Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:16, лекция
Стратегическое планирование избирательной кампании – это необходимый элемент ее подготовки. Планирование избирательной кампании предполагает определение ее целей, ресурсов для проведения (время, люди, деньги) и процесс управлениями ими.
1. Предмет стратегического планирования избирательной кампании
2. Цели избирательной кампании. Календарный план избирательной кампании.
3. Работа штаба избирательной кампании
4. Возможные стратегии избирательной кампании.
5. Правила планирования избирательной кампании
N = n · 1,75
N – необходимое число агитаторов,
n – число избирательных участков
Для того, чтобы агитатор был заинтересован в выполнении качественной работы необходимо несколько условий: хорошая оплата труда; бонусная система оплаты (предполагающая как фиксированную сумму, так и премиальные за хорошую работу), контроль за качеством работы агитатора. Как полагает В. Полуэктов за два месяца агитатор должен получить столько же сколько в этом регионе получает высокооплачиваемый работник за три месяца (госслужащий, директор школы, высококвалифицированный рабочий на стабильно работающем предприятии, продавец торговой палатки центрального рынка). Бонусная система оплаты предполагает, что агитатор может получить еще столько же, в случае победы кандидата.
Как правило, агитаторы вербуются из окружения кандидата и его близких, активистов местных партийных организаций, представителей органов социальной защиты и обеспечения населения, работников отделений связи, студенческой среды. Однако очень часто набор агитаторов происходит «с улицы», в команду агитаторов попадают случайные люди и организовать их работу – сложная задача для менеджера.
Рекрутированные агитаторы должны пройти определенный курс обучения и быть настроенными на победу кандидата. Конечной целью работы с агитаторами должна быть их ориентация на полную самоотдачу в работе для победы кандидата на выборах.
Контроль
за работой агитаторов необходим. Контролирующие
функции выполняются как
Ни одна успешная избирательная кампания не может обойтись без аналитической работы штаба. Целями аналитической работы являются:
Анализ предвыборной ситуации должен опираться на солидную информационную базу. Источники информации обычно подразделяются на первичные и вторичные.
К первичным
источникам относятся данные самостоятельных
социологических исследований, мониторинги
общественного мнения в избирательном
округе, т.е. те сведения, которые собраны
непосредственно командой кандидата
или по ее заказу. Сбор первичной
информации – важное и достаточно
трудоемкое мероприятие. Формой такого
сбора являются социологические
опросы. Их проведение может быть заказано
специальным социологическим
Различают три разновидности опросов: исходный опрос (benchmark pool), периодические опросы (frend pool) и отслеживающие опросы (fracking pools). Исходный опрос позволяет выявить настроения различных групп избирателей, их интересы и предпочтения, намерение участвовать в выборах, особенности восприятия имиджа кандидата. На основе информации, полученной в результате проведения исходных опросов, специалисты определяют тактику предвыборной борьбы. Периодические опросы (3-4 опроса за весь период избирательной кампании) позволяют определить эффективность рекламы кандидата и/или партии. Отслеживающие опросы призваны выявить мнение различных сегментов электората о том или ином кандидате, их отношении к платформе кандидата и основным темам избирательной кампании. Одной из методик таких опросов выступает противопоставление кандидата гипотетическому «идеальному» сопернику. В том случае, если кандидат может выиграть у «безупречного» конкурента, он может победить и любого другого соперника. В том случае, если «совершенный» кандидат «выигрывает» у реального, команде стоит задуматься о том, что необходимо сделать для улучшения имиджа кандидата и роста его рейтинга. В опросы избирателей могут также быть включены вопросы о том, какие недостатки кандидата могут повлиять на их отрицательное отношение к нему.
