Жилищная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 16:51, реферат

Описание

Жилищная политика - важнейшая составляющая государственной политики в социально-экономическом развитии любой страны. Удовлетворение потребностей общества в жилье, создание нормальных и безопасных условий жизнедеятельности, снятие социальной напряженности в обществе, создание новых ТСЖ и приватизация жилья - все эти вопросы должны решаться с помощью жилищной политики.

Содержание

Введение
1Теоретические аспекты жилищной политики
1.1Основные направления жилищной политики в период реформ
1.2Рынок жилищного фонда и рынок жилищных услуг
1.3Приватизация жилья
1.4Создание ТСЖ
2Реализация жилищной политики в России
2.1Анализ приватизации жилья
2.2Анализ создания ТСЖ
3Рекомендации по усовершенствованию жилищной политики в городах РФ
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Жил.полит.doc

— 141.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

1Теоретические  аспекты жилищной политики

1.1Основные  направления жилищной политики  в период реформ

1.2Рынок  жилищного фонда и рынок жилищных  услуг

1.3Приватизация  жилья

1.4Создание  ТСЖ

2Реализация  жилищной политики в России

2.1Анализ  приватизации жилья

2.2Анализ  создания ТСЖ

3Рекомендации  по усовершенствованию жилищной  политики в городах РФ

Заключение

Список  литературы

Введение

Жилищная  политика - важнейшая составляющая государственной политики в социально-экономическом  развитии любой страны. Удовлетворение потребностей общества в жилье, создание нормальных и безопасных условий жизнедеятельности, снятие социальной напряженности в обществе, создание новых ТСЖ и приватизация жилья - все эти вопросы должны решаться с помощью жилищной политики.

Все мы сталкиваемся с необходимостью приобретения новой квартиры, замены старой на большую  или же наоборот, на более скромную и дешевую. Раньше, в советское  время, большинство людей становилось  в очередь и ждали, когда государство  обеспечит их жилой площадью. Теперь каждый сам распоряжается своим жильем.

Актуальность  данной проблемы обусловила мой выбор  темы и предмета исследования, т.е  комплекс мер, проводимых в Российской Федерации органами государственного управления по реализации жилищной политики.

Объектом  курсовой является жилищное хозяйство.

Предметом курсовой работы является рассмотрение современного состояния и анализ жилищной политики органов местного самоуправления.

Целью работы является разработка рекомендаций по усовершенствованию жилищной политики.

Для достижения данной цели были поставлены следующие  задачи:

- изучить  теоретические аспекты жилищной  политики;

- проанализировать  современное состояние жилищной  политики;

- проанализировать  реализацию жилищной политики  в России;

- разработать  рекомендации по усовершенствованию жилищной политики в городах Российской Федерации.

1 Теоретические аспекты  жилищной политики

1.1 Основные направления  жилищной политики  в период реформ

Жилищная  реформа, начатая в России в 1991г. с принятием Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», явилась неотъемлемой частью общих структурных преобразований, проводимых Правительством Российской Федерации в прошедшем десятилетии, и одним из приоритетных направлений государственной социально-экономической политики указанного периода.

Исходная  жилищная система, функционировавшая  в дореформенный период, характеризовалась  жестким государственным регулированием всех жилищных отношений и доминированием государственной собственности. Отличительными чертами этой системы были:

- централизованное  распределение всех ресурсов, включая  распределение вновь вводимого  жилищного фонда гражданам на  принципах жилищной нуждаемости  и очередности;

- практически  полное отсутствие кредитно-финансовых  механизмов финансирования жилищного строительства;

- монополизация  строительства жилья ограниченным  числом крупных государственных  домостроительных комбинатов, государственная  регламентация объемов, типов  и структуры жилищного строительства  по конструктивным системам жилых домов;

- монопольная  система эксплуатации жилья и  предоставления коммунальных услуг  государственными организациями,  убыточная деятельность которых  в значительной мере дотировалась  государством;

- права  собственности на жилье практически  не отличались от прав квартиросъемщиков жилья в государственном жилищном фонде;

- государственные  предприятия были наделены функцией  обеспечения работников жилыми  помещениями и содержания жилищного  фонда;

- перераспределение  жилищного фонда осуществлялось  только на основе обмена, отсутствовал ценовой механизм и инфраструктура рынка жилья;

- система  землепользования базировалась  на бесплатном распределении  земельных участков местными  органами власти;

- основой  градостроительной политики являлись  Генеральные схемы размещения производительных сил, Генеральные схемы расселения и Генеральные планы развития городов.

В этих условиях в самом начале перехода к рыночным отношениям в жилищной сфере были намечены основные направления  новой федеральной жилищной политики, которые нашли отражение в разработанном и принятом в 1992г. Законе Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики».

