Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:19, курсовая работа
Для нормального функционирования и успешного развития любой организации необходим руководитель, осуществляющий организационно-распорядительную деятельность. В то же время любой руководитель нуждается в секретаре, берущем на себя его организационное и информационное обслуживание, освобождающем его от нерациональной траты времени и умеющим поддерживать высокий авторитет руководителя.
Кроме того, в качестве самостоятельного направления деятельности офис – менеджера следует выделить руководство персоналом (подчинёнными). Перечисленные функции можно сгруппировать в два функциональных блока: административный и обеспечивающий.
Должностные обязанности офис – менеджера: участвует в определении мисси организации, в разработке и планировании вопросов стратегического развития, в связи с деятельностью организации во внешней среде: установление рынков сбыта и потенциальных клиентов, совершенствование качества оказываемых услуг, координации и контроле за договорной деятельностью; в определении возможных источников обеспечения необходимыми кадрами; осуществляет представительские функции.
Организует, координирует и контролирует вопросы внутренней среды жизнедеятельности организации: разрабатывает организационную структуру, программы развития персонала, перспективные и текущие планы внедрение информационных технологий; участвует в разработке бизнес – планов; организует и проводит совещания, переговоры, презентации, рекламные компании; осуществляет функции планирования, подбора, оценки, учёта, стимулирования, повышения квалификации персонала, проводит работы по нормированию труда и определению численности персонала.
Руководит работой служб документации
и обеспечивает эффективное выполнение
функций документационного и
информационного обеспечения
Основные составляющие работы офис менеджера: организация обеспечения (снабжения) офиса: анализ рынка предоставляемый товаров и услуг, выбор выгодных условий; формирование товарного ассортимента (необходимый и достаточный ассортимент, создание запасов расходных материалов); создание системы учёта, хранение и выдачи товарно – материальных ценностей (ТМЦ).
Офис – менеджеру компании кроме вопросов обеспечения жизнедеятельности офиса приходится решать и организационные задачи, связанные с арендой помещений, контролем инженерно – технических сетей, оплатой коммунальных расходов и т.д., и взаимодействовать с коммунальными службами.
Если компания арендует помещение
или здание, то офис – менеджер обязательно
должен иметь копии договора с
арендодателем с указанием
Кроме того, в обязанности офис – менеджера, как правило, входит: контроль работы специалистов по установке дополнительных систем и оборудования; организация своевременной уборки контейнерных площадок; организация плановых уборок служебных помещений, мелкого ремонта оборудования и мебели; контроль за своевременностью оплаты аренды через бухгалтерию.
Оперативное обслуживание руководителей и сотрудников компании: организация командировок (заказ билетов, бронирование гостиниц, оформление документов, представительские расходы); организация корпоративных мероприятий (КМ): календарь КМ, бюджет, смета, приобретение сувенирной продукции.
Организация работы служб транспорта: мониторинг компаний по вопросам приобретения, лизинга, страхования; планирование поездок, выдача путевых листов, контроль расхода горюче – смазочных материалов, т.е. бензина.
Обеспечение функционирования производственных площадей / зданий: соблюдение санитарных норм охраны труда, правил техники безопасности и пожарной безопасности; контроль систем кондиционирования и вентиляции; ремонтные работы: выбор компаний, контроль их работы.
Круг обязанностей офис – менеджера может быть и шире, в зависимости от величины компании, наличия отдельных подразделений, занимающихся вопросами обеспечения жизнедеятельности компании и её отдельных структур.
Должен знать: законодательные и нормативные акты, регламентирующие предпринимательскую и коммерческую деятельность, информационную и документационную деятельности организации; работу с персоналом; рыночную экономику, предпринимательство и ведение бизнеса; основы маркетинга; теорию менеджмента, микро – и макроэкономики; теорию и практику работы с персоналом, формы и методы ведения рекламных компаний и работы с общественностью; порядок разработки коммерческих условий, согласований, договоров, контрактов; основы бухгалтерского учёта; основы социологии, психологии и мотивации труда; этику делового общения; основы делопроизводства; порядок планирования, проектирования и технологии работы на базе организационной и вычислительной техники служб ДОУ: методы исследования, анализа, проектирования развития документных систем, нормативные и методические документы по проектированию и эксплуатации автоматизированных информационных систем управления; основы программирования; методы проектирования и актуализации баз и банков данных; основы научной организации управленческого труда и организационного проектирования, основы охраны труда и эргономики.
Требования к квалификации: высшее профессиональное образование или высшее профессиональное образование и дополнительная подготовка в области теории и практики менеджмента и ДОУ, стаж работы по специальности не менее 2 лет.
В конечном счёте, эффективность офис – менеджера складывается из совокупности функциональных усилий по администрированию и всестороннему обеспечению повседневной деятельности офиса.
Секретарь руководителя: В профессиональные задачи секретаря входит организационно – техническое обеспечение административно – распорядительной деятельности руководителя.
