Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 07:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является формирование товарного ассортимента реализуемом в магазине «Колбасная фабрика Карамышев» основанного на анализе его финансово- экономического состояния, на данных показателей ассортимента и изучении теоретических аспектов выбранной темы.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы формирования товарного ассортимента предприятия розничной торговли
- провести анализ ассортимента товаров, реализуемых магазином «Колбасная фабрика Карамышев»
- разработать рекомендации по формированию товарного ассортимента на данном торговом предприятии.
Введение………………………………………………………………………3
1 Теоретические основы формирования ассортимента предприятия розничной торговли………………………………………………………5
1.1 Краткая характеристика розничной торговли…………………5
1.2 Понятие ассортимента. Классификация товарного ассортимента………………………………………………………………5
1.3 Свойства торгового ассортимента……………………………...9
1.4 Основные факторы формирования ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях……………………………………..11
2 Анализ ассортимента представленного в магазине «Колбасная фабрика Карамышев» ………………………………………………………………….16
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия розничной торговли…………………………………………………………16
2.2 Анализ хозяйственной деятельности в магазине «Колбасная фабрика «Карамышев»……………………………………………………..22
2.3 Структура ассортимента…………………………………………23
3 Предложения по формированию ассортимента в магазине на основе проведенного анализа………………………………………………………..32
Заключение…………………………………………………………………...33
Список литературы…………………………………………………………..34
ПЛАН.
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические
основы формирования
1.1
Краткая характеристика
1.2
Понятие ассортимента. Классификация
товарного ассортимента……………………
1.3 Свойства торгового ассортимента……………………………...9
1.4 Основные факторы формирования ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях……………………………………..11
2 Анализ
ассортимента представленного
2.1
Организационно-правовая характеристика
предприятия розничной торговли…………………………………………………………
2.2
Анализ хозяйственной
2.3 Структура ассортимента…………………………………………23
3 Предложения
по формированию ассортимента
в магазине на основе проведенного анализа………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение.
Последние десятилетия в России для розничной торговли были революционными. На смену эпохи распределения пришло время свободного конкурентного бизнеса. Торговля претерпела серьезные структурные изменения и, благодаря своим масштабам и влиянию на уровень жизни населения, стала играть важнейшую роль в экономике страны.
До сентября 2008г. во всем мире наблюдались высокие темпы роста рынка розничной торговли. Преимущества торговых предприятий заключается в возможности малозатратных и более оперативных, чем у производителя, решений. Розничный продавец является последним звеном между производителем и потребителем и обеспечивает обратную связь покупателя и производителя товара.
Разнообразие магазинов, появившееся в последнее время, является следствием многообразия потребительских предпочтений с одной стороны и непрерывным расширением и обновлением ассортимента предлагаемого товара с другой стороны. Благодаря техническому прогрессу в торговле обращается свыше 1 млн. разновидностей товаров. Все изменения ассортимента, его обновление, расширение должны учитывать коммерсанты в своей торговой работе. Предвидеть, прогнозировать и своевременно регулировать ассортимент для успешной деятельности и конкурентоспособности своей фирмы. Ведь в розничной торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась богатая конкуренция. Правильно подобранный ассортимент будет частью розничной стратегии и оружие в конкурентной борьбе.[9]
Формирование ассортимента – одна из главных задач товарной политики фирмы. Это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью его полного удовлетворения, получения максимальной прибыли фирмой при минимальных затратах. [1]
Формирование ассортимента является одновременно и средством и методом управления ассортиментом. С целью достижения максимальной прибыли при полном удовлетворении потребностей покупателей коммерческий работник розничной торговли обязан учитывать множество общих и специфических факторов. К общим факторам относятся - социальные, экономические, демографические, национально-бытовые, природно-климатические. К специфическим факторам относятся - тип магазина, его материально-техническая база, район деятельности, условия снабжения товарами и многое другое. [9]
В курсовой работе освещены вопросы по формированию ассортимента в розничном торговом предприятии.
