Номенклатура дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 20:26, реферат

Описание

Конечный результат управленческой деятельности государственного аппарата зависит от множества промежуточных звеньев, одним из которых является делопроизводство, позволяющее обеспечить оперативность и гибкость в принятии решений. Делопроизводство координирует все этапы работы - от проектирования до практической реализации решений.

Содержание

Введение 3
1. Номенклатура дел 4
1.1 Виды номенклатур. 5
1.2 Составление номенклатуры. 6
1.3 Разработка номенклатуры дел 7
1.4 Определение круга документов для включения в номенклатуру 7
1.5 Составление заголовков дел. 8
1.6 Разработка классификационной схемы. 10
1.7 Определение сроков хранения дел. 12
1.8 Индексация дел 13
1.9 Порядок оформления и удостоверения номенклатуры дел. 14
2. Формирование дел 17
3. Хранение дел 22
Заключение. 25

Работа состоит из  1 файл

Делопроизводство (Номенклатура дел).doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

  Введение

      Конечный  результат управленческой деятельности государственного аппарата зависит от множества промежуточных звеньев, одним из которых является делопроизводство, позволяющее обеспечить оперативность и гибкость в принятии решений. Делопроизводство координирует все этапы работы - от проектирования до практической реализации решений.

      Процесс управления включает следующие основные типовые документируемые операции: сбор и обработку документной информации; подготовку решения; принятие и документирование решения; доведение решений до исполнителей; исполнение решения; контроль исполнения; сбор информации об исполнении; передачу информации по вертикальным и горизонтальным связям; хранение и поиск информации.

      Аппарат управления реализует свои функции  главным образом посредством универсальных и полномочных организационно- распорядительных документов (ОРД), создаваемых циркулирующих вне зависимости от специфики деятельности во всех отраслях народного хозяйства и государственного управления.

      Если  учесть, что в аппарате управления занято более 14 млн. человек, а ежегодный документооборот в стране составляет примерно 60 млрд. Листов и продолжает расти, то несомненно, что эффективное нормативное регулирование этого процесса имеет большое значение. В качестве одного из средств регулирования документопотоков выступают документные государственные стандарты, общесоюзные классификаторы и унифицированные системы документации. Эти и другие нормативы признаны стабилизировать документооборот в стране по всему тенологическому циклу, создать оптимальную технологию ведения документного хозяйства каждой управленческой единицы.

      В данной работе будет рассмотрена  номенклатура дел, а также порядок  их формирования и правила хранения.

1. Номенклатура дел

    После исполнения документы определенное время хранятся в организации. Для того чтобы их можно было быстро находить и использовать, необходима систематизация исполненных документов, т.е. группировка их в дела. Государственный стандарт определяет дело как «совокупность документов или документ, относящихся к одному вопросу или участку деятельности, помещенных в отдельную обложку».1

    Чтобы правильно сформировать дела и обеспечить возможность использования нужной информации, документы классифицируют: разделяют их на группы с разными сроками хранения. Специальным классификационным справочником, позволяющим определить порядок распределения документов  дела, является номенклатура дел.

    Номенклатура  дел — систематизированный перечень наименований дел, заводимых в организации, с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке.2

    Номенклатура  дел — это многофункциональный документ, используемый для разных целей:

    •   номенклатура используется как схема  классификации при распределении и группировке исполненных документов в дела (папки). Заголовки дел, закрепленные в ней, переносятся затем на обложки дел;

    •   каждое дело, включенное в номенклатуру, имеет указание срока хранения документов, включенных в него. Таким образом с ее помощью намечают ориентировочные сроки хранения документов, что является первым этапом экспертизы ценности документов;

    •   номенклатура дел используется при построении информационно-поисковой системы по документам предприятия. При регистрации документов в регистрационный индекс часто включают индекс дела по номенклатуре. Кроме того, классификационная схема номенклатуры может быть использована при формировании справочной картотеки на исполненные документы;

    •   номенклатура дел используется вместо описи как учетный документ при  сдаче в архив дел со сроками  хранения до 10 лет включительно. Она  же служит основой для составления описей на дела со сроками хранения свыше 10 лет и постоянного;

    •   номенклатура имеет справочное значение при изучении структуры учреждения, организации, предприятия.

