Власть как социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:21, контрольная работа

Описание

Учение о власти является основополагающим в политологии. «Фундаментальным понятием в общественных науках, - писал видный английский мыслитель и общественный деятель Б. Рассел, -- является власть в том смысле, в каком энергия является фундаментальным понятием физики».
Философы говорят о власти над объективными законами развития общества, социологи - о власти законов, политологи - о политической власти и т.д.

Содержание

1.Определения власти.
2. Сущность и структура власти.
3.Ресурсы власти.
4.Виды и формы власти.
5. Мотивы подчинения объектов власти.
6. Специфика политической власти.

Работа состоит из  1 файл

ВЛАСТЬ готовый реф.docx

— 49.51 Кб (Скачать документ)

В качестве принудительных ресурсов обычно выступают меры административного наказания, используемые в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Это, например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований. 

Для выделения различных  видов власти широко распространена классификация ее ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности  — на экономические, социальные, культурно-информационные, принудительные (силовые).

Экономические ресурсы — это материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п.

Социальные  ресурсы — способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они частично совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Однако социальные ресурсы включают и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.п. 

Культурно-информационные ресурсы — знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. Как считает известный американский социолог-прогнозист Олвин Тоффлер, в конце XX в. знания и информация становятся важнейшим ресурсом власти. Уже сегодня в постиндустриальных странах “знания, в силу своих преимуществ — бесконечности, общедоступности, демократичности, — подчинили силу и богатство и стаяли определяющим фактором функционирования власти”. Истинную же власть приобретают знания и обладание информацией. Конечно, далеко не во всех странах знания и информация имеют приоритет над экономическими, социальными и силовыми ресурсами. Однако тенденция повышения значимости культурно-информационных ресурсов как источника власти в современном мире проявляется достаточно отчетливо. 

Принудительные (силовые) ресурсы — это оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением и техникой, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека жизни, свободы и имущества — высших ценностей. 

Различные ресурсы  власти обычно применяются ее субъектами в комплексе, особенно государством, в большей или меньшей степени  обладающим всеми видами ресурсов. 

Специфическим ресурсом власти является сам человек — демографические ресурсы. Люди — это универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек — создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из своих многочисленных измерений — будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек — не только ресурс власти, но и ее субъект и объект. 

Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью ее процесс, который происходит по следующим  этапам (формам): господство, руководство, организация и контроль.

Господство неразрывно связано с властью, является формой ее общественной организации. Господство выражается в экономическом, политическом и идеологическом видах.

Экономическое господство выступает как контроль над средствами производства, самим процессом труда и распределением продукта трудовой деятельности.

Политическое  господство состоит в контроле над применением государственной власти во имя господствующих экономических интересов.

Идеологическое  господство представляет собой монополию идеологической системы взглядов, оправдывающих справедливость существующего экономического и политического порядков. 

Через управление и организацию осуществляется реализация политических, экономических и иных программ.

Управление - это использование полномочий власти по формированию целенаправленного поведения объектов. Управление должно обеспечивать оптимальное взаимодействие между трудовыми коллективами, партиями, населением области, района и т. п. 

Контроль - это способность властных органов и институтов постоянно следить за тем, как реализуются законы, указы и распоряжения власти. 

Виды  и формы политической власти.

Виды.

Особенности различных  элементов власти (субъекта, объекта, ресурсов) могут использоваться в  качестве оснований ее типологий.

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление  в соответствии с ресурсами, на которых  она основывается, на:

- экономическую;

-социальную;

-духовно-информационную;

- принудительную (которую часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно);

- политическую в  широком, собственном значении  этого слова. 

В зависимости от субъектов, власть делится на:

- государственную;

- партийную;

- профсоюзную;

- армейскую;

- семейную и т.п. 

По широте распространения  выделяются:

-  мегауровень - международные организации, (ООН, НАТО и т.п.);

-  макроуровень - центральные органы государства;

-  мезоуровень - подчиненные центру организации (областные, районные и т.п.)

-  микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах. 

Возможна классификация  власти по функциям ее органов, например:

-  законодательная;

-  исполнительная;

-  судебная. 

по способам взаимодействия субъекта и объекта власти –

- демократическая;

- авторитарная и  т.п. 

В зависимости от ресурсов, на которых основывается подчинение, Х. Хекхаузен выделяет шесть видов власти:  

1. Власть вознаграждающая. Ее сила определяется ожиданием В того, в какой мере А будет в состоянии удовлетворить один из его (В) мотивов и насколько А поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения В. 

