Ассортимент товаров и его формирование в торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:02, курсовая работа

Описание

На рынке в настоящее время налицо все признаки «рынка продавца» - продаем то, что есть, а не то, что хочет потребитель. Большая часть товаров, прежде чем попасть в потребление, проходит несколько этапов перепродажи, проходя через целый ряд оптовых и розничных звеньев. В результате возникает вопрос о том, окажется ли товар, разработанный для определенного рыночного сегмента именно на нем, или же будет навязываться сегменту, для которого он не предназначен. Ответ на этот вопрос зависит от достоверности рыночных исследований, проводимых торговыми предприятиями и обоснованности их ассортиментной политики.

Работа состоит из  1 файл

курсач по организации.doc

— 172.00 Кб (Скачать документ)

 

   Широта выступает в качестве одного из критериев конкурентоспособности предприятия. Для продавцов расширение ассортимента — мера скорее вынужденная, чем желательная. Расширение ассортимента может происходить и за счет обновления ассортимента при одновременном сокращении доли товаров, не пользующихся спросом. Расширение ассортимента за счет импортных товаров связано с сокращением ассортимента отечественных товаров.

 

   Стабилизация ассортимента — это состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления. Это достаточно редкое состояние ассортимента, присущее в основном ассортименту пищевых продуктов повседневного спроса. Под устойчивостью ассортимента понимается способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Характеризуется коэффициентом устойчивости:

 

где  - фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок;

 

- количество проверок;

 

- количество разновидностей, предусматриваемых ассортиментным перечнем.

 

   Иногда устойчивость связывают со сроком, в течение которого товары определенных видов, разновидностей и наименований находятся в реализации. В этом случае устойчивость зависит от:

 

- наличия устойчивого спроса и постоянного пополнения товарных запасов на эти товары;

- отсутствия или недостаточности спроса на товары, которые залеживаются на складах и прилавках;

- несоответствия товарных запасов возможностям реализации товаров.

 

   Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации различных товаров. Изготовители и продавцы чаще всего стремятся расширить количество товаров, пользующихся устойчивым спросом, но вкусы и привычки со временем меняются, поэтому устойчивость ассортимента должна быть рациональной. Ассортимент непродовольственных товаров отличается высокой степенью изменений под воздействием моды, достижений научно-технического прогресса и других факторов.

 

   Обновление ассортимента — это качественные и количественные изменения набора товаров, которые характеризуются увеличением показателя новизны. Создается набор товаров, который способен удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Обновление проводится, как правило, в условиях насыщенного рынка. Причины, побуждающие изготовителя и продавца обновлять ассортимент, могут быть разные.

 

   Это: замена товаров, морально устаревших, не пользующихся спросом; разработка новых товаров улучшенного качества с целью стимулирования их покупки потребителем; проектирование и разработка новых товаров, не имевших ранее аналогов; расширение ассортимента за счет увеличения полноты ассортимента для создания конкурентных преимуществ оптового предприятия.

 

   Новизна товаров — характеризует появление новых разновидностей товаров и оценивается коэффициентом новизны:

 

где  - фактическое количество новых разновидностей товаров;

 

- нормативное количество новых разновидностей товаров.

 

   Совершенствование ассортимента — это количественные и качественные изменения набора товаров для повышения его рациональности. Под рациональностью ассортимента понимается способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.

 

   Гармонизация ассортимента — это количественные и качественные изменения набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному или лучшим зарубежным и отечественным аналогам.

 

 

1.5 Анализ показателей ассортимента продукции

 

Ассортимент – это набор товаров, подобранных по определенному признаку и удовлетворяющие определенные потребности.

 

Основными показателями ассортимента являются:

 

- широта ассортимента;

 

- полнота ассортимента;

 

-глубина ассортимента.

 

Широта ассортимента

 

Широта ассортимента определяется количеством товарных групп и оценивается коэффициентом широты:

 

Кш = Гф / Гн

 

где Гф — количество групп товаров на момент определения, ед.; Гн — общее количество групп товаров, ед.

Полнота ассортимента

 

Полнота ассортимента — это соответствие фактического наличия видов товаров разработанному ассортиментному перечню, существующему спросу.

 

Выражают полноту ассортимента через коэффициент полноты Кп ассортимента, который определяют по формуле:

 

Кп = Вф / Вн

 

где Вф — фактическое количество видов товаров на момент обследования (проверки), ед.; Вн — количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, стандартами и пр., ед.