Обязанности секретаря помощника руководителя: проводит предварительную сортировку документов, поступающих руководителя на рассмотрение и подпись; собирает, обрабатывает и систематизирует информацию, необходимую руководителю для работы; ведёт деловую переписку руководителя – составляет, оформляет проекты писем и вносит в них изменения; осуществляет контроль за правильностью составления, оформления и написания проектов документов, направленных на подпись руководителю; ведёт контроль за исполнение изданных приказов и распоряжений, а также за соблюдением сроков выполнения указаний и распоряжений руководителя, взятых на контроль; организует командировки руководителя, подготавливает для них необходимую информацию; организует работу коллегиальных органов с участием руководителя (например, производственных совещаний), документирует их текущую работу, подготавливает и оформляет итоговые документы. В обязанности секретаря помощника входит организация приёма посетителей. Он создаёт комфортную обстановку в приёмной, настраивает посетителей на конструктивный и деловой подход к решению проблем, что позволяет сэкономить время и моральные затраты руководителя на психологическую адаптацию собеседника в начале деловой беседы.
Секретарь руководителя отвечает за
организационно – техническое обеспечение
административно –
Секретарь помощник руководителя как ответственный исполнитель обеспечивает принятие руководителем качественных управленческих решений и их своевременное доведение до исполнителя, контролирует соблюдение установленных руководителем сроков исполнения, принимает участие в документировании результатов исполнения специалистами организации поручений руководителя.
Таким образом, для любой организации важен каждый сотрудник. Каждый занимает своё место и выполняет определённые функции, к ним предъявляются различные требования (в зависимости от специальности). Так же, каждый секретарь, от секретаря на ресепшн до секретаря помощника руководителя, нужен организации для качественного функционирования и успешного её развития. Сокращение должности секретаря в организации приводит не столько к экономии фонда заработной платы, сколько к нарушению контакта руководителя с другими членами коллектива, внешнем миром. Потеря взаимопонимания между начальником и подчинённым неизбежно приводит к ухудшению производственного микроклимата, комфорта в коллективе и в итоге, к массовому увольнению ведущих специалистов организации, отвечающие за различные аспекты её деятельности. Убытки. которые несёт фирмы при увольнении высокопрофессиональных специалистов, весьма значительны, а в некоторых случаях и невосполнимы.
2. Должностной статус секретарей в России
Значение секретаря в
Секретарь (любой категории), избрав свою профессию, должен знать о возможностях продвижения по службе. А для этого недостаточно знакомства только со своей должностной инструкцией. Знание ступеней карьеры и требований к деловым и личным качествам секретаря, которые необходимы для соответствующей должностной ступени, являются стимулом для повышения своей квалификации.
Очевидно, что для эффективной работы фирмы недостаточно только секретаря руководителя и секретаря – стенографистки. Необходимо чётко дифференцировать уровни квалификации, объём и содержание обязанностей, должностные положения секретарей. В России до сих пор нет такого нормативного документа, который регламентировал бы секретарские должности от низший к высшей и содействовал бы профессиональному росту секретаря.
В практике управления сложились определённые должностные ступени секретаря. Это секретарь на reception, секретарь – референт, офис – менеджер, личный помощник руководителя, но нормативно они не закреплены. В позитивном решении этого противоречивого вопроса можно воспользоваться опытом Скандинавской группы Европейской ассоциации профессиональных секретарей (EAPS), которой был разработан специальный документ «Ступени карьеры и повышения квалификации секретаря».
Уровень А
Секретарь - машинистка |
Уровень В
секретарь |
Уровень С
Секретарь - референт |
Уровень Д Руководитель секретариата или офис – менеджер, референт |
В документе были даны четыре уровня: A – примерно соответствует уровню секретаря – машинистки в России; B – уровню секретаря; C – уровню секретаря – референта; D – уровню референта, руководителя секретариата, офис – менеджера.
Данная содержательная таблица могла бы послужить серьёзным основанием для разработки собственно российской нормативно – правовой базы деятельности секретарей и офис – менеджеров.
Из данной таблицы видно, что секретарская профессия имеет категории. И различия между ними существенные. Если секретари уровня B выполняют скорее технические операции, то секретари уровней C и D берут на себя часть управленческих функций. Самая большая разница между уровнями B и D. Первые выполняют работу, которую им поручили и ответственность лишь за собственную работу. Вторые же поручают работу кому-либо и у них больше творческая работа, ответственность несут за весь контролируемый ими отдел. Соответственно и требования к образованию и стажу к ним предъявляются разные. Для уровня B достаточны основы и опыт работы в России. Для D уже не достаточно базового уровня образования, необходимо университетское и зарубежный опыт.
Зачастую учёные в области секретарского дела отделяют офис – менеджера от всех остальных категорий. Это происходит потому, что он существенно отличается. Этот факт хорошо продемонстрировала Рыбченкова Т.В., оформив это в таблице «Офис – менеджер и секретарь: есть отличия»
В данной таблице представлены основные функциональные обязанности как офис – менеджера, так и секретаря (кстати, понятие секретарь здесь представлено как общее понятие, оно не отражает определённую категорию). На основе имеющихся данных можно сделать вывод о том, что должность офис – менеджера по существу является высшей ступенью карьеры секретаря. Так же и «Квалификационный справочник должностей служащих» выделил менеджера в должности руководителей, а например секретаря руководителя – в должности других служащий (технических исполнителей). В то же время И.Ю. Байкова пишет, что «ассистент или помощник руководителя – это высшая ступень в карьере секретаря». Таким образом, этот вопрос остаётся дискуссионным, потому что разные специалисты придерживаются разного мнения.
Продолжая тему должностного статуса,
следует выделит специфику
Работа секретаря – референта современной российской фирмы тоже имеет свою специфику: