Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 20:40, доклад
Армия - это прежде всего люди. Таково пятое ее свойство, зафиксированное в энгельсовском определении Военнослужащие не могут быть чем-то вроде безотказного робота, супермена, лишенного каких бы то ни было идеалов, ценностных установок, они не могут жить, «добру и злу внимая равнодушно». Военная форма, если в какой-то мере и нивелирует их взгляды, настроения и образ жизни, вовсе не останавливает работу ума и сердца.
Место и роль армии
в политической жизни общества
Армия - это прежде всего
люди. Таково пятое ее свойство, зафиксированное
в энгельсовском определении Военнослужащие
не могут быть чем-то вроде безотказного
робота, супермена, лишенного каких бы
то ни было идеалов, ценностных установок,
они не могут жить, «добру и злу внимая
равнодушно». Военная форма, если в какой-то
мере и нивелирует их взгляды, настроения
и образ жизни, вовсе не останавливает
работу ума и сердца. Военнослужащие наделены
сознанием, они не могут быть индифферентными
по отношению к социально-политическим
процессам, развертывающимся в обществе.
Более того, как специфическая социальная
группа они имеют свои особые потребности,
проявляют заботу об их удовлетворении.
В силу этого армия
- не пассивный объект политической
жизни. Она не бездушный механизм,
не педаль, нажатием на которую вызывается
всегда один и тот же результат. Армия
активно включена в разветвленную
сеть политических отношений.
Во-первых, по самому
своему назначению, армия ориентирована
на внешний мир, внимательно следит
за развитием военного дела и военно-политической
обстановки в мире, стремясь не оказаться
в аутсайдерах. Генеральный штаб,
службы психологической обороны, военная
разведка отслеживают и накапливают
огромный материал, опираясь на который
вырабатывают и предлагают правительству,
обществу определенную линию поведения.
В этой связи, например, начальник
Генерального штаба Великобритании
говорил: «Решение о применении силы и,
если оно будет принято, выбор подходящего
момента для ее применения находится в
компетенции политических лидеров. Моя
роль в качестве военного советника состоит
в том, чтобы создать рамки, в которых такие
решения могут быть приняты, подготовить
возможность выбора, составить планы на
случай возникновения непредвиденных
обстоятельств и обеспечить, чтобы наши
военные части достигли наивысшей степени
эффективности».
Во-вторых, Вооруженные
Силы, их институты, военнослужащие включены
в разветвленную сеть разнообразных
отношений с федеральными, республиканскими
и местными органами власти, а также
с правительствами независимых
государств традиционного и нового зарубежья.
В-третьих, Вооруженные
Силы тесно взаимодействуют с
различного рода политическими и
общественными, культурными и научными
объединениями граждан, средствами
массовой информации и другими звеньями
политической системы общества. Как
известно, армия составляет одну из
сторон в системе безусловно политических
военно-гражданских отношений.
Таким образом, поставить
армию «вне политики» можно только
на словах. Между тем в последнее
время в нашем обществе предметом
оживленного обсуждения стал вопрос
о деполитизации армии. Свое решение
существующих здесь проблем (действительных
и надуманных) предлагают многие: и разные
социальные силы, и политические движения.
Практически все они рассматривают политическую
сущность армии как качество, которое
можно сохранять или отменять по своему
усмотрению. Между тем, это - объективная
данность. Она не зависит от желания и
воли ни отдельных людей, ни их организаций,
партий.
Деполитизация есть
процесс ослабления, преодоления, нейтрализации
или ликвидации политических начал (политической
сущности, политического характера, политической
роли и т.д.) в тех или иных явлениях, процессах,
в нашем случае - армии. Процесс деполитизации
может быть результатом и объективных
обстоятельств и субъективным требованием
определенных социаль-ных групп, искренне
или спекулятивно стремящихся к ослаблению
политического содержания в тех или иных
сферах жизни, общественных институтах
или видах человеческой деятельности.
Скажем, вполне понятна деполитизация
профессиональной подготовки специалиста,
например, горного дела; деполитизация
уголовного права, снимающая с противоправного
деяния ярлык политического преступления;
деполитизация трудового коллектива,
который не должен заботится о повышении
политической сознательности своих членов.
Но что собой представляет, чем должна
быть деполитизация армии? От какой политики
и как надлежит ее освобождать?
Существование, вся
жизнедеятельность армии суть политика.
Требование ее деполитизации теоретически
несостоятельно: его реализация возможна
только с формированием неполитического
общества, в котором армия не нужна, или
с созданием невоенизированных, демилитаризованных
сил быстрого реагирования, которые не
могут рассматриваться как армия. К тому
же ни то, ни другое в обозримой исторической
перспективе немыслимо.
Само словосочетание
«деполитизированная армия» так
же бессодержательно, как вечный двигатель,
сухая вода или красная белизна.
Армия, поскольку и пока она существует,
ни на миг не может быть оторвана
от политики, всегда и всюду выступает
как ее неотъемлемый атрибут. Вопрос
в другом: какой политике служит армия,
кому принадлежит политическое руководство
ею, кто и как формирует политическую ответственность
личного состава перед государством, народом.
Политический характер армии, ее политическая
роль в обществе могут коренным образом
меняться, однако превращение ее в политически
нейтральную силу абсолютно исключено.
«Деполитизированная»
же армия становится непредсказуемой
силой, которая может оказаться
в руках различных, в том числе
и деструктивных, экстремистских кругов.
Призывы к деполитизации армии на
деле означают стремление освободить
ее от одной политики в пользу другой.
В чем практический
смысл формулы «армия вне политики»?