Объектом исследования курсовой работы является фирменный магазин ИП Карамышевой М.М., расположенная по адресу г. Екатеринбург, ул. Грибоедова д. 27
Целью курсовой работы является формирование товарного ассортимента реализуемом в магазине «Колбасная фабрика Карамышев» основанного на анализе его финансово- экономического состояния, на данных показателей ассортимента и изучении теоретических аспектов выбранной темы.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы формирования товарного ассортимента предприятия розничной торговли
- провести анализ ассортимента товаров, реализуемых магазином «Колбасная фабрика Карамышев»
- разработать
рекомендации по формированию товарного
ассортимента на данном торговом предприятии.
1 Теоретические основы формирования ассортимента предприятия розничной торговли.
1.1 Краткая характеристика розничной торговли.
Розничная торговля (retail - англ. слово розничный, произошло от французского retaillier – отрезать) – это любая деятельность по продаже товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования. [7]
Розничная торговая сеть составляет основу материально-технической базы торговли и представляет собой совокупность торговых предприятий.
Под торговым предприятием понимают имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли. [7]
По видам и особенностям устройства предприятия розничной торговли подразделяют на магазин, магазины-склады, павильоны, киоски, автомагазины, торговые автоматы и др.
По форме обслуживания различают салонное обслуживание, традиционное (обслуживание через прилавок), самообслуживание, посылочная торговля.
По специализации могут быть:
- специализированные - торгующие одной или несколькими группами товара
- узкоспециализированные - торгующие подгруппой товара
- комбинированные - несколькими группами товаров сходными по спросу
- универсальные – торгующие всеми группами товаров.
Одной из основных торговых функций магазина является формирование ассортимента товаров. [7]
1.2 Понятие ассортимента. Классификация товарного ассортимента.
Множество товаров, представленных на рынке и классифицированных по признаку производственного происхождения или потребительского назначения называют ассортиментом. Ассортимент отражает принципиальные различия между товарами и представляет собой логическое распределение любого множества, образованного по наиболее общим признакам, на отдельные категории или звенья разного уровня. Существует ассортимент идей, ассортимент услуг, ассортимент товаров и т.д. [2]
Ассортимент товара – набор товаров, объединенных по какому – либо одному или совокупности признаков.
Следует различать ассортимент товаров, торговый ассортимент, ассортиментный перечень
Торговый ассортимент - представляет собой номенклатуру товаров, принадлежащих, как правило, к разным товарным группам, подгруппам, видам и разновидностям.
Доля различных товаров в структуре торгового ассортимента определяется специализацией предприятия, его материально-технической базой, потребительским спросом и другими факторами Поэтому говорят, что торговый ассортимент - это набор товаров, сформированный по определенным признакам и призванный удовлетворить спрос в некоторый момент времени.
Ассортиментный перечень — это список наименований продукции, представленной в продаже. Торговое предприятие обязано иметь утвержденный ассортиментный перечень товаров в соответствии с товарным профилем и специализацией предприятия, которые определяются лицензией.
Ассортиментный минимум - это минимальный перечень товаров, которые должны присутствовать в продаже. [1]
В любой экономической ситуации жители населенных пунктов России должны быть обеспечены социально значимыми товарами повседневного спроса, в том числе товарами, на которые осуществляется государственное регулирование цен. В целях обеспечения жителей товарами повседневного спроса местные администрации рекомендуют предприятиям торговли выдерживать ассортиментный минимум товаров.
