Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 20:40, доклад
Армия - это прежде всего люди. Таково пятое ее свойство, зафиксированное в энгельсовском определении Военнослужащие не могут быть чем-то вроде безотказного робота, супермена, лишенного каких бы то ни было идеалов, ценностных установок, они не могут жить, «добру и злу внимая равнодушно». Военная форма, если в какой-то мере и нивелирует их взгляды, настроения и образ жизни, вовсе не останавливает работу ума и сердца.
Хорошо известно,
что армия – самая
Аналогичной ситуацией
в 70-е гг. прошлого века воспользовались
демократические силы Португалии, которые,
опираясь на революционно настроенную
часть военных во главе с генералом
Гомешем, свергли реакционный режим в
своей стране. В 90-е гг. Российская армия
проявила себя активным сторонником переориентации
политического и социально-экономического
развития страны, при ее поддержке были
осуществлены социальные трансформации,
произведено разрушение старой и укрепление
новой власти в России.
В различные периоды
развития общества и государства
армия часто проявляет себя как
относительно самостоятельное и
активное средство политики. Эти качества
вооруженных сил не раз проявлялись
в переходные этапы жизни различных
стран, на стыке эпох, в периоды
острых общественно-политических кризисов.
В такой обстановке на смену гражданской
администрации обычно приходит власть
военных. При этом армия выступает
в качестве основного субъекта политики.
Последнее проявляется в росте
влияния людей в погонах на
формирование внутренней и внешней
политики, в сближении армии с
политическими группировками, интересы
и цели которых совпадают с
вожделениями военной верхушки. Так
вела себя армия в 60–70-е гг. ХХ в.
в Греции, Южной Корее, Бразилии, Аргентине,
Индонезии, Чили и других государствах.
К настоящему времени
в научном сообществе сформировались
в основном две диаметрально противоположные
точки зрения на место и роль армии
как средства и объекта политики.
Одна из них базируется на примате
военных в качестве главного средств
разрешения в территориальных, национальных,
социальных и иных разногласий. Другая
строится на мнении, что в современных
условиях армия должна быть нейтральной
и поэтому военные должны быть
отстранены от участия в политике.
Такую точку зрения в свое время
высказывали западные политологи Ж.
Доорн, Х. Болдуин, Д. Шлоссер и др.4 Позиции
этих исследователей, на наш взгляд, как
минимум, являются спорными, ибо как показывает
практика последних десятилетий, их выводы
в ряде случаев не находят практического
подтверждения. События в Югославии, Закавказье,
Молдавии, противостояние курдов и правительства
в Турции, баскский сепаратизм в Испании,
проблема Косова в Сербии и другие конфликты
были прекращены или заморожены во многом
благодаря вооруженными силами. По нашему
мнению, армия наряду с другими средствами
в ближайшей перспективе по-прежнему будет
оставаться гарантом стабильности и мира
во взрывоопасных регионах планеты. И
это сегодня подтверждается многочисленными
фактами, когда армия в силу своего положения
держит руку на политическом пульсе страны.
Не столь давние события в Пакистане, Малайзии,
Турции, Венесуэле и других государствах
свидетельствуют, что военные не только
внимательно следят за развитием политической
ситуации в обществе, но и активно воздействуют
на нее. В частности, в мае 2007 г. в период
избирательной кампании в Турции армия
недвусмысленно заявила устами начальника
генерального штаба страны, что военные,
являясь гарантом существования светского
государства, не допустят его исламизации.
Не раз различные
политические силы, идя на сближение
или союз с армией, преследовали
свои корпоративные интересы и цели.
Как правило, это делается посредством
различных программ, специальных
обращений к военнослужащим, провозглашением
проектов укрепления и совершенствования
вооруженных сил, улучшения их социального
положения. Особенно пристальное внимание
к армии со стороны различных
политических сил проявляется в
периоды политических кризисов и
назревания социальной напряженности.
В такой обстановке армия, критически
оценивая сложившуюся ситуацию, сама
проявляет инициативу и устраняет
с политической арены деструктивные
силы и берет всю полноту
В борьбе за власть различные
политические группировки ясно осознают,
что армия при определенных условиях
может оказаться непреодолимым
препятствием на их пути к этой цели.
