Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:01, курсовая работа
Любая организация, так же как и каждый человек в отдельности, могут существовать, только обмениваясь информацией. В условиях рыночных отношений, когда очень быстро меняется экономическая ситуация, законодательство, коммерческие предприятия выживают только в том случае, если они вовремя знают что, когда и почем. Информация давно стала товаром. Кто владеет информацией, тот владеет ситуацией. Носителем информации выступает документ.
Введение 2
1. История и теория возникновения и развития делопроизводства 3
2. История развития служб документации в России 12
3. Распорядительный документ - Приказ в кадровой документации 14
4. Процедура составления и оформления документа - Приказ 19
4.1.Оформления распорядительного документа - Приказ 20
4.2. Пример оформления бланка образца приказа 24
5. Регистрация и контроль за исполнением документов 25
6. Текущее хранение документов 27
Заключение 29
Список используемой литературы 30
Юридическая сила документа — это свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления1. Из этого определения следует, что орган управления или должностные лица, выпускающие документ, обязаны:
•
соблюдать при его подготовке
действующие нормы
• издавать документы только в пределах своей компетенции;
•
соблюдать действующие в
К числу наиболее юридически значимых реквизитов относятся: наименование организации, дата и регистрационным номер документа, подпись, печать, грифы согласования и утверждения.
В управленческой практике принято различать документы по степени их подлинности на черновые, беловые, подлинники, копии.
Черновой документ, изготовленный рукописным, машинописным способом или распечатанный с компьютера, отражает работу автора над его содержанием. Он может содержать только текст и не обладает юридической силой.
Беловой документ — это рукописный или машинописный документ, текст которого переписан с чернового документа или написан без помарок и исправлений.
Документ, в котором содержатся сведения, подтверждающие его достоверность (об авторе, времени и месте создания) считается подлинным.
Подлинник официального документа — это первый (или единичный) экземпляр документа, обладающий юридической силой.
Копия документа — это документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их. Копия документа может быть факсимильной или свободной. Факсимильная копия полностью воспроизводит содержание документа и все его внешние признаки (содержащиеся в подлиннике реквизиты, включая подпись и печать) или часть их, особенности их расположения. Факсимильная копия изготавливается на копировальной технике, с использованием фотографии, аппаратов факсимильной связи, принтеров. Для документов, изготовленных на пишущих машинках, факсимильной копией является второй и последующие экземпляры документов, полученные через копировальную бумагу. Они, как правило, остаются в делах учреждения. Устаревшее название таких копий — отпуск. Свободная копия содержит все реквизиты документа, но не обязательно повторяет его форму.
Система документации — это совокупность документов, взаимосвязанных по признакам происхождения, назначения, вида, сферы деятельности, единых требований к их оформлению.
Типовые
управленческие функции в каждом
управленческом аппарате реализуются
на основе использования документов, относящихся
к различным системам документации. Соотношение
документов из различных систем в делопроизводстве
разных учреждений и организаций неодинаково,
так как
зависит от конкретной деятельности того
или иного учреждения, его
масштабности, места в системе федерального
управления и ряда других причин.
Но,
независимо от этого, в любой организации
используются документы, отражающие организационную,
распорядительную и исполнительскую деятельность.
Их совокупность составляет систему организационно-
распорядительной документации. Государственный
стандарт определяет организационно-
Помимо общих для всех учреждений и предприятий функциональных систем документации выделяют также отраслевые системы, которые используются при документировании соответствующих видов деятельности и отражают их специфику. Это, например, системы документации по здравоохранению, образованию (общему и специальному), нотариальные, судебные и др.
Организационно-
Основным направлением совершенствования документации является унификация и стандартизация.
Стандартизация — это процесс установления и применения стандартов, под которыми понимается «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов». Стандарт как нормативно- технический документ устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органом. Применение стандартов способствует улучшению качества создаваемого изделия (в данном случае документа). В России деятельность по стандартизации координируется государственными органами стандартизации.
Стандартизация — сложный процесс. В ее состав входят такие элементы, как типизация, унификация, агрегирование. С одной стороны, это методы стандартизации, с другой — виды работ, которые могут осуществляться как самостоятельные. Например, в широком смысле типизация — это разработка типовых конструкций или технологических процессов на основе общих для ряда изделий (процессов) технических характеристик. В документоведении этот метод используется для создания типовых форм документов и типовых текстов, т.е. образцов или эталонов, на основе которых создаются конкретные документы.
Типовой текст — это текст-образец, на основе которого в последующем создаются тексты аналогичного содержания.