В ассортиментный
минимум может входить
Таблица № 1 Классификация ассортимента товара. [1]
№ | Признак классификации | Определение | ||
По местонахождению товаров | ||||
1 | Промышленный ассортимент | Набор товаров, выпускаемых изготовителем исходя из его производственных возможностей | ||
2 | Торговый ассортимент | Набор товаров, формируемый торговым предприятием с учетом его специализации, потребительского спроса и материально-технической базы | ||
3 | Ассортимент услуг | Набор услуг, предлагаемых потребителям. По степени детализации он, так же как и ассортимент товаров, разделяется на три основных вида: групповой, видовой и внутривидовой | ||
По широте охвата товара | ||||
4 | Простой ассортимент | Набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей (например, ассортимент хлебобулочного или молочного магазина) | ||
5 | Сложный ассортимент | Набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, отличающихся исходными материалами, конструкцией и иными признаками и удовлетворяющий разнообразные человеческие потребности (ассортимент универсамов и универмагов) | ||
6 | Развернутый ассортимент | Набор товаров, включающий значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками (ассортимент специализированного магазина) | ||
7 | Смешанный ассортимент | Набор товаров
разных групп, видов, наименований, отличающихся
большим разнообразием функционального
назначения (ассортимент непродовольственных
и продовольственных товаров) | ||
По степени удовлетворения потребностей | ||||
8 | Рациональный
ассортимент |
Набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии | ||
9 | Оптимальный ассортимент | Набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на проектирование, разработку производства и доведение до потребителя | ||
По состоянию в конкретный момент времени | ||||
10 | Реальный ассортимент | Действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации производителя или продавца | ||
11 | Прогнозируемый ассортимент | Набор товаров, который должен будет удовлетворить предполагаемые потребности | ||
По характеру удовлетворяемых потребностей | ||||
12 | Основной ассортимент | Набор товаров, ориентированных на обычные потребности основных групп потребителей | ||
13 | Сопутствующий ассортимент | Набор товаров,
которые выполняют | ||
По структуре ассортимента | ||||
14 | Групповой ассортимент товаров | Включает перечень товарных групп, сформулированных по признаку однородности сырья из которого они изготовлены, потребительскому назначению и способу производства | ||
13 | Групповой ассортимент услуг | Включает перечень отдельных крупноагрегированных видов услуг: образования, здравоохранения, услуги дошкольных учреждений, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, бытовые услуги и т. д. | ||
16 | Внутригрупповой ассортимент товаров | Набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности. Представляет собой детализацию групповою ассортимента (например, товарная группа обуви делится на подгруппы кожаной, текстильной, паленой и резиновой обуви) | ||
17 | Видовой ассортимент товаров | Набор товаров
различных видов и | ||
18 | Видовой ассортимент услуг | Представляет собой детализацию крупноагрегированных видов услуг. Например, группа бытовых услуг делится более чем на 20 видов, в числе которых выделяются ремонт и пошив одежды, обуви, трикотажных изделий, ремонт радиотелевизионной аппаратуры, изготовление металлоизделий, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств и т. д. | ||
19 | Внутривидовой ассортимент товаров | Ассортимент товаров, который включает разновидности товаров внутри отдельных видов. Признаками, отличающими одну разновидность от другой, являются модель, цвет, фасон и т. д. Примером внутривидового ассортимента являются конкретные марки телевизоров, артикулы шерстяных тканей, модели электробритв и т. д. | ||
20 | Внутривидовой ассортимент услуг | Включает перечень конкретных работ, выполняемых в рамках определенного вида услуг |
1.3 Свойства торгового ассортимента.
Свойства
торгового ассортимента – это
отличительная особенность
Для характеристики торгового ассортимента используются количественные и качественные свойства ассортимента.
К количественным свойствам относятся полнота, широта, глубина, структура, к качественным свойствам относятся гармоничность обновляемость (новизна), устойчивость.
Полнота ассортимента — количество видов, разновидностей и наименований товаров в группе однородной продукции для удовлетворения одинаковых потребностей. Показатель полноты может быть действительным и базовым Действительная полнота— фактическое количество товаров однородной группы. Базовая полнота — планируемое количество товара однородной группы. Коэффициент полноты — отношение действительного показателя к базовому. Чем больше полнота ассортимента, тем лучше удовлетворяются потребности покупателя. Полнота ассортимента должна быть рациональной, чтобы не затруднить выбор покупателям. [2]
Широта ассортимента — количество видов, разновидностей и наименований товаров различных однородных и разнородных групп. Это свойство характеризуется действительной и базовой широтой, а также коэффициентом широты. Действительная широта — фактическое количество видов, разновидностей товаров, имеющихся в наличии. Базовая широта — широта, принятая за основу для сравнения. Коэффициент широты выражается отношением действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому. Широта — показатель насыщенности рынка товарами. [2]
Глубина ассортимента – общее количество товарных позиций в структуре. Свойства глубины определяется степень специализации классификационной группировки: чем больше показатель глубины – тем выше специализация. [2]
Структура ассортимента - характеризуется удельной долей вида, наименования товара или группы в общем наборе.
Структура рассчитывается как отношение количества отдельных групп товаров к общему количеству всех товаров, входящих в ассортимент.
Показатели структуры ассортимента могут быть рассчитаны в натуральном, денежном выражении, а также в процентах от общего товарооборота. [1]