2. Власть принуждающая. Ее сила определяется ожиданием В, во-первых, той меры, в какой А способен наказать его за нежелательные для А действия, и, во-вторых, насколько А сделает неудовлетворение мотива В зависящим от его нежелательного поведения. Принуждение здесь заключается в том, что пространство возможных действий В в результате угрозы наказания сужается. В предельном случае власть принуждения может осуществляться непосредственно физически. 

3. Нормативная власть. Речь идет об интериоризированных В нормах, согласно которым А имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на них. 

4. Референтная власть. Она основана на идентификации В с А и желании В быть похожим на А. 

5. Экспертная власть. Она зависит от величины приписываемых А со стороны В особых знаний, интуиции или навыков, относящихся к сфере того поведения, о котором идет речь. 

6. Информационная власть. Эта власть имеет место в тех случаях, когда А владеет информацией, способной заставить Б увидеть последствия своего поведения в новом свете. 

Другим основанием для типологизации политической власти является положение М. Вебера о трех типах господства: традиционном, легитимном, харизматическом. 

Традиционная  власть основывается на убеждении в священном, непререкаемом характере традиций, нарушение которых ведет к тяжелым магико-религиозным последствиям. Власть персонализирована и предполагает личную преданность подданных и слуг правителю. 

Харизматическая власть базируется на вере в «сверхъестественные», «внеповеденческие» способности лидера. Его авторитет основан на вере в способность данного человека брать на себя ответственность и решать все вопросы чудодейственным способом. 

Легальная власть опирается на законы, правила и нормы; управление здесь обусловлено знанием и четким соблюдением норм, регламентирующих властную деятельность, их активным использованием для достижения поставленных целей. 

Формы.

Каждое государство  имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления  политической государственной власти в обществе, характеризует степень  политической свободы, правовое положение  личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

Режим - управление, совокупность средств и методов  осуществления экономической и  политической власти господствующего  класса. В современном мире можно  говорить о 140-160 режимах, которые незначительно  отличаются друг от друга. 

Античный философ  Аристотель дает два критерия, по которым  можно провести классификацию:

- по тому, в чьих  руках власть;

-  по тому, как  эта власть используется. 

«Правильные» формы  государства (по Аристотелю):

-  монархия (власть  одного человека),

-  аристократия (власть  в руках немногих «лучших»),

-  полития (власть большинства из средних в имущественном отношении людей). 

«Неправильные» формы  государства - те, при которых стоящие  у власти люди

действуют в собственных  интересах, не заботясь о благе общества.

К «неправильным» формам (по Аристотелю) относятся:

-  тирания (власть  в руках тирана),

-  олигархия (у  власти кучка богачей),

-  демократия (контроль  общества (большинства) над властью). 
 

Ж. Т. Тощенко предлагает свой подход к классификации форм политической власти. 

Он выделяет «вечные» и специфические формы власти. К первым он относит демократию, олигархию, ко вторым – охлократию, милитократию, идеократию, аристократию, монархию, этнократию, теократию, технократию. Рассмотрим более подробно каждую из названных форм .

Демократия – одна из основных форм общественно-политического управления, организации государства и политических движений (понималась как форма государства, в котором власть принадлежит всем или большинству свободных граждан, подчиняющихся закону)

Олигархия. Ее основные характеристики: осуществление небольшой группой (социальным слоем) политического и экономического господства в обществе, проявление корпоративности в самой высокой степени, прямое или косвенное воспрепятствование выборам властных органов и замена их назначениями, формирование монопольных прав и полномочий, принадлежащих только этой социальной группе, спонсирование, приватизация, скупка государственного аппарата.

Охлократия. Власть социально-политических групп(власть толпы), использующих популистские настроения и ориентации населения в крайне примитивных формах, что создает условия для произвола и бесправия во всех сферах общественной жизни. Создает ситуацию беспорядков, мятежей, погромов, пробуждающих низменные устремления, бессмысленные разрушения, безрассудные убийства и произвол, попрание всех гарантий жизни человека.

Милитократия. Одной из современных форм милитократии является хунта. Это форма власти, когда власть принадлежит военным, особым военизированным объединениям и организациям, осуществляющим власть в стране. Основными чертами хунты являются: массовый политический террор, насильственные методы управления страной и обществом.

Идеократия. Форма власти, при которой решающую роль имеют теории и концепции, оправдывающие заранее выдвинутые идеи и выводы. Идеократическим государством был Советский Союз.

Аристократия. Трактовка аристократии менялась по мере развития человечества. В настоящее время аристократия как форма власти стала отождествляться с консерватизмом.

Информация о работе Власть как социальное явление