Формирование ассортимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:11, курсовая работа

Описание

Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков.
Термин «ассортимент» произошел от французского слова «assortiment», что означает подбор различных видов и сортов товаров.
Свойство ассортимента — специфическая особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании.
Показатель ассортимента — количественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров.

Работа состоит из  1 файл

практика.docx

— 114.88 Кб (Скачать документ)
  1. Теоретические основы формирования товарного ассортимента предприятий розничной  торговли
    1. Понятие, свойства и классификация ассортимента товаров

     Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков.

     Термин  «ассортимент» произошел от французского слова «assortiment», что означает подбор различных видов и сортов товаров.

     Свойство  ассортимента — специфическая особенность  ассортимента, проявляющаяся при  его формировании.

     Показатель  ассортимента — количественное выражение  свойств ассортимента, при этом измерению  подлежит количество видов и наименований товаров.

     Свойства  ассортимента характеризуются количественными  и качественными показателями.

  • Широта ассортимента определяется количеством товарных групп. Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями: действительной и базовой широтой, а также относительным показателем — коэффициентом широты.

     Действительная  широта (Шд) — фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.

     Базовая широта (Шб) — широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами или максимально возможное.

     Коэффициент  широты определяется по формуле:

Кш = Гф / Гн

  • где Гф — количество групп товаров на момент определения, ед.;
  • Гн — общее количество групп товаров, ед.
  • Полнота ассортимента — это соответствие фактического наличия видов товаров разработанному ассортиментному перечню, существующему спросу. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми.

     Действительный  показатель полноты характеризуется  фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров  однородной группы, а базовый —  регламентируемым или планируемым  количеством товаров.

     Выражают  полноту ассортимента через коэффициент  полноты Кп ассортимента, который определяют по формуле:

Кп = Вф / Вн

  • где Вф — фактическое количество видов товаров на момент обследования (проверки), ед.;
  • Вн — количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, стандартами и пр., ед.
  • Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Коэффициент глубины ассортимента оценивают по формуле:

Кг = Рф / Рн

  • где Рф — фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки, ед.;
  • Рн — количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем, условиями договора, прейскурантами и т. п., ед.
  • Устойчивость (стабильность) характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида (разновидности) в продаже. Коэффициент устойчивости Ку определяется по формуле:

Ку = 1 — (Р'ф1 + Р'ф2 + ... + Р'фn / Рн × n)

  • где Р'ф1, Р'ф2,...,Р'фn — фактическое количество разновидностей (видов) товаров, из предусмотренных ассортиментным перечнем и отсутствующих в продаже в момент отдельных проверок, ед.;
  • Рн — количество разновидностей (видов) товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем, ед.;
  • n — количество проверок.

     Коэффициент устойчивости ассортимента, как правило, определяется за конкретный период (месяц, квартал, год). Установлено, что оптимальный  коэффициент устойчивости ассортимента должен выражаться следующими значениями: для универмагов — 0,80; для специализированных магазинов — 0,75.

  • Новизна характеризует появление новых разновидностей товаров за определенный период времени и оценивается коэффициентом новизны Ко:

Ко = Ро / Рф

  • где Ро — количество новых разновидностей товаров, появившихся в момент проверки, ед.;
  • Рф — среднее количество разновидностей, ед.

Коэффициент новизны характеризует степень  обновления ассортимента, появление  новых изделий.

  • Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида и наименования товара в общем наборе. В методике оценки оптимальной структуры ассортимента следует учитывать:
  • способ расчета доли товара;
  • выбор базового значения как критерия оптимальной структуры ассортимента;
    • выбор показателя оптимальной структуры.

     Показатели  структуры ассортимента могут иметь  натуральное или денежное выражение  и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение  количества отдельных товаров к  суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент.

  • Рациональность ассортимента — способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей. Коэффициент рациональности — средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей, широты, полноты, устойчивости и новизны, помноженных на соответствующие коэффициенты весомости. Коэффициенты весомости определяются экспертным путем, они характеризуют удельную долю показателя при формировании потребительских предпочтений, влияющих на сбыт товаров.
  • Гармоничность ассортимента — свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и использования.