Под унификацией понимается «приведение чего-либо к единой системе, форме, единообразию». По официальному определению унификация — это выбор оптимального числа разновидностей продукции, процессов и услуг, значений их параметров и размеров. Исходя из этого следует, что, во-первых, в процессе унификации должно проводиться рациональное сокращение элементов исходного множества объектов (например, форм или видов документов, их показателей и реквизитов). А во-вторых, унификация обязательно приводит к установлению оптимального (на какое-то достаточно продолжительное время) единообразия в любой области деятельности, в том числе и в документировании.
Управленческие документы, используемые в самых разных сферах и органах управления, должны оформляться единообразно. Это позволяет включать документы в единую для страны систему делопроизводства, способствует их оперативной обработке и исполнению, сокращает затраты времени на работу с документами не только делопроизводственного персонала, но и всех работников управленческого аппарата — от руководителей до рядовых сотрудников.
Унифицированная система документации (УСД) — система документации, созданная по единым правилам и требованиям, содержащая информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности.
Непосредственные
разработчики конкретных форм документов
и систем документации — министерства
(ведомства), осуществляющие координацию
той или иной отрасли деятельности. Ими
же утверждаются унифицированные формы
документов. Так, министерство финансов
отвечает за бухгалтерские документы,
министерство здравоохранения РФ — за
медицинские, Государственный комитет
РФ по статистике — за формы первичной
учетной и статистической документации,
Росархив РФ — за систему организационно-
Общегосударственные
унифицированные формы
2. История развития
служб документации
в России
С древнейших времен дошли до нас различные виды документов, с помощью которых мы узнаем историю своей страны, особенности быта и различных отношений, складывающихся в те далекие времена.
Документы
возникли вместе с письменностью, вначале
как средство
закрепления имущественных отношений,
а затем, с развитием письменности,
стали средством общения, передачи информации.
Документы являются одним из важнейших
хранилищ человеческой памяти.
В
России к началу XVII века первым сложилось
приказное
делопроизводство. Приказами в то время
именовались органы государственной
власти. Документы имели форму свитка,
составлявшего в длину от 10 до 100
метров.
При
Петре первом было введено коллежское
делопроизводство, более
прогрессивное по сравнению с приказным.
Коллегиями назывались центральные учреждения,
ведавшие отдельными отраслями государственного
управления.
В
начале XIX века коллегии были заменены
министерствами,
коллегиальность в руководстве сменилась
единоличием. Сложилось
исполнительское делопроизводство. Появились
бланки служебных документов, началось
внедрение механизации конторского труда.
В
годы Советской власти было выработано
делопроизводство, характерное для централизованного
управления народным хозяйством. В практике
делопроизводства был установлен единый
порядок документирования, внедрены стандартные
требования к форме и структуре документов.
Установлен типовой состав информационных
элементов документов. Была предпринята
попытка введения Единой государственной
системы делопроизводства (ЕГСД). В целях
применения средств вычислительной техники
в ряде отраслей осуществлялось освоение
унифицированных систем документации,
позволяющих одновременно
использовать их и при традиционных методах
обработки документов.
В
настоящее время сложившейся
система обработки документов
развивается с учетом специфики рыночных
отношений, механизации и
компьютеризации делопроизводства.
Любой
документа функционирует
сфере человеческой деятельности, называется
системой документов.
Рационально организованный комплекс
взаимосвязанных документов,
созданный по единым правилам и требованиям
и применяемый в определенной деятельности,
называется унифицированной системой
документации (УСД).
Обязательным
условием организационной и
Суть унификации сводится к сокращению неоправданного многообразия документов, привидение к единообразию их форм, структуры, языковых конструкций и операций по обработке, учету и хранению.
Суть
стандартизации заключается в возведении
в норму, обязательную
для применения, оптимальных правил и
требований по разработке и
оформлению документов, принятых в установленном
порядке для всеобщего и многократного
их применения в делопроизводстве. Результаты
разработки при этом оформляются в виде
межгосударственных (ГОСТ), государственных
(ГОСТ Р), отраслевых (ОСТ) стандартов.
В
разработке унифицированных систем
документации накоплен большой опыт. Длительное
время в стране действовал ГОСТ 6.38-72 на
требования по оформлению организационно-
С 01.07.1998 года в РФ введен в действие ГОСТ Р6.30-97. Имеется некоторый опыт в создании других систем унифицированной документации.
Все
документы, обращающиеся на предприятии,
в организации, классифицируют по следующим
признакам: видам деятельности, наименованию,
способу фиксации информации, месту составления,
степени сложности и др.
3.
Распорядительный документ -
Приказ в кадровой документации
Задачи управления трудовым коллективом, формирования и качественного улучшения его состава можно решать только при наличии совершенной системы информационного обеспечения работы с кадрами, которая включает многочисленные информационные показатели и постоянно совершенствуется и обновляется на основе применения современных информационных технологий.
Информация о работе История развития и возникновения приказов