Стратегическое планирование избирательной кампании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:16, лекция

Описание

Стратегическое планирование избирательной кампании – это необходимый элемент ее подготовки. Планирование избирательной кампании предполагает определение ее целей, ресурсов для проведения (время, люди, деньги) и процесс управлениями ими.

Содержание

1. Предмет стратегического планирования избирательной кампании
2. Цели избирательной кампании. Календарный план избирательной кампании.
3. Работа штаба избирательной кампании
4. Возможные стратегии избирательной кампании.
5. Правила планирования избирательной кампании

Работа состоит из  1 файл

доклад.docx

— 97.31 Кб (Скачать документ)



 

 




 

 

 


 


 

 

 

 

 

 

* Шабанов А.В. Организация избирательной кампании // Технология избирательной кампании. Зарубежный и отечественный опыт. М., 1993. С. 157.

 

 

Схема 4.

Примерная структура штаба







 


 

 


 








 

 

* Пушкарева Г.В. Политический  менеджмент: Учеб пособие. М., 2002. С. 85.

Схема 5.

Типовая структура  штаба избирательной кампании по выборам депутата Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации

* Амелин В.Н., Зотова З.М. Эффективное  управление избирательной кампанией.  М., 2001. С. 15.

 

Структура и  численность команды кандидата  и его штаба определяются в  зависимости от интенсивности избирательной  кампании, остроты конкуренции между  кандидатами и/или партиями, степени  известности кандидата, его отношений  с региональными и федеральными элитами. В том случае, если предвыборная обстановка не является благоприятной  для кандидата, возникает необходимость  в работе хорошо большой организованной команды и жесткой организации  штаба.

В штабе кандидата  ключевыми фигурами являются: политический менеджер, начальник штаба, председатель комитета избирательной кампании, эксперты и аналитики, специалист по связям с  общественностью, скедъюлер, бухгалтер, юрист. Необходимо четко распределить обязанности между этими работниками  штаба. Рассмотрим вкратце основные функции членов штаба кандидата.

Политический  менеджер, наряду с кандидатом, - ключевая фигура избирательной кампании. Его главная задача – организовать взаимодействие членов команды и скоординировать и направить работу штаба. Иногда функции руководителя избирательной кампании и начальника штаба разделяются. В этом случае, руководитель кампании  берет на себя функции стратегического руководство, а начальник штаба – организации работы всей команды. И менеджер кампании и руководитель штаба не должны иметь никакой другой профессии, либо иметь такую, которая бы позволяла оставить ее на период избирательной кампании. Совмещение должности руководителя избирательной кампании с другими должностными обязанностями недопустимо. Кандидат ни в коем случае не должен подменять менеджера избирательной кампании, т.к. он, во-первых, не обладает достаточными знаниями в этой области, а, во-вторых, будет нерационально расходовать свое время – важнейший ресурс избирательной кампании.

Основными обязанностями  менеджера являются:

  • Руководство планированием избирательной кампанией;
  • подбор команды кандидата;
  • контроль за выполнением графика кампании;
  • контроль повседневной работы в процессе проведения избирательной кампании;
  • контроль поступлений и расходов финансовых средств;
  • осуществление связи между командой и кандидатом;

Председатель  комитета избирательной кампании, своего рода, «свадебный генерал» - хорошо известный и популярный в округе человек, обеспечивающий поддержку кандидата.

«Теневой  кабинет» или группа стратегического планирования – группа из пяти – семи человек, которые осуществляют оперативное руководство кампанией. В «кабинет» входят эксперты, аналитики, способные трезво и непредвзято оценивать ход кампании, политический менеджер, руководитель группы агитаторов, бухгалтер или казначей, специалист по связям с общественностью, юрист-консультант. Общая задача этого подразделения – разработка стратегии и тактики избирательной кампании, выработка графика избирательной кампании.

Перед аналитиками  и экспертами ставится задачи:

  • изучение политического рынка (избирательного округа), диспозиций избирателей;
  • проведение пилотажных и панельных социологических исследований;
  • мониторинг эффективности рекламной кампании;
  • выявление «лидеров общественного мнения»;
  • сбор и анализ сведений о конкурентах;

И бухгалтер, и юрисконсульт должны быть грамотными и хорошими специалистами.

