Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:39, реферат
Деловое общение — это самый массовый вид социального общения. Оно может быть выражено, как в письменной речи, так и устной. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т.е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.
Введение
Деловое общение — это самый
массовый вид социального общения.
Оно может быть выражено, как в
письменной речи, так и устной. Его
участники выступают в
Русская официально – деловая письменная речь имеет многовековые традиции и глубокие исторические корни. Первые письменные документы, дошедшие до наших дней, свидетельствуют о том, что уже в Х веке в Древнерусском государстве практиковалось составление официальных документов. Накопление опыта официально – делового письма выражалось в появлении устойчивых образцов обращений и завершений в текстах документов, формуляров, т. е. устойчивых типовых форм отдельных наиболее распространенных документов, из которых составлялись своеобразные пособия по делопроизводству – «формулярники». В этот период складывались традиции русской системы делопроизводства, обработки и хранения документов. Отдельные нормы работы с документами находили закрепление в законодательстве. Таким образом, вырабатываемые практикой традиции постепенно становились нормами обычая, закладывая основу будущей системы делопроизводства.
Умение успешно вести деловые переговоры, грамотно составить текст документа, умение работать с документами — важнейшие составляющие профессиональной культуры человека, принимающего решения. Низкая деловая культура написания деловых бумаг показывает не только недостаточный уровень компетентности конкретного государственного служащего, но и соответствующим образом влияет на репутацию того учреждения, которое он представляет.
Этим и обусловлена актуальность темы данного реферата.
Современный официально-деловой стиль - это функциональная разновидность русского литературного языка, применяемая в сфере общественных отношений. Деловая речь служит средством общения государств, государства с отдельным лицом и обществом в целом; средством общения предприятий, учреждений, организаций; средством официального общения людей на производстве и в сфере обслуживания. Официально-деловой стиль относится к книжно-письменным стилям литературного языка. Он реализуется в текстах законов, приказов, указов, распоряжений, договоров, актов, справок, удостоверений, доверенностей, в деловой переписке учреждений т.е. в текстах, построенных по единым для каждой из их жанровых разновидностей правилам. Среди книжных стилей официально-деловой стиль выделяется относительной устойчивостью и замкнутостью, но сам активно проникает в различные сферы общения, в другие стили и в разговорный язык. В нем почти нет места для проявления авторской индивидуальности. С течением времени он, естественно, подвергается некоторым изменениям, но многие его черты: исторически сложившиеся жанры, специфическая лексика, морфология, синтаксические обороты – придают ему в целом консервативный характер.
Принято различать три подстиля официально-делового стиля: 1) собственно официально-деловой (или канцелярский), 2) юридический и 3) дипломатический.
Документальный подстиль - собственно официально-деловой (или канцелярский), язык законодательных документов, связанных с деятельностью официальных органов.
Юридический подстиль - встречается в деловой переписке между учреждениями и организациями и в частных деловых бумагах, а так же в служебной переписке (деловое письмо, коммерческая корреспонденция), официальные деловые бумаги (справка, удостоверение, акт, протокол), частные деловые бумаги (заявление, доверенность, расписка, автобиография, счет и др.).
Дипломатический подстиль - подстиль дипломатических документов, таких как, дипломатическая нота, заявление правительства, верительная грамота.
Официально-деловому стилю присущи функции волеизъявления, долженствования, представленные в текстах широкой гаммой императивности от жанров приказа, постановления, распоряжения до просьбы, пожелания, предложения, выражаемых в ходатайствах и деловой переписке; функция фиксации правовых отношений (договор, контракт); функция передачи информации (информационные письма, отчеты, справки).
2. Официально-деловой стиль и его особенности.
Официально-деловой стиль
– это стиль, который обслуживает
правовую и административно-общественную
сферы деятельности. Он используется
при написании документов, деловых
бумаг и писем в
К общим экстралингвистическим и собственно языковым особенностям официально-делового стиля следует отнести следующие:
1. точность, детальность изложения;
2. стандартизированность изложения;
3. долженствующе-предписующий характер изложения (волюнтативность).
4. лаконичность, краткость изложения текста;
5. использование языковых формул;
6. использование терминов;
7. применение лексических и графических сокращений;
8. преобладание страдательных конструкций над действительными;
9. употребление словосочетаний с отглагольным существительным;
10. использование конструкций с последовательным подчинением слов в родительном и творительном падеже;
11.преобладание простых распространенных предложений.
Язык документов требует, прежде всего, точности, не допускающей каких-либо разночтений. Деловая речь безлична, стереотипна, в ней отсутствует эмоциональное начало. Специфическим свойством деловой речи является выражение воли. Так, в управленческой документации мы постоянно встречаемся с формами первого лица глагола (прошу, предлагаю, приказываю, поздравляю). С формами модальными, долженствования (надлежит, необходимо, следует, предлагается).
Лексические признаки официально-делового стиля речи.