1.1 Виды номенклатур.

    Различают типовые, примерные и конкретные номенклатуры дел.

    Типовая номенклатура дел составляется для организаций, однородных по характеру деятельности и структуре, устанавливает для них типовой состав дел, единую индексацию этих дел и является нормативным документом.

    Примерная номенклатура дел устанавливает примерный состав дел для организаций, однородных по характеру деятельности, но разных по структуре, и носит рекомендательный характер.

    Независимо  от существования типовой и примерной  номенклатур, каждая организация должна составлять свою конкретную {индивидуальную) номенклатуру дел.

    В небольших организациях, не имеющих  структурного деления, составляется одна номенклатура, которая представляет собой систематизированный список названий всех дел, заводимых в организации в течение календарного года. В крупных учреждениях и организациях номенклатура составляется для каждого структурного подразделения, затем они объединяются в сводную номенклатуру.

    При наличии типовой номенклатуры заголовки  дел полностью переносятся в конкретную номенклатуру. Из примерной номенклатуры дел при составлении конкретной выбираются названия тех дел, которые образуются в данной организации. При этом некоторые дела, предусмотренные в примерной номенклатуре, могут объединяться или разъединяться в зависимости от объема документации или специфики работы организации. Сроки хранения дел, предусмотренные типовой или примерной номенклатурой, переносятся в конкретную номенклатуру дел без изменений. Таким образом, наличие типовой или примерной номенклатуры значительно облегчает работу по созданию номенклатуры дел конкретной организации.

1.2 Составление номенклатуры.

    Составлению номенклатуры предшествует изучение состава, содержания и количества документов, образующихся в процессе реализации учреждением (организацией) своих задач. Изучаются уставы и положения об учреждении и его структурных подразделениях, штатное расписание, классификаторы, справочные картотеки, номенклатуры дел за прошедшие годы, описи дел постоянного и долговременного хранения, регистрационно-учетные формы (журналы, картотеки). Но главным источником являются сами документы организации. При определении сроков хранения дел основными пособиями служат типовые и ведомственные перечни документов с указанием сроков их хранения, а также перечни документов, подлежащих приему на государственное хранение.

    Кроме того, очень важно знать и учитывать  требования, закрепленные в таких нормативных и нормативно-методических документах, как Государственная система документационного обеспечения управления, Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации, Основные правила работы ведомственных архивов. Архивными учреждениями разработаны и методические пособия по составлению номенклатур дел.3

    К процедуре составления номенклатуры дел необходимо привлекать руководителей и ведущих специалистов организации для помощи в определении состава задач, которые будут решаться подразделениями в течение года, а также состава документов. Негосударственным организациям методическую помощь могут оказать на договорных началах архивные учреждения.

    {Номенклатура  дел на предстоящий год составляется  в последнем квартале предшествующего года и после утверждения руководителем вводится в действие с 1 января. Она должна ежегодно пересматриваться и уточняться, а не реже, чем раз в пять лет, или при изменении функций и структуры организации — заново составляться и согласовываться.

1.3 Разработка номенклатуры дел

    Разработка  номенклатуры дел складывается из нескольких этапов:

    •   определение круга документов для  включения в номенклатуру;

    •   составление заголовков (наименований) дел;

    •   разработка классификационной схемы  номенклатуры, т.е. порядка расположения дел;

    •   определение сроков хранения дел;

    •   определение системы индексации и установление индексов дел;

    •   оформление и удостоверение номенклатуры дел.