Руководитель  группы агитаторов (менеджер по организации) должен уметь подбирать людей и организовывать их работу, как на добровольной основе, так и на платной. В его же обязанности входит проверка распространения агитационных материалов. В подчинении бригадира агитаторов может находиться и телефонная служба. Он непосредственно подчиняется менеджеру избирательной кампании.

Скедъюлер – должность ответственного за исполнение графика кампании. Он составляет ежедневное расписание кандидата и должен грамотно распределить время на встречи с общественностью, на интервью, участие в предвыборных дискуссиях и мероприятиях. При этом он должен помнить и учитывать стратегию кампании. В любой момент он должен знать, где находится и чем занимается кандидат. В круг его обязанностей входит обеспечение кандидата транспортом, сопровождающими лицами и агитаторами.

Пресс-секретарь представляет собой специалиста по «паблик релейшнз», который готовит выступления кандидата, осуществляет связь с прессой, создает информационные события.

При формировании команды следует учитывать несколько  рекомендаций и обстоятельств:

  1. в период предвыборных кампаний возрастает количество «специалистов». Обязательно наведите справки о тех людях которых собираетесь назначить на ключевые должности;
  2. даже если специалист имеет позитивный опыт проведения избирательных кампаний не исключено, что его  специализация достаточно узка (полевые исследования, политическая реклама и т.п.) и он всю кампанию может «не потянуть»;
  3. следует обращать внимание на то, каких людей приводит с собой грамотный менеджер; менеджер может иметь за плечами богатый опыт проведения избирательных кампаний, но специалисты могут быть достаточно слабыми;
  4. следует проверить, не заключила ли фирма, берущаяся за проведение избирательной кампании, такой же контракт с соперниками;
  5. следует проверить, не является ли менеджер избирательной кампании «засланным казачком».

А.И. Ковлер предлагает организационную структуру  команды кандидата, состоящую как  бы из трех команд. Центральная или  основная команда должна включать в  себя как «аналитиков», занятых разработкой  плана, программы, стратегии и тактики  предвыборной кампании, так и «организаторов», ответственных за организацию и  материально-техническое обеспечение  кампании. Во внештатную команду включаются привлекаемые аналитики, эксперты, специалисты  по рекламе и т.п. И, наконец, команда  на местах, состоящая из специалистов, проводящих «полевую» работу на избирательных  участках.

План  материально-технического оборудования штаба включает в себя требования к помещению штаба и его оборудованию.

Желательно, чтобы помещение штаба находилось в месте с хорошими транспортными  коммуникациями. Для помещения штаба  желательно не менее 2 – 3 комнат не менее  20 м² каждая. Для оборудования помещения необходимо иметь:

  • компьютер – 3
  • ксерокс – 2
  • принтер – 3
  • сканер – 1
  • телефон – 4 (желательно разные номера)
  • АОН – 1
  • автоответчик – 2
  • факс – 2
  • диктофон – 1
  • сейф – 2
  • видеокамера – 1
  • видеомагнитофон – 1
  • телевизор – 1

Штаб также должен располагать  транспортом – 3 – 4 автомобиля.

В штабе следует иметь следующие  информационные ресурсы:

  • карта округа;
  • карта транспортных коммуникаций района;
  • списки избирателей по избирательным участкам;
  • расписание движения транспорта;
  • социальную карту округа (списки предприятий, учебных учреждений, социальных учреждений, больниц);
  • списки общественных организаций;
  • социальная характеристика округа (демографическая, социальная ситуация; основные проблемы и «болевые точки»);
  • характеристики основных соперников (досье).

Существует четыре таких стратегии.

 

4.Возможные стратегии  избирательной кампании.

