Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 14:08, курсовая работа
Цель курсовой работы - охарактеризовать особенности исторических источников как исторической категории и охарактеризовать возможность их применения в обучении истории.
Цель работы предопределила следующие задачи:
1) Определить понятие исторического источника;
2) Изучить классификацию исторических источников;
3) Охарактеризовать процесс внешней критики исторического источника;
4) Охарактеризовать процесс внутренней критики исторического источника.
Введение…………………………………………………………………..2
Глава 1. Понятие и классификация исторических источников……….5
1.1 Понятие исторического источника………………………………….5
1.2 Классификация исторических источников………………………….9
Глава 2. Характеристика исторических источников…………………..16
2.1 Внешняя критика…………………………………………………….16
2.2 Внутренняя критика…………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………...33
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие и классификация исторических источников……….5
1.1 Понятие
исторического источника…………………
1.2 Классификация
исторических источников…………………
Глава 2. Характеристика исторических источников…………………..16
2.1 Внешняя критика…………………………………………………….16
2.2 Внутренняя критика…………………………………………………26
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………...33
Введение
Главная предметная особенность
исторической науки состоит в
том, что историк изучает события
и процессы, канувшие в Лету и
унесенные Рекой Времени в
уже несуществующую реальность. Следовательно,
историк, в отличие от представителей
точных наук, не в состоянии непосредственно
наблюдать и описывать
Объектом исследования выступает исторический источник как историческая категория, на которой строится познание и изучении исторической науки.
Предметом исследования является роль исторического источника в изучении истории и его возможности его применения на уроках истории.
Цель курсовой работы - охарактеризовать особенности исторических источников как исторической категории и охарактеризовать возможность их применения в обучении истории.
Цель работы предопределила следующие задачи:
1) Определить понятие исторического источника;
2) Изучить классификацию исторических источников;
3) Охарактеризовать процесс внешней критики исторического источника;
4) Охарактеризовать процесс
внутренней критики
Теоретической основой данной работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших историков –источниковедов, статьи и обзоры исторических периодических изданий.
Вопросам изучения и классификации исторических источников уделяли в своих трудах многие отечественные и зарубежные ученые. У истоков европейской источниковедческой науки стояли французские ученые Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобос. Наиболее ярким выражением интереса к источниковедению стала их книга «Введение в изучение истории», в которой была дана характеристика историческим источникам как категории изучения.
Многие авторы пытались обосновать
свою систему классификации
Большой интерес к упорядочению
исторических источников является характерной
чертой другого классического
Среди российских историков первым действительно научную, типологическую классификацию создал в начале ХХ в. А.С.Лаппо-Данилевский. В качестве основания для своей классификации А.С.Лаппо-Данилевский избрал степень близости источника к отраженному в нем событию.
Большое признание получили классификационные схемы Л.Н. Пушкарева, обнародованные им в 1975 году, которые несколько позже, в 1981 году усовершенствовал И.Д. Ковальченко.
Особый интерес вызывают
труды современных ученых в области
методологии расшифровки
О.М. Медушевской был собран и скомпонован весь теоретический историографический материал, который лег в основу ее научных трудов.
Вопросам теории и методика источниковедения в отечественной истории посвятил свою деятельность П.Ф. Никулин. В его работах дано развернутое описание процедур источниковедческой критики - как внутренней, так и внешней.
В ходе исторического исследования были применены следующие методы:
1) Историко-генетический
метод, который позволяет
2) Историко-типологический
метод, который позволяет
3) Историко-сравнительный
метод, который позволяет
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников и литературы.
Во введении дана общая характеристика проблемы, определены цель, задачи, объект, предмет, хронологические рамки, источниковая база, методы исследования.
В первой главе раскрывается
понятие исторического
Во второй главе рассказывается о процессе характеристики исторических источников, в частности, подробно описываются процедуры внешней и внутренней критики исторических источников.
В заключении сделаны выводы по работе в целом.
Глава 1. Понятие и классификация исторических источников
1.1. Понятие исторического источника
Исследование приемов
выявления исторических источников,
их критики, выделения их видов, систематизации
и классификации их есть предмет
изучения специальной науки - источниковедения.
Среди отечественных
Долгое время источниковедение
традиционно относили к вспомогательным
историческим дисциплинам. В словаре
С.И. Ожегова так и сказано, что
источниковедение - «вспомогательная
наука о методах изучения и
использования исторических источников»
Ожегов С.И. Толковый словарь русского
языка. М., 2008. с. 549. Однако это не совсем
так. Принимая во внимание специфический
предмет и задачи изучения источниковедения,
следует признать, что эта область
исторического знания резонно относится
к научно-исторической методологии.
Ведь собственно в своей методологической
лаборатории профессиональный историк
регулярно применяет арсенал
приемов и принципов
Одни исторические источники представляют собой часть отошедшей в прошлое реальности, ее реликты (орудия труда, монеты, археологические памятники, культовые здания, грамоты, хартии, соглашения и т.п.). Другие сообщают о прошлом, описывая, оценивая, изображая его (летописи, хроники, художественные произведения, воспоминания, дневники, наставления и пр.).
Первые принято называть остатками, дающими непосредственную информацию об исторических событиях, вторые - преданиями, сообщающими о них опосредованно, сквозь призму сознания повествователя. Такие общие сведения об исторических источниках вряд ли позволят судить о научной ценности и достоверности содержащейся в них информации, о их значении для научного познания прошлого. В самом деле, остается непонятным, как относиться к фактам источников. Как к «кусочку», фрагменту объективной реальности, если речь идет об остатках? Как к факту сознания создателей исторических преданий? Соблазн противопоставить эти виды источников велик, но неплодотворен.
Любой источник является продуктом
социальной деятельности людей. Любой
источник субъективен, ибо отражает
прошлое в форме личных, субъективных
образов. Но вместе с тем он представляет
собой форму отражения
Значит ли это, что исторические
явления и события предстают
перед историком «в готовом виде»
и ему ничего не остается, как
изложить их в своих сочинениях?
Если бы так было на самом деле, историческая
наука не преодолела бы детских заблуждений
и ошибок, оставшись наивной
Чтобы извлечь нужную информацию
из источника, субъективно отражающего
объективный мир, историку приходится
соблюдать ряд условий и
Информация о работе Понятие и классификация исторических источников