений о политике, власти и политическом поведении граждан.
Заслуживает внимания концепция, в которой политическая культура относится к духовной/материальной сфере. В коллективной монографии «Духовный мир развитого социалистического общества» авторы отнесли политическую культуру в духовную сферу, за ее содержание в себе идейных и политических знаний, системы воззрений и убеждений общества и идеологических ценностей личности.
С другого ракурса рассмотрели политическую культуру М.Т. Иовчук и Л.Н Коган: политическая культура на прямую не относится ни к духовной, ни к материальной культуре, она с ними лишь взаимосвязана, и проявляется в социальной деятельности человека как материально-преобразующая, политически-преобразующая или духовно-преобразующая.
По мнению российского научного исследователя М. Фарукшина политическую культуру нельзя включать в материальную культуру, правильнее выделить политическую культуру как отдельный вид, ведь ее принадлежность к духовной культуре остается спорной.
Важным фактором для стабильности политической системы представляет рождение и формирование политической культуры именно в данном государстве, поскольку она оказывает непосредственное влияние на устойчивость политической системы и характер политического процесса.
Политическая культура развивается под воздействием следующих факторов:
1)социально-экономических;
2) институциональных;
3)идеологических;
4)деятельностных;
5)природно-географических;
6)военно-политических;
7)эмоциональных;
8)духовных;
Основными же являются факторы динамики отношений в производительной деятельности и приобретение исторического опыта
Для общества важность политической культуры объясняется ценностью выполняемых ей функций:
А) Познавательная - наделение граждан необходимыми общественно-политическими знаниями, формирование политической компетентности.
Б)
Интегративная - стабилизация политической
жизни и повышение
В) Коммуникативная - устанавливает связь между участниками политического процесса, способствует передаче элементов политической культуры от поколения к поколению и накапливанию политического опыта. Создает условия для эффективного развития политической системы и общества, обеспечивает социальное развитие.
Г) Нормативно-регулятивная - формирование и закрепление в общественном сознании необходимых политических ценностей, целей и норм поведения.
Д) Воспитательная – способствует формированию личности как гражданина.
Под политической культурой личности следует принимать обусловленное ценностными представлениями и воплощенное на практике поведение человека, а так же его деятельность как субъекта политической власти.
В советскую эпоху политическую культуру наделяли несущественными и лишними характеристиками. К примеру, к числу норм социалистической политической культуры относили вежливость, отсутствие антисоциального поведения, рост престижа физического труда или сочувствие по отношению к другим людям. Такая позиция отводила от проблематики политической культуры. Подобным же образом нельзя судить о статусе личности как гражданина по степени «усвояемости» им соответствующей его стране доминирующей политической культуры. Это приведет к неоправданной дискриминации граждан.
Основными структурными компонентами политической культуры являются политических символы, политическое сознание и поведение и. т.д.
Взяв за основу «психологические ориентации людей на политические объекты, «входные» и «выходные» каналы системы и политическую систему в целом американские политологи Г. Алмонд и С. Верба создали свою концепцию типологий политических культур. Они описали три основных «идеальных» или «чистых» модели:
Сами Г. Алмонд и С.Верба ставили под сомнение возможность появления одного из этих «чистых» типов. На практике возможно лишь появление «смешанного» типа культуры, сочетающего в себе «политическую активность, вовлеченность и рациональность (граждан), будучи уравновешенными пассивностью… и обязательствами по отношению к локальным ценностям» - т.н. «гражданской культуры». Соотношение «идеальных» типов культур было в сочетании: 60% - партисипаторной культуры, 30% - подданнической, 10% - патриархальной.
При этом Г. Алмонд называл демократический режим наиболее подходящим для существования «гражданского» типа политической культуры. Однако для стабильности их сосуществования необходимо «уравновешенное неравенство», т.е. граждане являются политически активными лишь потенциально, и не является постоянными участниками политического процесса, а становятся ими, когда посчитают нужным. Тем самым возникает «баланс»: политические элиты пользуются пассивностью обычного гражданина для осуществления своих властных полномочий и расширением влияния, а граждане, в свою очередь, в любой момент могут вступить в политический процесс, по праву обладания ими этим «правом».
Заслуживает внимания еще одна концепция политических культур выведенная Г. Алмондом. Он выявил «поляризованный» и «консенсусный» типы: если в первом превалируют симпатии граждан к ультраправым/левым позициям и отсутствие согласованности по поводу общих норм и ценностей, то во втором преобладают «центристские», умеренные ориентации граждан.
Таким образом, интерес к изучению политической культуры объясняется многозначностью ее определения, что дает широкий простор для интеллектуального творчества и научных исследований. Любопытную точку зрения высказывает немецкий политолог Макс Кааз: по его мнению использовать термин «политическая культура» означает то же, что и «попытка прибивать пудинг к стене». В особенности политическую культуру никогда нельзя трактовать однозначно – это приведет к потере ее ценности как многогранного политического феномена.
На протяжении всего существования русского государства, «переживания» различных исторических событий и политических катаклизмов, в нем получили выражение некоторые отличительные признаки, в совокупности образуя собой «генотип» русской политической культуры. В своей работе «Россия: От мобилизационного общества к инновационному» А.Г. Фонотов приходит к выводу, что географические, социальные, политические условия, в которых развивалось русское государство, сформировали «особый тип» мобилизационного развития», определяемый им как «развитие, ориентированное на достижение чрезвычайных целей с использованием чрезвычайных средств и чрезвычайных организационных форм».
Одной из причин формирования
мобилизационного тип развития была постоянная
внешнеполитическая угроза, что усиливало
стремление к выживанию жителей нашего
государства. В таких условиях признавались
необходимыми такие меры как: ограничение
в интересах государства личной свободы,
проведение жестких мер политического
лидера, быстрое собирание «сил» перед
внешней угрозой. По его мнению, вынужденность
«догоняющего» развития (после одоления
татаро-монгольского ига) привела к постоянному
«пришпориванию естественного хода событий»,
экономическому и политическому принуждению
со стороны политических структур, что
вызвало соответствующее политическое
поведение граждан. Таким образом, в России
сформировался социально/культурно/
При переходе от одного этапа исторического развития к другому, например, от периода советской эпохи к образованию нового государства – Российской Федерации, происходит устранение наследия прошлого, отрицание прижившихся за это время норм и ценностей. И при каждом таком переходе, от одного этапа к другому (а их насчитано шесть: языческий, Киевская (христианская) Русь, московское царство, Петербургская империя, коммунистический и посткоммунистический периоды) такая ситуация повторялась. Однако ряд традиций «устоял» перед историческим натиском и не претерпел значительных изменений. Фотонов выявил шесть подобных традиционных основ «констант»:
Выведенные А.Г Фонотовым вышеперечисленные «константы» отражают противоречивость русской политической культуры, наличие в обществе постоянных конфликтов и постоянство некоторых традиционных «основ».
Наше будущее отталкивается от нашего прошлого – верно ли данное утверждение? Каким образом события многолетней давности отражаются на нашем «сегодня»? Представляет ли научный интерес этот вопрос в контексте изучения современной политической культуры российских граждан? По моему мнению, представляет по нескольким причинам:
А) изучение влияния «образов прошлого» позволит понять логику работы исторического «фильтра», пропускающего через себя важные политические и культурные события, критически им оцененные и сохраненные для нас и наших потомков, что внесет коррективы в нашу политическую культуру;