Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:16, курсовая работа
Совокупность процессов по созданию документов и организации работы с документами в процессе управленческой деятельности называется делопроизводством. Делопроизводство является функцией управленческой деятельности любого органа управления, где создают и обрабатывают документы. Организация работы с документами означает создание условий, обеспечивающих движение, поиск, хранение документов.
Введение……………………………………………………………….…………3
I. Делопроизводство: сущность и основные понятия…………………..……..5
II. Структура делопроизводства и ее компоненты……………...……………11
III. Классификация документов в делопроизводстве……..……………….…15
Заключение……………………………………………………………………...25
Список литературы……………………………………………………………..26
Приложение: Классификация видов документов……
Содержание
Введение…………………………………………………………
I. Делопроизводство: сущность и основные понятия…………………..……..5
II. Структура делопроизводства и ее компоненты……………...……………11
III. Классификация документов в делопроизводстве……..……………….…15
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение: Классификация видов документов…………………………….27
Введение
Совокупность процессов по созданию документов и организации работы с документами в процессе управленческой деятельности называется делопроизводством. Делопроизводство является функцией управленческой деятельности любого органа управления, где создают и обрабатывают документы. Организация работы с документами означает создание условий, обеспечивающих движение, поиск, хранение документов.
Значение делопроизводства как одной из сфер управленческой деятельности определяет ряд факторов, прежде всего - его универсальность.
Актуальность темы исследования курсовой работы заключается в том, что традиционные машинописные, рукописные, печатные документы составляют основу информационной сферы любого предприятия, организации, фирмы. Информация, которую они содержат, может быть использована (зафиксирована, обработана, систематизирована, передана) только в результате осуществления ряда делопроизводственных операций. Следовательно, делопроизводственная операция занимает значительную долю в общем объеме управленческого труда. На работу с документами специалисты тратят 20-60% рабочего времени, а в некоторых учреждениях - до 80%.
Организация делопроизводства влияет на оперативность, экономичность, надежность функционирования аппарата управления, организацию и культуру труда управленческих работников.
При рационально организованном делопроизводственном процессе специалисты и руководители освобождаются от несвойственных для них операций. Вследствие этого повышается эффективность труда, сокращаются расходы, связанные с функционированием аппарата управления.
Кроме того, делопроизводство, обеспечивая контроль за исполнением документов и принятых решений, способствует укреплению государственной и исполнительной дисциплины. От правильной организации делопроизводства зависит полнота комплектования Национального архивного фонда. Состояние архивного дела в стране также в значительной мере зависит от методики и практики делопроизводства.
Предметом исследования курсовой работы является делопроизводство и подходы к классификации документов в делопроизводстве.
Цель данной курсовой работы- рассмотреть сущность и основные понятия делопроизводства, как вида деятельности, а также изучить существующие подходы к классификации документов в практике делопроизводства.
На основе данной цели можно выделить ряд задач курсовой работы:
- рассмотреть основные понятия, характеризующие делопроизводство, изучить их сущность,
- рассмотреть существующие
классификационные группы
- проанализировать документы,
входящие в каждую
На основании проведенного исследования в заключение к курсовой работе сделаны выводы и подведены основные итоги работы.
I. Делопроизводство: сущность и основные понятия
Термин «делопроизводство» появился несколько веков назад (предположительно в XVII веке) и первоначально означал процесс решения (производства) дела. Любое дело заканчивается таким решением, которое необходимо закрепить в виде документа.
Надлежащее оформление, правильная организация работы с документами в учреждениях, организациях, на предприятиях, фирмах, обеспечение хранения архивных документов - непременные условия, которые обеспечивают законность и правопорядок в обществе, стабильность и защиту общественных интересов, прав и свобод граждан, наконец, нормальную деятельность государства. От организации делопроизводства зависят оперативность, надежность, экономичность управленческого труда, культура работы, возможность использования в будущем информации, зафиксированной в документах. Вот почему государство регулирует данную отрасль деятельности, издавая соответствующие нормативно-правовые акты и методические документы (указания, рекомендации).
Делопроизводство как отрасль деятельности обеспечивает документирование и организацию работы с официальными документами.
Делопроизводство включает:
- обеспечение своевременного и правильного создания документов (документирование);
- организацию работы с документами, направленную на создание в рамках отдельной организации системы норм, обеспечивающих движение документов в аппарате управления, их использование в справочных целях;
- выполнение определенного цикла операций с документами (получение, передача, обработка, учет, регистрация, контроль);
- хранение, систематизацию, подготовку документов длительных сроков хранения для сдачи в архив, уничтожение документов с истекшими сроками хранения). Современное делопроизводство представляет собой не набор технических операций, производимых с документами, а систему информационного обеспечения управленческого аппарата.
Сущность делопроизводства можно выявить в определении этого термина, установленного государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (утверждено постановлением Госстандарта России от 27 февраля 1998 г. № 28).