Принципиальные  же положения долговременной государственной  жилищной политики были впервые сформулированы в Государственной целевой программе «Жилище» (1993г.), определены ее цели и конкретные задачи. При этом предполагалось в ходе реализации Программы:

- изменить  существующее положение в отношении  форм собственности на жилье,  передав государственные жилые  помещения, включая жилые дома государственных предприятий, в частную и муниципальную собственность;

- установить  права частной собственности  на землю и недвижимость в  жилищной сфере;

- использовать  механизм рыночного ценообразования  для распределения и перераспределения  жилых помещений;

- определить  принципы оценки жилой недвижимости;

- разработать  новые внебюджетные механизмы  финансирования и кредитования  жилищной сферы;

- демонополизировать  и приватизировать строительно-ремонтные  и эксплуатационные организации;

- создать  конкурентную среду в жилищном строительстве и содержании жилищного фонда;

- установить  принципы и методы предоставления  низкодоходным группам населения  гарантий обеспечения социально  приемлемых жилищных условий.

Однако  в ходе практической реализации Программы  в регионах России в 1993-1995гг. выявилась необходимость в поиске новых подходов к ряду проблем жилищной реформы, внесения в нее апробированных на практике многочисленных предложений, направленных на совершенствование системы финансирования, кредитования и налогообложения жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства, сохранение и восстановление жилищного фонда за счет его реконструкции, а также уточнение ряда архитектурно-технических и градостроительных аспектов проводимой жилищной реформы.

В указанных Основных направлениях были намечены долгосрочные перспективы федеральной жилищной политики на период до 2000г. и установлены конкретные задачи на 1996-1997гг.

Целью нового этапа в реализации Программы  «Жилище» определено было дальнейшее развитие долгосрочной государственной жилищной политики по проведению жилищной реформы и повышению ее социальной направленности.

Преобразование  осуществлялось по следующим направлениям:

- реформа  прав собственности на жилье;

- реформа  арендного сектора жилья;

- реформирование жилищно-коммунального хозяйства;

- реформа  строительного сектора;

- реформа  землепользования и градостроительного  регулирования;

- реформа  системы жилищного финансирования;

- создание  инфраструктуры рынка жилья.

В результате за период 1991-2001гг. была создана принципиально новая законодательно-нормативная база, определившая основные направления государственной жилищной политики и обеспечившая проведение реформ в жилищной сфере страны. Было разработано и принято более 260 законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности и сделками в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.

1.2 Рынок жилищного  фонда и рынок  жилищных услуг

В результате проведенных реформ произошло организационное  разделение функций управления и  обслуживания жилищным фондом. Отношения  между управляющей организацией и подрядными компаниями начали строиться  на договорной основе.

Рынок жилищного фонда: Цены на дома зависят от того, как много семей желает приобрести жилье и сколько единиц жилищного фонда имеется на рынке. Так при повышении спроса растут цены, а при повышении предложения цены уменьшаются. Предложение нового жилищного фонда исходит от строительной индустрии и зависит от соотношения цен на жилье и стоимости его строительства (модернизации).

В долгосрочной перспективе рынок жилищного  фонда должен уравнивать цены на жилье  с затратами на его строительство. В краткосрочной перспективе  возникают отклонения по причине задержек, свойственных процессу строительства. Так, если спрос на жилье резко возрастает, а предложение жилищного фонда остается постоянным, то цены растут. Пока цены больше издержек - осуществляется ввод жилья. По мере того, как вновь введенный жилищный фонд попадает на рынок спрос удовлетворяется цены падают, приближаясь к издержкам.

Важнейший фактор, влияющий на спрос на жилищный фонд - доход (потенциальная квартплата) от приобретенной недвижимости.

Рынок жилищных услуг: Жильцы могут быть владельцами или простыми квартиросъемщиками. Спрос на жилищные услуги зависит от дохода семьи и соотношения цены жилья и стоимости других товаров (питание, одежда и т.д.).

Стоимость жилищных услуг (сумма, выплачиваемая  за пользование жилищем) Для квартиросъемщика - это квартплата, для домовладельца - доход от владения собственностью. Спрос на жилищные услуги зависит от уровня квартплаты, уровня доходов и числа семей. При прочих равных условиях, если растет число семей, то растет спрос на жилищные услуги, и если предложение постоянно - растет квартплата.

Таким образом, рынок жилищных услуг определяет величину квартплаты, которая преобразуется  в цену жилья на рынке капитала. Эта цена вызывает объем нового строительства, который создает прирост жилищного  фонда.

если  исходный объем жилищного фонда  равен конечному - рынки жилищного  фонда и жилищных услуг находятся  в равновесии;

если  исходный объем жилищного фонда  не равен конечному - квартплата, цена, затраты на строительство и предложение  жилья не находятся в равновесии;

если  исходный объем жилищного фонда  меньше конечного - цены, квартплата и  объем жилищного фонда снижаются;

если  исходный объем жилищного фонда  больше конечного - цены, квартплата и  затраты на строительство снижаются.

Если  квартплата равна стоимости жилья, т.е. жилье занимает сам его владелец, то нет отдельных рынков жилищного фонда и жилищных услуг (т.е. цена на жилой фонд и квартплата определяются одним решением на одном рынке). Данное решение зависит в экономике и на рынке капитала, что и в случае приобретения жилья для сдачи внаем.

1.3 Приватизация жилья

После достижения 18 лет гражданин имеет  право на приватизацию жилого помещения  один раз, независимо от того, принимал ли он уже участие (например, с родителями) в приватизации жилого помещения до достижения 18 лет.

Можно приватизировать жилые помещения  в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая ведомственный  фонд (ст.2 Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ").

Информация о работе Жилищная политика