     Классификация ассортимента

  1. По местонахождению товаров:
  • промышленный ассортимент - перечень товаров, выпускаемых изготовителем исходя из его производственных возможностей;
  • торговый ассортимент — перечень товаров, формируемый организацией торговли или массового питания с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы. Торговому ассортименту присуще такое понятие, как сбалансированность. Сбалансированным является ассортимент, сочетающий различные виды и разновидности товаров в группе и разные группы товаров в торговом предложении.
  1. По степени сложности:
  • простой ассортимент товаров - набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребителей. Как правило, простой ассортимент товаров представлен такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам;
  • сложный ассортимент товаров - набор товаров, представленных значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах, классифицируются более чем по трем признакам. Таким образом, сложный ассортимент — ассортимент товаров, имеющих внутреннюю классификацию по различным признакам.
  1. В зависимости от широты охвата товаров:
  • укрупненный - набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности. Наиболее часто в качестве общего признака выступает функциональное или социальное назначение;
  • видовой ассортимент - набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности;
  • марочный ассортимент - набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных. Такие товары больше нацелены на удовлетворение социальных и психологических потребностей, нежели физиологических;
  • развернутый - набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками;
  • сопутствующий - набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации;
  • смешанный - набор товаров разных классов, групп, видов, разновидностей и наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения.
  1. По степени удовлетворения потребителей:
  • рациональный ассортимент — набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснование потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологий. Формирование рационального ассортимента требует учета большого количества факторов и показателей, многие из которых непосредственно влияют на ассортиментную политику;
  • оптимальный ассортимент — набор товаров, удовлетворяющих реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на их проектирование, разработку производства и доведение до потребителей. Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью.

     В этой связи следует отметить, что  рациональный и оптимальный ассортименты характеризуют в основном его  качественную сторону.

  1. В зависимости от вида спроса:
  • устойчивый спрос предъявляется на определенный товар и не допускает его замены каким-либо другим, даже однородным товаром. Спрос на многие продовольственные в отличие от непродовольственных товаров характеризуется высокой степенью устойчивости;
  • альтернативный (неустойчивый) спрос формируется окончательно в магазине в процессе непосредственного ознакомления покупателей с товаром и его особенностями. Альтернативный спрос допускает взаимозаменяемость товаров в пределах группы, подгруппы или разновидности товаров;
  • импульсный спрос возникает непосредственно в торговом предприятии под воздействием рекламы, выкладки товаров, предложений продавца. Это спрос чаще всего на малоизвестные или неизвестные товары. Импульсный спрос зачастую вызывается наличием в ассортименте магазинов новинок в товарном ассортименте.
  1. В зависимости от характера потребностей:
  • реальный ассортимент — действительный перечень товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца;
  • прогнозируемый ассортимент — перечень товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности;
  • учебный ассортимент — перечень товаров, систематизированный по определенным научно-обоснованным признакам для достижения целей обучения.
  1. В зависимости от частоты спроса товары бывают:
  • повседневного спроса - ассортимент товаров повседневного спроса складывается из тех, которые покупатель приобретает и потребляет ежедневно (в основном это продовольственные товары);
  • периодического спроса - товары периодического спроса приобретаются через определенные промежутки времени (по мере износа, изменению моды и т. д.);
  • относительно редкого спроса - товары относительно редкого спроса — это те товары, которые приобретаются всего несколько раз в течение жизни. К ним относятся предметы длительного пользования, срок службы которых превышает, как правило, пять лет.
 
    1. Планирование ассортимента в розничной торговой организации

      Ассортиментная  политика торгового предприятия  – это целенаправленная деятельность в области товарного обеспечения  рынка, основанная на долгосрочном планировании и регулировании, направленная на удовлетворении спроса потребителей с учётом оптимизации  номенклатуры товаров и обеспечении  рентабельности всей деятельности.

      Задачами  ассортиментной политики служит:

  • удовлетворение запросов потребителей;
  • эффективное использование технологических знаний и опыта фирмы;
  • оптимизация финансовых результатов фирмы, когда формирование ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и объёме прибыли;
  • завоевание новых покупателей путём расширения сферы применения существующей производственной программы;
  • соблюдение принципа гибкости за счёт диверсификации сфер деятельности фирмы и включения, нетрадиционных для неё отраслей в портфель стратегических зон хозяйствования;
  • соблюдение принципа синергизма, предполагающего расширение областей производства и услуг фирмы, связанных между собой определённой технологией, единой квалификацией кадров другой логической зависимостью, дающей значительную экономию затрат.1

Информация о работе Формирование ассортимента