 

Глубина ассортимента

 

   Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Коэффициент глубины ассортимента оценивают по формуле:

 

Кг = Рф / Рн

 

где Рф — фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки, ед.; Рн — количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем, условиями договора, прейскурантами и т. п., ед.

Устойчивость ассортимента

 

Устойчивость (стабильность) характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида (разновидности) в продаже. Коэффициент устойчивости Ку определяется по формуле:

 

Ку = 1 — (Р'ф1 + Р'ф2 + ... + Р'фn / Рн × n)

 

где Р'ф1, Р'ф2,...,Р'фn — фактическое количество разновидностей (видов) товаров, из предусмотренных ассортиментным перечнем и отсутствующих в продаже в момент отдельных проверок, ед.; Рн — количество разновидностей (видов) товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем, ед.; n — количество проверок.

 

   Коэффициент устойчивости ассортимента, как правило, определяется за конкретный период (месяц, квартал, год). Установлено, что оптимальный коэффициент устойчивости ассортимента должен выражаться следующими значениями: для универмагов — 0,80; для специализированных магазинов — 0,75.

 

Новизна ассортимента

 

   Новизна характеризует появление новых разновидностей товаров за определенный период времени и оценивается коэффициентом новизны Ко:

 

Ко = Ро / Рф

где Ро — количество новых разновидностей товаров, появившихся в момент проверки, ед.; Рф — среднее количество разновидностей, ед.

 

   Коэффициент новизны характеризует степень обновления ассортимента, появление новых изделий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организационно- экономическая характеристика предприятия ООО «Мегатоп»

 

2.1 Анализ эффективности товарного ассортимента ООО «Мегатоп»

 

Ассортиментный перечень ООО «Мегатоп» представлен в таблице 1.

 

                                                                                                                                Таблица 1

Оценка ассортимента товаров ООО «Мегатоп»

Наименование

секции

Наименование

товара

Кол-во

разновидностей

товара

Период

торговли

1.Обувь

Сапоги, ботинки,

полуботинки

450

Ноябрь, декабрь

Январь, февраль

Туфли, сандалии

350

Апрель, май

Июнь, сентябрь

2.Кожгалантерея

перчатки

35

Ноябрь, декабрь

сумки

40

12 мес.

3.Аксессуары

зонты

60

Март, апрель,

Май, сентябрь

октябрь

колготки

70

4.Средства по уходу за обувью

Крема, аэрозоли

Щетки, губки,

Ложки для обуви

 

50

12 мес.

 

   Одним из показателей, характеризующим ассортимент товара в магазине является коэффициент устойчивости, который показывает соответствие имеющегося в магазине ассортиментного предложения оптимальному, установленному для каждого вида продукции. Для обувной продукции оптимальным является значение коэффициента, равное 0,75. На основании данных таблицы 1, мы рассчитали коэффициент устойчивости товарного ассортимента ООО «Мегатоп».

Широта ассортимента фирмы «Мегатоп» по размерам обуви равна 0,49.Этот показатель можно считать близким к оптимальному, так как для обувной продукции оптимальным считается значение коэффициента равное 0,50.

   Одним из показателей эффективности товарного ассортимента является его глубина. Как правило, для обувных товаров – это общее число разновидностей моделей. Наглядно глубина ассортимента представлена в таблице 2:

                                                                                                                             

 

 

 

 

                                                                                                                                Таблица 2

Глубина обувных моделей ООО «Мегатоп»

Фирма

Обувные

ассортиментные

группы

 

Материал

Цвет

Размер

Факти-ческая

широта

1. «Марко»

27

4

7

17

0,9

2. «TipTop»

15

4

2

5

0,43

3. «Enjoy»

21

4

4

6

0,55

4. «Mkids»

22

3

4

11

0,62

5. «Happy family»

11

1

3

6

0,32

6.«Котофе»

15

3

5

7

0,51

7. «Rocca»

20

4

7

12

0,73

8. «Platini»

23

6

15

10

0,98

9. «Clara barson»

10

3

7

7

0,39

10. «Nylon red»

11

2

1

8

0,36

11. «Inblu»

13

2

3

12

0,5

12.«Unicum»

9

2

2

12

0,45

Итого:

 

 

 

 

6,77

Информация о работе Ассортимент товаров и его формирование в торговле