Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 20:40, доклад
Армия - это прежде всего люди. Таково пятое ее свойство, зафиксированное в энгельсовском определении Военнослужащие не могут быть чем-то вроде безотказного робота, супермена, лишенного каких бы то ни было идеалов, ценностных установок, они не могут жить, «добру и злу внимая равнодушно». Военная форма, если в какой-то мере и нивелирует их взгляды, настроения и образ жизни, вовсе не останавливает работу ума и сердца.
Во всех семи случаях,
когда армия «выходит из казарм»,
будь то даже во имя самых гуманных
целей, она занимается не своим делом.
В результате этого возникает
и накапливается отчуждение между
армией и обществом, порою вырастающее
до их противостояния, что идет во вред
и обществу и армии. Практические
проблемы возникают в кризисных
ситуациях, когда в повестке дня
стоит выработка новых
Кстати сказать, в рассуждениях о допустимости так называемой внутренней функции армии, о праве правительства применять войска против народа производится двойная подмена тезиса.
Во-первых, никогда
не бывает так, чтобы весь
народ оказался по одну линию
раскола, а весь «не народ»
- по другую. Нельзя забывать также,
что армия – это тоже часть
народа. Во-вторых, речь должна идти
не о том, допустимо ли
По сути, провокационный
характер имеют и рассуждения
«о неясности ответа на вопрос, с
кем будет армия, если возникнут
новые коллизии в обществе». Они
не только нагнетают страхи перед
грядущими потрясениями, но и подталкивают
различные силы к борьбе за перетягивание
армии на свою сторону. Что можно сказать
в этой связи?
Теоретически есть
несколько вариантов действий армии:
поддержать одну из противоборствующих
сторон, выступить в качестве третей
силы, занять нейтральную позицию
стороннего наблюдателя, расколовшись,
укрепить своими силами обе противоборствующие
стороны. Какой бы линии не придерживалась
армия, это будет политическая позиция.
При этом следует отдавать отчет
в том, что политическая роль армии
проявляется не только в ее действиях,
но и в неучастии ее; нейтралитет
для армии имеет политическое
содержание. Единственно законная стратегия
и тактика вооруженных сил - быть
на стороне демократически избранных
высших органов государственной
власти. Сложность в том, что законность
и легитимность в подобных ситуациях
не всегда совпадают.
Не все бесспорно
и в оценке армии как гаранта
стабильности общества. Здесь, по крайней
мере, три позиции, которые должны
быть специально проговорены.
Позиция первая. Что есть стабильность, к обеспечению которой призывают армию? Тоталитаризм часто бывает достаточно устойчив. Имеет ли право народ выступить против тирании, которая, как известно, всегда загораживается от него броней? И если такое выступление состоялось, например, в форме массовых, антиправительственных, но мирных действий, должна ли армия выступать для их пресечения, как в Новороссийске в 1962 г. или в Тбилиси в апреле
1989 г.?
Иными словами, когда
нестабильность в обществе связана
с конфронтацией власти и народа,
как обеспечить стабильность: давлением
на власть («Армия, спаси народ!») или
дисциплинированием народа («Армия, не
стреляй в народ!»)? Как видим, это логически
тупиковая ситуация. Ее возникновение
означает, что исходный тезис сформулирован
не верно: армия - гарант стабильности
не общества, а власти.
Позиция вторая. Стабильность
общества зиждется на гражданском согласии
с существующим порядком принятия политических
решений и необходимостью следования
соответствующим образом
Позиция третья. По решению
законного правительства армия
может и должна применяться для
пресечения вооруженных конфликтов,
любого противоправного вооруженного
насилия на Государственной границе
или в пределах территории Российской
Федерации, угрожающих ее жизненно важным
интересам. Не станем выяснять рамки, очерчивающие
такие интересы. Но если дело дошло
до военных действий в интересах
восстановления правопорядка в государстве,
защиты его национального единства
или территориальной
А события августа
1991 г., октября 1993 г., военные действия
в Чечне свидетельствуют, что
активное включение армии в политику
отнюдь не снимает внутреннюю напряженность.
Они показывают, что критерии оценки
ситуации и роли армии далеко не
очевидны. В этой связи принципиальное
значение имеет разработка основополагающих
принципов военного строительства
и строгое следование им в практической
деятельности военно-политического
руководства, всех командиров и начальников.
Мировая практика выработала
различные механизмы, обеспечивающие
политическую стабильность армии, ее верность
своему правительству. К ним, в частности,
относятся: конституционные и
Другой
источникАрмия и политика
В.А. Дубровский
Саратовский государственный
университет, кафедра политических
наук
В настоящее время
проблемы взаимоотношения армии
и политики являются едва ли не самым
популярным направлением в военной
и политической науке. Это подтверждается
непрекращающимися
История знает немало
примеров, когда интересы армии и
государства расходились, и тогда
эти отношения вступали в противоречие
и даже конфронтацию, ввергая общество
в кризисное состояние, а государство
лишалось стабильности и даже суверенитета.