Тогда они осознано идут на подрыв
устоев армии, пытаются дискредитировать
ее в глазах общественного мнения
и тем самым отстранить от политического
процесса, связанного с овладением
власти. С этой целью применяются
самые различные приемы и технологии:
это использование военных в
качестве полицейских сил для
подавления выступлений народных масс;
устранение оппозиционно настроенных
по отношению к власти политиков,
осуществление террористических акций
против наиболее популярных в стране
общественных и государственных
деятелей. Классическим примером таких
действий стало недавнее убийство лидера
Народной партии Пакистана Б. Бхутто.
Тем самым преднамеренно
вбивается клин между армией и
народом, что делает общество нестабильным,
а процесс захвата власти более
доступным. Такие методы наиболее характерны
для развивающихся стран, хотя отдельные
примеры можно привести и из новейшей
истории европейских
Еще одна форма взаимосвязи
армии и политики сложилась в
мире после Второй мировой войны. Это широкое
использование вооруженных сил национальных
государств в качестве своеобразного
«товара» в межгосударственных отношениях.
Воинские контингенты по решению политического
руководства вводятся на территории других
суверенных государств и используется
там для борьбы с внутренней оппозицией,
незаконными вооруженными формированиями,
для поддержки правящих политических
режимов, а также реализации национальных
интересов тех государств, от имени которых
они используются в качестве силы.
Примером такой
взаимосвязи армии и политики
могут служить действия США в
Южной Корее, на Филиппинах, в Сомали,
в Афганистане, в Ираке и т.д.
Схожую политику в 60–70-е гг. проводили
и Советский Союз, направляя свои
воинские контингенты в Египет, на
Кубу, во Вьетнам, Анголу, Эфиопию, Афганистан
и другие страны.
Важнейшим показателем
взаимоотношений армии и
На стыке тысячелетий
кардинальным образом изменился
характер взаимоотношений армии
и политики в международных делах.
Это связано с тем, что качественно
другой стала картина мира: он стал
многополярным; исчезли потенциальные
глобальные военные угрозы; власть
в большинстве современных
При этом внешняя
политика государств стала более взвешенной
и открытой, другими словами, она перестала
быть остроконфликтной. Во многом это
результат действия принципов нового
политического мышления, ставших в конце
80-х гг. ХХ в. основой консенсуальной политики
государств в международных отношениях
и деятельности таких организаций, как
ООН, ОБСЕ и региональных политико-правовых
структур. Однако это никоим образом не
означает, что сегодня влияние армии на
содержание и характер межгосударственных
отношений сведено на нет. Несмотря на
то, что многие международные проблемы
и противоречия в современном мире не
носят взрывоопасный характер, тем не
менее, всегда в процессе их решения просматривается
присутствие военных. На это указывают
события в мире последних лет, когда разблокирование
локальных конфликтов и между народных
проблем путем переговоров не давало желаемого
результата и в дело вступала военная
сила отдельных государств или их коалиций.
Этнические конфликты на территории бывшей
Югославии, в Ливане, антииракская военная
операция «Буря в пустыне», военные действия
коалиционных сил НАТО в Афганистане,
Ираке, всплеск международного терроризма
в различных регионах мира – все это наглядное
подтверждение того, что устранение конфликтных
ситуаций невоенными средствами оказывается
зачастую малоэффективным. Это наглядно
подтвердили последние события на постсоветском
пространстве и, в частности, военные действия
Грузии в Южной Осетии.
Новой сферой деятельности
вооруженных сил в послевоенный
период стало их участие в такой
трудной, опасной, но очень важной для
судеб мира и прогресса миссии,
как миротворческая деятельность. Она
берет свое начало с 1948 г., когда ООН
осуществила свою первую миротворческую
операцию. За почти 60-летний период ООН
провела 48 операций по поддержанию
мира в различных странах, в которых
приняло участие более 750 тыс. военнослужащих
и сотрудников гражданской
Советские миротворцы
впервые приняли участие в
операции ООН в 1973 г., когда группа военных
наблюдателей прибыла в Египет для обеспечения
условий перемирия между Египтом и Израилем.