Согласно указанному государственному стандарту:
- делопроизводство (документационное обеспечение управления) – это отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами;
- документ – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;
- официальный документ – документ, созданный юридическим или физическим лицом, оформленный и удостоверенный в установленном порядке.
Понятие «делопроизводство» базируется на понятии документирование, которое представляет собой сам процесс создания документа или запись информации на различных носителях по установленным правилам.
В составе документирования выделяют две составляющие:
- документирование по общим вопросам (основной и оперативной деятельности);
- документирование специальных сторон управленческой деятельности.
Документирование может осуществляться на естественном языке (текстовые документы, содержащие речевую информацию, закрепленную любым типом письма или звукозаписи) и искусственных языках (документы на машинных носителях, обеспечивающие обработку информации различными типами ЭВМ).
Средствами документирования являются орудия и приспособления, используемые человеком для создания документов (ручки, пишущие машинки, магнитофоны, фото-, кино-, видео- и компьютерная техника).
В зависимости от вида используемых средств документирования классифицируются и способы документирования.
Система документирования представляет собой совокупность процессов по созданию и обработке всех документов, создаваемых на предприятии.
Процесс управления включает следующие основные типовые документируемые операции:
- сбор и обработку документной информации;
- подготовку решения;
- принятие и документирование решения;
- доведение решения до исполнителей;
- исполнение решения;
- контроль исполнения;
- сбор информации об исполнении;
- передачу информации по вертикальным и горизонтальным связям;
- хранение и поиск информации.
Документирование предполагает соблюдение установленных правил и норм фиксирования информации для каждого конкретного типа документа. Это обеспечивает придание данному документу юридической силы.
Юридическая сила
документа представляет собой свойство
официального документа, придаваемое
ему действующим
Если документ не имеет юридической силы, то, следовательно, такой же характер имеет и коммерческая операция, оформленная посредством этого документа. Дополнительную юридическую силу документам придают с помощью: утверждения; согласования (в соответствии с требованиями нормативных актов и правил оформления); заверения гербовой (фирменной) печатью в установленном порядке.
Документирование управленческого действия начинается с выбора вида документа, соответствующего данной ситуации и компетенции предприятия. Вид документа определяет требования к изложению и форме документа.
Главными требованиями являются:
- использование официально-делового стиля;
- соблюдение требований ГОСТ, УСД, нормативных документов;
- актуальность излагаемой информации. Она складывается из следующих понятий: адресность, тематическая ограниченность, достоверность, объективность, аргументированность, точность, исключение повторов, лаконичность и обстоятельность одновременно;
- требования по соблюдению грамматических правил используемого языка и стилистических особенностей деловой речи (терминология, использование сокращений, языковых формул; падежи существительных и прилагательных; формы глаголов; виды и построение предложений, формы обращения, использование числительных, синтаксические особенности).
Результатом документирования является документ. Согласно ГОСТ документ определен как материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве. Документ может быть создан посредством письма, рисунка, фотографии, кино-, звукозаписи и др. Зафиксировав информацию, документ обеспечивает ее хранение, накопление, возможность передачи другому лицу, многократное использование, возвращение к информации во времени.
Нормативно-методическую базу делопроизводства составляет совокупность законов, нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих технологию создания, обработки, хранения и использования документов в текущей деятельности учреждения, а также работу службы делопроизводства, ее структуру, функции, штаты, техническое обеспечение.
Нормативно-методическая база делопроизводства включает в себя:
- законодательные акты Российской Федерации в сфере информации и документации;
- указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, регламентирующие вопросы документационного обеспечения на федеральном уровне;
- правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов, служб, агентств и др.) как общеотраслевого, так и ведомственного характера;
- правовые акты органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их территориальных образований, регламентирующие вопросы делопроизводства;
- правовые акты нормативного и инструктивного характера, методические документы по делопроизводству учреждений, организаций и предприятий;
- государственные стандарты на документацию;
- унифицированные системы документации;
- общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
- Государственную систему документационного обеспечения управления (ГСДОУ), содержащую основные требования к документам и службам документационного обеспечения;
- нормативные документы по организации и охране управленческого труда;
- нормативные документы по организации текущего и архивного хранения документов.
Ответственность за правильную организацию делопроизводства в стране возложена на Росархив.
II. Структура делопроизводства и ее компоненты
Для документационного обеспечения работы любой организации, предприятия, фирмы в рамках организационной структуры управления предусматривается делопроизводственная служба. В нормативных документах службу делопроизводства в настоящее время принято называть службой документационного обеспечения управления (ДОУ).
Основой построения делопроизводственной службы является принятая в организации форма работы с документами — централизованная, децентрализованная или смешанная форма:
- при централизованной форме все операции по обработке документов сосредотачиваются в едином центре, например, в канцелярии или у секретаря-референта;
- децентрализованная форма предполагает рассредоточение делопроизводственных операций между структурными подразделениями организации;
- при смешанной форме часть операций выполняют централизованно (прием, регистрацию, контроль, размножение документов), а часть - децентрализованно (справочно-информационное обслуживание, хранение документов, формирование дел).