 

Планирование  избирательной кампании предполагает определение самой стратегии  избирательной кампании. С точки  зрения теории игр, стратегия – это  исчерпывающее направление действий, которое не может быть радикально изменено противником или внешними обстоятельствами. «Избирательная стратегия  – это система скоординированных  действий, направленных на изменение  поведения избирателей и соперников в соответствии с целями кандидата. … Стратегию можно представить  и как систему последовательных стратегических “ходов”, направленных на блокирование действий соперников и привлечение на свою сторону  избирателей» – отмечают В.Н. Амелин и Н.С. Федоркин. Эти же авторы предлагают следующую структуру стратегии  избирательной кампании.

Схема 6.

Структура стратегии избирательной кампании



 


 

 

 


 


 

 

 

 

 

 

 

О.П. Кудинов  включает в структуру  стратегии избирательной кампании шесть элементов:

1. Кандидат

2. Условия

3. Ресурсы

4. Соперники

5. Избиратели

6. Элита


Ковлер А.И. и Зотова З.М. рассматривают стратегию  и как систему решений и  направлений деятельности, позволяющие  достичь основных целей, выдвинутых кандидатами и/или политическими  партиями, и как продуманную концепцию  соотношения сил и средств, которыми располагает кандидат и/или партия.

Ими предлагается следующая структура стратегии  избирательной кампании.

Схема 7.

 

Стратегия избирательной кампании


 


 

 


 


 

 


 

 


 

 

 

 

 

*Ковлер А.И., Зотова  З.М. Стратегия избирательной  кампании и ее планирование. М., 1999. С. 33.

 

Рассмотрим основные разновидности избирательных стратегий.

Таблица 4.

Возможные альтернативы стратегии избирательной  кампании

Стратегии

Оси стратегии

1. Проведение кампании с ярко  выраженной политической окраской

1. Опора  на политический темперамент

2. Проведение кампании как дискуссии  по важнейшим вопросам

2. Опора  на экономические и социальные  ожидания и потребности

3. Проведение кампании с опорой  на личные качества и имидж

3. Опора  на ожидания электората (вождь,  отец, хозяйственник и т.д.)


*Составлено по: Ковлер А.И. Основы  политического маркетинга (Технология  организации избирательной кампании). М., 1993. С. 23.

 

Стратегии избирательной  кампании могут отличаться, в зависимости  от того, является ли кандидат «новичком» в политике или же это уже действующий  политик.

Политик, находящийся  на выборной должности, обладает рядом  преимуществ, к которым относятся: фактор известности, фактор денег и  фактор времени. Факторы известности  и времени во многом взаимосвязаны. Они предполагают, что кандидату  не надо тратить время на «раскрутку», а необходимо доказывать, что его  дальнейшее пребывание на посту наиболее выгодно избирателям. Серьезным  барьером на пути к переизбранию может  стать уже сформировавшийся в  глазах избирателей негативный имидж  инкумбента.

Кандидат, решивший впервые бороться за избрание на выборную должность должен строить свою избирательную  кампанию так, чтобы, во-первых, о нем  узнали как можно больше избирателей, а, во-вторых, чтобы сравнение с  уже занимающим свою должность политиком, было в его пользу. Факторами, препятствующими  достижению этой цели, являются время  и финансы. Уже на ранних этапах избирательной  кампании «новичок» должен добиться, если не известности, то, хотя бы, узнаваемости. Он должен на ранних этапах получить средства для проведения опросов и аналитических  исследований, создания штаба и организации  эффективной работы. Его задача –  создать неблагоприятное мнение о сопернике. Если кандидат не сумел  решить все эти задачи на ранних стадиях избирательной кампании, то его проигрыш заведомо предопределен. Может сложиться «заколдованный круг»: «инвесторы» боятся вкладывать деньги в кандидата, ожидая демонстрации эффективности кампании, а эффективность  не может быть достигнута без средств. «Новички» также не пользуются вниманием  СМИ, а это значит, что им придется потратить больше средств на предвыборную агитацию и больше времени на прямые контакты и встречи с избирателями, которые в дальнейшем могут быть дополнены адресной рассылкой писем. Другой задачей кандидата, вступающего в политику, является получение поддержки влиятельных групп и организаций – профсоюзов, молодежных организаций, советов ветеранов и т.п. в избирательном округе.

Информация о работе Стратегическое планирование избирательной кампании