Лексическая (словарная) система официально-делового стиля, кроме общекнижных и нейтральных слов, включает:
- языковые штампы (канцеляризмы, клише): - ставить вопрос, - на основании решения, входящие-исходящие документы, - контроль за исполнением возложить, - по истечении срока;
- профессиональную терминологию: недоимка, алиби, черный нал, теневой бизнес;
- архаизмы: оным удостоверяю, сей документ.
В официально-деловом стиле недопустимо употребление многозначных слов, а также слов в переносных значениях, а синонимы употребляются крайне редко и, как правило, принадлежат одному стилю.
Морфологические признаки официально-делового стиля речи.
К морфологическим признакам
данного стиля относится
- существительные - названия людей по признаку, обусловленному действием (налогоплательщик, арендатор, свидетель);
- существительные, обозначающие должности и звания в форме мужского рода (сержант Петрова, инспектор Иванова);
- отглагольные существительные с частицей не- (лишение, несоблюдение, непризнание);
- производные предлоги (в связи, за счет, в силу, по мере, в отношении, на основании);
- инфинитивные конструкции: (провести осмотр, оказать помощь);
- глаголы настоящего времени в значении обычно производимого действия (за неуплату взимается штраф);
- сложные слова, образованные от двух и более основ (квартиросъемщик, работодатель, материально-технический, ремонтно-эксплуатационный, вышеуказанный, нижепоименованный и т.п.).
Использование указанных
форм объясняется стремлением
Синтаксические признаки официально-делового стиля речи
К синтаксическим признакам официально-делового стиля относятся:
- употребление простых предложений с однородными членами, причем ряды этих однородных членов могут быть весьма распространенными (до 8–10);
- наличие пассивных конструкций;
- нанизывание родительного падежа, т.е. употребление цепочки имен существительных в родительном падеже;
- преобладание сложных предложений, в особенности сложноподчиненных, с придаточными условными.
3. Язык и стиль служебных документов.
В официальных документах
применяется официально-
Особенности делового стиля, специфические черты, присущие ему, стилевые нормы этой разновидности языка оформились под влиянием условий, в которых протекает деловое общение. Эти условия заключаются в следующем:
1. Участники делового
общения, преимущественно
2. Характер и содержание
информационных взаимосвязей
3. Предметом делового
общения выступает
4. Управленческие документы
в подавляющем большинстве
5. Большинство ситуаций,
возникающих в деятельности
Рассмотренные условия делового общения формируют определенные требования к управленческой информации. Для обеспечения эффективного информационного обмена в сфере управления информация должна обладать определенными свойствами.
Она должна быть:
1. Официальной по своему
характеру, что подчеркивает
2. Адресной, так как управленческий
документ всегда предназначен
конкретному получателю, должностному
лицу, организации, группе
3. Актуальной, поскольку
документ должен содержать
4. Объективной и достоверной,
так как для эффективной
5. Убедительной, аргументированной,
поскольку задача делового
6. Полной и достаточной
для приятия управленческого
решения. Недостаточность
3.1 Текстовые нормы делового стиля
Официально-деловой стиль обслуживает нашу деятельность в сфере официальных (официально-деловых) отношений. Схема обусловленности выбора в осуществлении реализации деловой речи такова: типовая официально-деловая ситуация > жанр документа > форма документа > языковое наполнение документа.
Первый этап в деятельности пишущего в сфере делового общения: уяснение характера официально-деловой ситуации и выбор в соответствии с ней жанра документа.
Выбор жанра документа обусловливает необходимость знания формы (схемы) соответствующего документа. Предполагается, что пишущему она знакома (в силу его профессиональной подготовки, из какого-либо справочника или благодаря тому, что кто-то подсказал нужный ему образец). А, выбрав соответствующий ситуации жанр документа, он выбрал тем самым и единственно возможную в данном случае форму документа.
Всякий документ может быть рассмотрен как ряд или сумма постоянных элементов содержания (их называют реквизитами). Это могут быть следующие данные:
1) об адресате (кому адресован документ?);
2) об адресанте (кто является автором документа - заявителем, просителем и т. д.?);
3) наименование жанра документа
(в некоторых документах
4) опись документальных
5) дата;
6) подпись автора документа и др.
Следовательно, под формой
документа понимаются сумма
3.2 Языковые нормы: составление текста документа
Типовое построение официально-делового текста выступает в качестве рамки, в которой пишущим совершается конкретизация текста документа - его языковое наполнение (сфера действия языковых норм), причем масштаб самостоятельности пишущего зависит от того, к какому типу текста-образца относится документ. В каждом жанре документа можно выделить те реквизиты, которые несут постоянную информацию и предполагают простую реальную «подстановку»: это наименования организации, должностного лица, фамилии и инициалов пишущего, заголовка документа, подписи, даты. От них принципиально отличны те реквизиты, которые несут переменную - конкретную - информацию, содержащую изложение сути дела, а, иначе говоря, предполагают работу пишущего по формулированию обстоятельств, материала и аргументации дела. Так, для счета таким «свободным» реквизитом оказывается мотивировка суммы, подлежащей выплате; для доверенности - точное и исчерпывающее определение доверяемой функции; для заявления - точная формулировка просьбы или жалобы и краткой аргументации.
Информация о работе Официально-деловой стиль и его особенности