Образцом этого может служить
Римская империя, где армия, нередко
недовольная своим положением, свергала
диктаторов, консулов и даже императоров,
расчищая дорогу новым Цезарям, Калигулам
и Помпеям.
Неизмеримо возросла
взаимосвязь армии и политики
в ХVII–ХIХ веках – в эпоху формирования
национальных государств. Не осталась
в стороне от этого процесса и Россия,
где гвардия играла ключевую роль в престолонаследии.
Именно благодаря военным стало возможным
правление Петра I и императрицы Елизаветы
Петровны, Екатерины Великой и Александра
I. Военные деспотии были характерным явлением
для большинства античных государств,
феодальных монархий Европы и империй
Востока.
Об огромном влиянии
армии на политическую жизнь общества
в свое время указывали Н. Макиавелли,
Петр I, А. Жомини, Ф. Энгельс, К. Клаузевец,
К. Маркс, В. Ленин, М. Фрунзе и другие политики
и военные1.
Проблемы взаимоотношений
армии и политики в современную
эпоху волновали умы видных ученых,
военных, политических деятелей: Ш. де
Голль, Г. Мольтке, Ч. Москос, А. Свечин,
С. Тюшкевич, В. Серебренников, М. Гареева,
А. Кокошин, Х. Ортега-и-Гассет и др.2 Все
они как в прошлом, так и в настоящем отмечали,
что армия в многовековой истории человечества
всегда являлась постоянным, непременным
и активным участником политической жизни,
выступала основной опорой и силой государства
в реализации его внутренней и внешней
политики. Кроме того, как в свое время
отмечал К. Маркс, армия не только оказывала
поддержку тем или иным политическим силам
в борьбе за власть, но и сама неоднократно
брала ее в свои руки, определяя иногда
на долгие годы судьбы народов и государств3.
Еще более возросла
роль армии в жизни государств
в условиях развития капитализма
и его высшей стадии – империализма.
Она все чаще стала выступать
в качестве ударной силы империалистических
государств в международных отношениях.
В частности, милитаристские круги
Германии, Австро-Венгрии и других
государств сначала ввергли народы
в пучину Первой мировой войны, а затем
реваншистские силы во главе с Германией
развязали самую кровопролитную и разрушительную
агрессию против народов Европы и СССР.
Разгром агрессивных сил германского
империализма и японского милитаризма
во Второй мировой войне государствами
антигитлеровской коалиции коренным образом
изменил облик планеты. Это нашло свое
выражение в победе народно-демократических
революций в ряде восточно-европейских
стран и Азии, в росте национально-освободительного
движения в колониальных и зависимых странах,
что в конечном счете повлияло на расстановку
политических сил в мире и привело к расколу
мира на две противоположные общественно-политические
системы.
Эти процессы вызвали
всплеск милитаристских и реваншистских
настроений у военных и политиков
Западной Европы и США и, как следствие,
привели к военному противостоянию,
развязыванию гонки вооружений, переросшую
в итоге в «холодную войну»
между капитализмом и социализмом.
В эти годы в странах
Западной Европы и США вновь стала
слышна милитаристская риторика политиков
и военных, которые, как и прежде,
стремились с позиции силы определять
характер международной политики.
Активность военных
в Западной Европе и США не была
исключением. Ей вторили и политические
лидеры социалистического лагеря и
в первую очередь Советского Союза
и Китая. Первую скрипку играли военные
в молодых независимых
В начале третьего тысячелетия
взаимосвязь армии и политики
обрела качественно иное состояние.
Ушли в прошлое
времена, когда военная верхушка
практически единолично могла решать
проблемы власти: в государстве, определять
или изменять его внутреннюю политику,
выбирать стратегию общественного
развития, влиять на характер и содержание
межгосударственных отношений.
На смену военным
к власти во многих государствах пришли
гражданские лидеры, а армия из
активного средства политики превратилась
в ее объект, и военным в новых
условиях отводилась роль исполнителей
политической воли господствующих в
обществе социальных групп. Время наложило
отпечаток и на саму армию. Во-первых,
она перестала быть кастовой группировкой,
превратилась в серьезную общественно-
Прекрасно это понимая,
государственные деятели, представители
политических партий и организаций
постоянно «заигрывают» с военной
элитой, стремясь заручиться ее поддержкой,
преследуя при этом свои определенные
корпоративные цели. В свою очередь
высший командный состав, или так
называемая военная элита, превратился
в мощную лоббистскую корпоративную
группировку, которая оказывает
сильнейшее влияние на политическую
власть по таким важным для себя
вопросам, как военный бюджет, военные
заказы и выделение других ресурсов
на содержание армии и поддержку
ВПК. Ведущую роль в этих процессах
играют отставные военные, многие из
которых становятся депутатами законодательных
органов власти, членами правительств,
входя в составы советов
Информация о работе Место и роль армии в политической жизни общества