В связи с
тем, что проведение социологических
исследований – трудоемкое и дорогостоящее
мероприятие, в последние годы особую
популярность приобретает метод
фокус-групп. Фокус группа – это
искусственно созданное временное
объединение людей для
Ф. Гоулд отмечает, что с помощью работы с фокус-группами можно определить:
Вторичные источники информации представляют собой данные СМИ, документы, статистические отчеты – все те сведения, которыми может пользоваться не только команда кандидата. Главный недостаток таких источников заключается в том, что их информация не всегда соответствует потребностям команды кандидата.
Целью анализа полученной информации является оценка сильных и слабых сторон как кандидата, так и его соперников. На этой основе позже разрабатываются основные положения предвыборной программы и, в целом, стратегия избирательной кампании.
Важнейший этап в проведении избирательной кампании – разработка предвыборной программы кандидата. Если программа не соответствует интересам избирателей, кандидат может потерять существенную часть их голосов. Поэтому важнейшим требованием к программе кандидата является ее соответствие интересам и настроениям электората. В соответствии с моделью Линдона – Вейеля индекс привлекательности для избирателя проблем оценивается неодинаково:
Другим важным
требованием к программе
Структура программы кандидата включает в себя четыре блока:
Составление программы должно опираться на данные аналитических исследований, проведенных в избирательном округе. После ее составления она может быть апробирована в фокус-группах и после внесения соответствующих изменений – опубликована. Анализ настроений и интересов различных слоев российского общества показывает, что наиболее волнующими проблемами являются: рост цен и низкий уровень жизни, безработица, преступность и т.п. Следует иметь ввиду, что практически все кандидаты указывают на эти проблемы и обещают их решение. Поэтому акцент в программе должен быть сделан на путях и способах решения этих проблем.
Основные положения программы могут быть донесены до избирателей с помощью СМИ, листовок и специальных буклетов. Большинство избирателей вряд ли будут полностью знакомиться с программой, объем которой может составлять 10-15 страниц. Поэтому следует наряду с программой выпустить и ее краткое изложение – платформу кандидата, объем которой не должен превышать 2-3 страницы. Платформа должна быть изложена ярким, эмоциональным языком с использованием политической символики и запоминающихся лозунгов.
Ключевой задачей избирательной кампании является выработка наиболее убедительной для большинства избирателей платформы. Для этого выбираются ряд тем и проблем, которые электорат считает наиболее актуальными. Однако даже в условиях хорошей информированности, по американским данным, двое из пяти избирателей не могут разобраться в позициях кандидатов на выборах в Президента и четыре из пяти – на выборах в Конгресс. Кандидат использует платформу не только для того чтобы обратиться к избирателям с определенной политической ориентацией, но и для того чтобы продемонстрировать свои личные качества. Поэтому платформы можно разделить на два блока: 1) что кандидат думает о тех или иных проблемах и 2) может ли он осуществлять роль лидера и могут ли ему доверять избиратели. Информация, необходимая для формирования платформы собирается путем проведения опросов. Специалисты по опросам и по паблик рилейшнз должны тесно сотрудничать друг с другом. Причем, опросы проводятся не только на стадии, предшествующей формированию предвыборной программы, но и в период ее всей избирательной кампании для того, чтобы знать какие положения платформы влияют на избирателей, а какие – нет.
После того как проделана огромная работа по выдвижению кандидата его регистрации, созданию и рекламе его имиджа, сбору средств на проведение кампании, наступает заключительный этап – день голосования. Целью работы штаба в день голосования является проверка соответствия проводимых выборов существующему законодательству, недопущение фальсификаций и подтасовок результатов.
Подготовка штаба ко дню выборов должна осуществляться заблаговременно. Прежде всего, должны быть подготовлены и подробно проинструктированы контролеры, телефонные диспетчеры и наблюдатели. Должен быть составлен график посещений избирательных участков членами штаба и активистами в день голосования. Следует также изготовить для наблюдателей дневник наблюдения, а также подготовить памятку наблюдателю.
Осуществляя
контроль за выборами следует иметь
ввиду наиболее возможные виды фальсификаций
и нарушений процедуры
Информация о работе Стратегическое планирование избирательной кампании