Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:00, реферат
На сегодняшний день тема коррупции в России в условиях современных рыночных отношений и построения правового государства, несомненно, является актуальной. И это не удивительно, ведь масштабы этого явления достаточно велики, чтобы, наконец, с полной серьезностью отнестись к возникшей проблеме. Наша страна является одной из наиболее коррумпированных стран мира, и ее «успехи» в этом существенно опережают достижения национальной экономики, что, по сути, не самая приятная новость. [6]
Коррупция описывается в СМИ как серьезный барьер на пути здорового развития общества, социальное зло, требующее вмешательства и устранения. Но эффективная борьба с этим негативным явлением невозможна без достаточно полного и точного знания его сущности, конкретных условий возникновения и последствий.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Коррупция: понятие, виды и функции…………………………..5
1.1 Понятие и виды коррупции………………………………………………..5
1.2 Функции коррупции……………………………………………………….10
1.3 Причины возникновения коррупции на современном этапе………….12
Глава II. Противодействие коррупции в России на современном этапе 17
2.1 Меры и методы по борьбе с коррупцией………………………………….17
2.2 Антикоррупционная политика Российской Федерации………………….21
2.3 Перспективные направления антикоррупционной политики в Российской Федерации………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………..31
Список использованных источников и литературы………………………..32
На сегодняшний день выделяют 3 стратегии противодействия коррупции:
1.
Общественное осознание
2.
Предупреждение и
3. Верховенство закона и защита прав граждан.
В рамках данных стратегий деятельность, причем согласованная деятельность всех 3-х секторов (власти, бизнеса и общественных организаций) осуществляется по следующим направлениям:
В рамках первой стратегии - это:
Общий анализ ситуации и выработка анти коррупционной стратегии
Анти
коррупционное гражданское
Построение анти коррупционных коалиций
Свободный доступ к информации и независимые СМИ
В рамках второй стратегии - это:
Прозрачная власть, прозрачные процедуры
Общественное
участие в процессах
Уменьшение вмешательства государства в дела общества
Кодексы этики для политиков, чиновников, предпринимателей
Снижение административных барьеров для предпринимателей
В рамках третьей стратегии - это:
Сильная и независимая судебная власть
Неукоснительное исполнение законов
Законодательство,
не допускающее возможность
Правовая помощь и защита, внедрение института омбудсмена.
От
органов власти здесь требуется
законодательное обеспечение
Для предупреждения коррупции необходимы системные, комплексные, согласованные меры по двум главным направлениям:
1.
Принимать такие
2.
Создавать условия для
Но при всём этом существуют
основы, без которых коррупцию
победить невозможно. Первое: при
отсутствии независимых
Без соблюдения этих условий все остальные меры можно сравнить с орошением Сахары путем плевка.[16]
Профилактика, как совокупность мероприятий, предупреждающих преступления, призвана стать основной гарантией от возможных и неожиданных потерь работоспособности органов власти и управления.
В
результате принятых мер в 2008 году выявлено
почти на 19% больше преступлений, совершенных
против государственной власти, интересов
государственной службы и службы
в органах местного самоуправления.
Впрочем, благополучная, растущая из года
в год статистика выявленных правонарушений,
не может отражать реальный уровень
и глубину противодействия
Предлагаю
комплексную схему
1. Анализ и прогноз развития ситуации;
2.
Адресная оперативно-розыскная
3.
Выработка механизмов
4.
Создание единого
5.
Совершенствование форм
На
современном этапе важным фактором
противодействия коррупции
Подводя
итоги, хочу отметить, что в нашем
обществе не должно быть места для
коррупции. Добиться эффективного противодействия
этому явлению можно только объединив
усилия всех институтов гражданского
общества. Только так мы сможем реализовать
национальную идею вхождения в число
наиболее конкурентоспособных
2.2 Антикоррупционная политика Российской Федерации
Антикоррупционная политика заключается в разработке и осуществлении разносторонних и последовательных мер государства и общества по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни.
Меры по противодействию и борьбе с коррупцией являются приоритетными для России на современном этапе. Международные рейтинги показывают, что уровень коррупции в России недопустимо высок. Коррупция в государственных структурах препятствует развитию государственного управления, влечет за собой огромные дополнительные затраты со стороны бизнеса и населения, что в целом тормозит экономическое развитие страны.