1.4 Определение круга документов для включения в номенклатуру

    Основное  требование к номенклатуре — охват  всех документов, образующихся в процессе деятельности организации. При этом должна учитываться документация, как создаваемая в самой организации, так и получаемая от других организаций и лиц, включая регистрационные карточки, журналы учета, различные картотеки.

    В номенклатуру должны быть внесены и  документы временно действующих комиссий, групп, созданных для решения какой-либо конкретной задачи, документы общественных организаций.

    В номенклатуру дел включаются также  документы, не оконченные делопроизводством, которые поступили из других организаций для продолжения или окончания решения вопроса; дела по вопросам, продолжающимся более одного года (так называемые переходящие дела). Они вносятся в номенклатуру каждого года на протяжении всего срока решения вопроса. В течение года номенклатура может быть дополнена делами, образовавшимися после начала года в результате появления в деятельности организации новых вопросов. Для таких дел в конце каждого раздела номенклатуры предусматривают несколько резервных номеров.

    Не  включаются в номенклатуру печатные издания (сборники, справочники и т.д.).

1.5 Составление заголовков дел.

    Это самая сложная часть работы при составлении номенклатуры дел.

    Заголовок дела должен в обобщенной форме кратко, четко и однозначно отражать основное содержание документов комплекса, так как именно по заголовку дела производится поиск документов. Заголовок содержит указание на род заводимого дела (дело, документы, переписка) или название вида документа (приказы, акты и др.), уточняющие данные о содержании документов, корреспондентах, датах, а также указание подлинности, копийности и т.д. В заголовках дел не употребляются формулировки типа «Разные материалы», «Общая переписка» и т.п.

    Степень конкретизации, детализации наименований дел должна определяться в каждом конкретном случае и обеспечивать наиболее благоприятные условия для работы с документами в делопроизводстве и быстрого поиска необходимой информации.

    Понятие дело употребляется в заголовках судебных, следственных, личных, арбитражных и других дел, содержащих различные по видам документы, связанные последовательностью делопроизводства по одному конкретному вопросу. Например: «Дело о выделении средств на ремонт краеведческого музея г. Бологое»; «Дело об организации довузовской подготовки в МГТУ "Станкин"».

    При заведении личных дел фамилия, имя  и отчество лица, на которое заводится дело, указываются в именительном падеже. Термин документы употребляют в заголовках дел, содержащих документы по одному и тому же вопросу, но не связанных последовательностью его решения, или документы, являющиеся приложением к какому-либо другому документу. В этом случае в конце заголовка в скобках перечисляются основные виды документов. Например: «Документы о строительстве нового учебного корпуса университета (утвержденные сметы расходов, планы работ, финансовый отчет, докладные записки, акты приема работ)»; «Документы к протоколам заседания Коллегии за I квартал 2000 года (проекты решений, справки, обзоры, планы)».

    Использование терминов материалы и документальные материалы неправомерно, так как они не предусмотрены государственным терминологическим стандартом.4

    В наименованиях дел, содержащих переписку, уточняют, с кем и по какому вопросу она ведется. Однако при указании корреспондента нужно учитывать следующее:

    •   Если переписка ведется с одним  корреспондентом,  его указывают  в заголовке дела, например: «Переписка с фирмой ГЕРМЕД о выполнении контракта по поставкам диабетических препаратов».

    •   Если в деле сгруппирована переписка  с однородными корреспондентами, их название в заголовке дела дается обобщенно,  например:  «Переписка  с  молочно-консервными комбинатами о поставке и использовании тары».

    •   Если однородные корреспонденты находятся  на одной определенной территории (край, область, район), целесообразно указывать ее в заголовке, например: «Переписка со школами Северо-Восточного округа об участии в математической олимпиаде».

    •   В случае переписки с разнородными корреспондентами в заголовок дела они не выносятся, а указывается  лишь вопрос, например: «Переписка об организации международной конференции "Женщины и бизнес"».

Информация о работе Номенклатура дел