С тех пор сначала советские, а затем российские
«голубые каски» постоянно участвуют
в операциях по поддержанию мира в различных
регионах земного шара. Действия миротворческих
сил чаще приходятся на такие страны, руководители
которых в силу своих политических и военных
амбиций не всегда осознают опасность
развязываемых вооруженных конфликтов,
готовых перерасти в крупномасштабные
военные действия. В таких случаях миротворческие
силы, облеченные мандатом ООН или другой
международной организацией, предпринимают
все необходимые меры, вплоть до применения
силы, чтобы остановить вооруженное противостояние
конфликтующих сторон и прекратить военные
действия. В большинстве своем миротворческие
силы действуют в горячих точках на временной
основе, хотя продолжительность их миссии
иногда растягивается на годы. Примером
такой деятельности может служить нахождение
международных миротворческих сил на
территориях Анголы, Сомали, Сьерра-Леоне,
в Руанде, на Кипре, на Ближнем Востоке,
Балканах, в Азии и других частях света.
Наличие миротворческих сил в зонах конфликта
способствует обеспечению мира и стабильности
в регионе. Именно благодаря действиям
«голубых касок» удается остановить массовое
кровопролитие и тем самым спасти тысячи
жизней, сохранить материальные и культурные
ценности, прекратить геноцид против отдельных
народов, вернуть к местам постоянного
проживания сотни тысяч беженцев.
Сегодня многие государства,
несмотря на общемировую тенденцию,
направленную на демилитаризацию общества,
продолжают считать, что сильная, хорошо
оснащенная и обученная армия
служит лучшей визитной карточкой государства.
Видимо, с этой целью японское правительство
и правящая либерально-демократическая
партия в начале мая 2007 г. внесли в
парламент предложение об изменении
тех статей Конституции, которые
на данный момент запрещают Стране восходящего
солнца иметь полноценную армию. Это, по
мнению японских политиков, не соответствует
статусу великой державы и ограничивает
возможности Японии более активно воздействовать
на развитие политических процессов в
мире. Отчетливо представляя, что армия
является одним из самых аргументированных
инструментов политики, большинство стран
из года в год наращивает военные бюджеты,
накачивая тем самым мускулы своих вооруженных
сил. И это несмотря на то, что мировая
общественность и миролюбивые силы выступают
против растущей милитаризации на планете,
против создания новых образцов обычных
вооружений, которые по своим боевым характеристикам
приближаются, а их отдельные виды в ряде
случаев превосходят оружие массового
уничтожения. Однако позиции этих сил
не находят отклика у правительств, и снижение
уровней военного потенциала государств
практически не отмечается, а заключенные
договоренности в этом направлении не
выполняются.
Доказательством такой
политики служат действия США и их
партнеров по НАТО, которые, подписав
договор о сокращении обычных
вооружений, не соблюдают его положений.
Еще одним важным
примером участия военных в политике
стало движение «Партнерство ради мира».
Это новая форма военно-
Таким образом, в
современном общественном сознании,
как и в политической науке, в
настоящее время сложилось
Тоталитарный "Запрещено всё, что не приказано"
• концентрация
государственной (политической) власти
в одних руках. Это не законодательная,
не исполнительная и не судебная власть,
а власть стоящей за ними одной
партии, узкой группы людей, а часто
и одного человека (харизма). Внешне
такая власть чаще всего концентрируется
в исполнительных органах, законодательство
носит формальный характер (облечение
в необходимую форму заранее принятых
решений), судебная юрисдикция сведена
к минимуму.
• в стране и обществе
функционирует однопартийная система,
партия является скелетом всех государственных
органов, она активно вмешивается во все
стороны государственной и общественной
жизни и предопределяет все важные решения
как государственных органов, так и общественных
организаций.
• право утрачивает
самостоятельную ценность, оно становится
орудием в руках государства.
• монополия государства на все средства вооружения
Авторитарный "Разрешено всё, кроме политики"
• власть осуществляется одним конкретным лицом, при минимальном участии народа, в роли диктатора выступает индивидуальный политический деятель из
элитарной среды
или правящая элитарная группа.
• представительные
органы на всех уровнях, даже если и
сохраняются, превращаются в декорацию
прикрывающую авторитарную власть.
Информация о работе Место и роль армии в политической жизни общества