Ответить на этот вопрос достаточно легко,
если брать экстремальную ситуацию,
когда все связи предельно
обнажены и заострены, а их нарушение,
тем более разрыв заявляет о себе
самым различным, но всегда драматическим,
а то и трагическим образом. Итак, попытаемся
сформулировать конечные практические
установки, логически вытекающие из принципа
«армия вне политики».
Для законодателя это
означает, что армия не должна, не
может иметь собственной
Для органов и
должностных лиц исполнительной
власти этот принцип выводит армию
из сферы их повседневной политической
деятельности и внимания. Так формируется
позиция самоустранения власти от разработки
и реализации военной политики, от
руководства военным
Для военачальника
стремление скрупулезно следовать
требованию «армия вне политики»
выразится в готовности либо выполнить
любой приказ, не вникая в его
политический смысл, либо наоборот, не
выполнять никаких приказов, поскольку
они всегда имеют политические цели
и последствия. Нетрудно понять, что
и то и другое чревато крайне негативными
последствиями.
Рядового воина
или строевого офицера
Но, может быть, под
теоретически неудачным термином общественному
мнению, политическому и военному
руководству страны предлагаются назревшие
и практически осуществимые шаги,
способные стабилизировать
Первая - исключить
в армии деятельность любых политических
партий. Мировой опыт знает разные
решения в отношении
Другое требование
«деполитизации» - упразднить политорганы
и политическую работу в Вооруженных Силах.
Здесь оказались совмещенными разные
вещи. Политические органы как проводники
линии правящей партии в армии и на флоте
– это одно. В армии правового демократического
государства их не должно быть. Совсем
другое - работа по формированию у личного
состава определенных представлений о
воинском долге и готовности в любой обстановке
выполнить его, неотъемлемой частью которой
являются политическое информирование
и моральная ориентация военнослужащих,
по сплочению и мобилизации воинских коллективов
на решение стоящих перед ними задач –
политическая работа в точном смысле этого
слова.
Ни одна армия
мира, ни в далеком прошлом, ни сейчас
не пренебрегала работой с людьми.
Для ее организации и ведения
создаются специальные
Еще одна цель - предотвратить
включение армии в качестве самостоятельной
политической силы в развертывающуюся
в обществе политическую борьбу, ее
контроль за деятельностью государственных
и общественных структур, а также использование
армии кем бы то ни было как силы в межпартийной
борьбе. Исходным, основополагающим должен
быть принцип, согласно которому совершенно
недопустимы какие бы то ни было самостоятельные
действия войск, то есть осуществляемые
по их инициативе и по собственному плану,
а равно втягивание регулярных войск в
боевые действия противоборствующих группировок.
Такая цель, бесспорно,
демократична. Не должны армейские
подразделения строем, тем более
с оружием и боевой техникой участвовать
в политических митингах или навязывать
обществу собственные порядки. Дело
однако в том, что задача эта решается
в результате не деполитизации, а политизации
армии. Невозможность ее дискреционных
действий, произвольного использования
вооруженных сил обеспечивается четким
и ясным законодательством, детально определяющим
порядок и правила применения войск, в
том числе в нестандартных ситуациях и
чрезвычайной обстановке. Только так можно
обеспечить жесткую интеграцию армии
в политическую систему государства, поставить
ее под контроль государства и гражданского
общества и сделать совершенно невозможными
какие бы то ни было самостоятельные действия
войск, то есть осуществляемые по их инициативе
и по собственному плану, а равно втягивание
регулярных войск в боевые действия противоборствующих
группировок.
Между тем такая
опасность существует. В определенных
условиях армия может приобретать
и гипертрофированный характер, когда
«выходит из казарм» для того, чтобы
диктовать свои условия гражданскому
обществу. Это – дисфункциональные
действия армии. Теоретически возможны
разные позиции, когда ее возможности
используются не по назначению.
Первая - армия превращается
в самодовлеющую силу, выходит
из подчинения правительству, совершает
военный переворот и берет
на себя функции управления страной.
Вторая - армия попадает
под влияние тех или иных социальных,
национальных сил, либо политических течений
и используется ими для реализации
собственных, своекорыстных целей.
Третья - дискредитировавшее
себя руководство страны, потеряв
моральное право и возможность
руководить, пытается обезопасить себя,
«дисциплинировать» народ с помощью
армии. Армия, создаваемая для защиты
народа, в этом случае превращается
в его надсмотрщика.
Четвертая - армия
используется для пресечения массовых
общественных беспорядков, то есть выполняет
функции охраны, поддержания правопорядка
в обществе. Частным случаем этого
является привлечение воинских подразделений,
например, для обеспечения контроля
за торговой реализацией продовольствия.
Пятая - в условиях,
когда военные городки и
Шестая - политическая
нестабильность, когда руководители
разных стран, тем более разные региональные
или функциональные структуры власти
одной страны принимают взаимоисключающие
решения или не принимают никаких
решений, ставит армию, ее соединения и
части перед необходимостью выбора,
кому подчиняться и что делать.
Так появляется опасность растаскивания
властных функций центра в военной
сфере.
Седьмая - армия становится
базой организации, комплектования
и оснащения различных
Опасность такого развития
событий теоретически вполне допустима.
Однако выводить ее из внутренних свойств
армии было бы ошибочно. Еще Н. Макиавелли
говорил: «Тирана создает не свое
войско, подчиненное своему же гражданину,
а дурные законы и плохое управление;
именно они навлекают на город
тиранию. При хорошем управлении
бояться своего войска нечего».
Информация о работе Место и роль армии в политической жизни общества