Осознание
этой проблемы имеет место на самом
высоком уровне руководства страны.
Президент Российской Федерации
Дмитрий Медведев в своем послании
к Федеральному собранию отметил: «В
своей статье я назвал коррупцию
одним из главных барьеров на пути
нашего развития. Очевидно, что борьба
с ней должна вестись по всем направлениям:
от совершенствования
Указом Президента Российской Федерации от 24 ноября 2003 г. № 1384 был создан Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией, в рамках которого работали две комиссии: Комиссия по противодействию коррупции и Комиссия по разрешению конфликта интересов. С 2008 года действует Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.
В последние годы Россия предпринимает активные действия по совершенствованию своей законодательной базы, приведению ее в соответствии с мировыми нормами. Так Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ ратифицирована Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Кроме того, Россия является активным членом Антикоррупционной Сети для стран с переходной экономикой и ежегодно представляет национальный отчет по самоанализу в области противодействия коррупции.
Проведен
анализ и классификация функций,
осуществляемых федеральными органами
исполнительной власти. По результатам
анализа из 5634 функции признано избыточными
- 1468, дублирующими - 263, требующими изменения
- 868. Выявление и устранение избыточных
и дублирующих функций
Повышение
транспарентности органов государственной
власти является одним из наиболее
действенных средств
Необходимо рассмотреть краткую историю антикоррупционного законодательства Российской Федерации.
Российский
государственный аппарат первых
лет постсоветского периода, так
же как и экономика страны, да
и все общество в целом, оказался
в состоянии глубокого кризиса.
Только с 1991 по 1994 гг. органы исполнительной
власти на федеральном уровне обновились
на 56%, а в регионах примерно на треть.
Коррупция, некомпетентность, элементарная
безграмотность, отсутствие управленческой
культуры широко распространились среди
государственных служащих. В ответ
на это Президентом России был
принят Указ «О борьбе с коррупцией
в системе государственной
Нарушение указанных требований влечет освобождение от занимаемой должности, иную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, госслужащим вменялось в обязанность при назначении на руководящую должность представлять декларацию о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, а также обязательствах финансового характера.
В 1993 г. Верховным Советом РФ был принят Закон РФ "О борьбе с коррупцией", но он так и не был подписан президентом. В 1995 г. и 1997 г. были приняты Государственной Думой и одобрены Советом Федерации Федерального Собрания РФ соответственно второй и третий проекты Федерального закона РФ "О борьбе с коррупцией" и также отклонены Президентом РФ.
В
2001 году на парламентских слушаниях
"Современное состояние и пути
совершенствования
В Государственной Думе третьего созыва антикоррупционный законопроект "О противодействии коррупции" дошел лишь до первого чтения. По мнению юристов, этот документ призван не столько направлять борьбу с коррупцией, сколько имитировать ее.
Некоторое изменение ситуации в области противодействия коррупции было связано с подписанием Россией международных документов. 9 мая 2006 г. постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин в Нью-Йорке официально передал в Секретариат ООН грамоту о ратификации Россией Конвенции ООН против коррупции от 14 декабря 2005 года. Федеральный закон "О ратификации Конвенции ООН против коррупции" был подписан Президентом РФ В.В. Путиным 8 марта 2006 года.
19
мая 2008 года вышли Указ Президента
Российской Федерации № 815 «О
мерах по противодействию
В 2010 году вышел Указ Президента РФ от № 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы".
В 2006 году первый заместитель Генпрокурора РФ Александр Буксман заявил, что по некоторым экспертным оценкам объём рынка коррупции в России оценивается 240 с лишним млрд. долларов США. Согласно оценкам фонда ИНДЕМ, эта величина ещё выше: только в деловой сфере России объём коррупции вырос между 2001 и 2005 гг. примерно с 33 до 316 млрд долл. США в год (не включая коррупцию на уровне политиков федерального уровня и бизнес-элиты). По оценке того же фонда, средний уровень взятки, которую российские бизнесмены дают чиновникам, вырос в тот период с 10 до 136 тыс. долл.