ФПГ как форма бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2011 в 17:18, курсовая работа

Описание

Вопросы функционирования и развития ФПГ рассматриваются в рамках теории организации, периодической печати и специальной литературе следующими авторами: Агурбаш Н.Г., Бортовым М.К., Вахриным П.И., Зайцевым Б.Ф., Ковалевой Н.Н., Малютиной О.А., Нешитой А.С., Поповым И.А., Рожковым М.П., Сажиной М.Р.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…...3-5
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования ФПГ…………………6-18
1.1. Понятие финансово-промышленной группы и предпосылки их создания ………………………………………………………………………………........6-8
1.2. Классификация ФПГ……………………………………………………...8-15
1.3 История создания и развития ФПГ в России…………………………...16-18
Глава 2. Особенности функционирования ФПГ в различных странах…...19-29
2.1. Специфика различных видов ФПГ Японии……………………………19-22
2.2. Американская модель ФПГ……………………………………………22-26
2.3.Особенности функционирования ФПГ в Германии…………………...26-29
Заключение………………………………………………………………….30-33
Библиография ………………………………………………………………34-35

Работа состоит из  1 файл

КУрсач готовый по ТО.doc

— 161.00 Кб (Скачать документ)

   Исходными критериями для классификации финансово-промышленных групп, учитывая специфику российской экономики, могут быть следующие:

    • способ создания;
    • инициатор формирования;
    • организационное строение;
    • форма производственной интеграции;
    • масштаб деятельности.

   По  способу создания, ныне действующие  российские ФПГ можно поделить на:  сформированные по решению органов власти,  сформированные в инициативном порядке.

   В зависимости от инициатора создания, консолидирующего ядра, вокруг которого выстраивается вся группа, имеющиеся  ныне ФПГ можно условно поделить на:

    • Банковские;
    • Промышленные;
    • Торговые.

   В соответствии с Законом РФ “О финансово-промышленных группах” возможны следующие варианты интеграции и консолидации собственности ФПГ:

    • создание холдинга (основное и дочерние общества);
    • система участия на основе договора о создании ФПГ.

   По  отраслевой структуре официальные ФПГ можно разделить на 3 группы:

    • ФПГ с высокой степенью специализации (моноотраслевые).
    • ФПГ, имеющие одно основное и несколько дополнительных направлений деятельности.
    • ФПГ, охватывающие несколько самостоятельных направлений деятельности.

   Создание финансово-промышленных групп в России началось в 1993 году, когда была зарегистрирована всего одна. В дальнейшие годы наблюдалась высокая динамика создания финпромгрупп.

   ФПГ Японии (keiretsu - яп.) представлены тремя  видами.

      Горизонтальные ФПГ

   Первый  вид ФПГ представляют 20-40 крупных  компаний из различных отраслей промышленности. Каждая фирма является держателем небольшого процента акций других компаний. Среди  таких компаний - Мицуи, Мицубиси и  Сумитомо.

   Вертикальные  субконтрактные ФПГ

   Вертикальные ФПГ основаны на субконтрактных отношениях производителей. Это особенно типично для автомобильной и электронной промышленности. Такие ФПГ имеют вид пирамиды, в основании которой находятся производители компонентов, а наверху - сборщики конечной продукции, а также компании, обеспечивающие процесс производства и реализации продукции.

   Вертикальные  дистрибьюторские ФПГ

   Третий  вид ФПГ основан на взаимоотношениях производитель - дистрибьютор и представляет другую вертикальную ФПГ. Он присутствует в автомобильной торговой сети, при продажах бензина и электротехники.

   Опыт  организации и развития ФПГ Японии признан во всём мире и, безусловно, имеет для России практическое значение.

   В США лицо промышленности определяет 100 многоотраслевых корпораций, представляющих по сути дела высокоинтегрированные финансово-промышленные группы. Согласно официальным данным, на их долю приходится от 55 до 60% ВНП США. Здесь занято 45% рабочей силы. Сюда направляется до 60% инвестиций. Каждая из 100 обследованных американских компаний насчитывает в своем составе предприятия 25 отраслей, 35 фирм работают в 32 отраслях промышленного производства, 10 – в 50.

   На  сегодняшний день в США получили распространение два основных типа ФПГ. В первом случае консолидирующим  ядром группы выступает банковский холдинг, во втором – производственно-технологический комплекс.

   К наиболее известным ФПГ США, основу которых составляют крупнейшие финансовые институты, относятся группы "Чейз", "Морган", "Меллон", "Лимен-Голдмен, Сакс" и др.

   Характерная особенность германской традиции состоит в тесной связи банков с промышленностью. На основе акционерных, финансовых, а также деловых связей происходит межотраслевая интеграция промышленных концернов с финансовыми институтами в устойчивые горизонтальные промышленно-финансовые объединения. Банки принимают участие не только в финансировании инвестиционных проектов, но и в управлении предприятиями. Поэтому центрами создания ФПГ в Германии являются, как правило, крупнейшие банки.

   Например, вокруг Deutsche Bank AG группируются такие известные промышленные концерны как Bosch, Siemens; а вокруг Dresdner Bank AG – Hochst, Grundig, Krupp.

   Крупнейшими банками, стоящими во главе трех ведущих  ФПГ, являются Немецкий (Deutsche Bank AG), Дрезденский (Dresdner Bank AG) и Коммерческий (Kommerzbank AG) банки.

   Рассматривая  ФПГ Германии, можно сделать вывод, что это не жесткие конструкции, а довольно гибкие образования, маневренность  которых в значительной степени  обеспечивается банками. Именно под  их воздействием происходит поглощение или слияние отдельных компаний, образование крупнейших ФПГ.

   Таким образом, во многих развитых странах  существуют финансово-промышленные группы. Основными инициаторами объединения  служат или крупные банки, или  крупные промышленные компании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Библиография

  1. Авдашева С., Дементьев В. «Акционерные и неимущественные механизмы интеграции в российских бизнес-группах» // РЭЖ. – 2006. - № 1. – с. 13-27.
  2. Бортова М. «Характеристика состояния ФПГ» // Фин. Бизнес. – 2007. - № 8. – с. 16-23.
  3. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник для вузов. - М.:Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000
  4. Дементьев В. «ФПГ в стратегии реформирования российской экономики» // РЭЖ. – 2007. - № 11-12. – с.3-9.
  5. Зайцев Б.Ф., Агурбаш Н.Г., Ковалева Н.Н., Малютина О.А. //Механизм создания российских региональных финансово-промышленных групп. «Экзамен», 2008 г. - 160с.
  6. Крук М. «Корпорации в современной России» // ЭКО. – 2008. - № 12. – с. 55-63.
  7. Макаревич Л. «Российские неофициальные ФПГ: опыт самоорганизации и привлечения ресурсов» // Общество и экономика. – 2007. - № 9-10. – с. 135-200.
  8. Механизм создания российских региональных ФПГ. Под редакцией Зайцева  Б.Ф.-М.: «Экзамен», 2006
  9. Онда Хисао Финансово-промышленные группы: долгосрочные деловые взаимоотношения.// Маркетинг. 2007. № 2. С.3.;
  10. Рожков М., Попов И., Проблемы самофинансирования финансово-промышленнных групп и консолидированный баланс. // Финансовая газета. Региональный выпуск. №21, 2007
  11. Сажина М. «ФПГ как фактор повышения инвестиционной активности российской экономики» // Финансы. – 2008. - № 1. – с. 25-28.
  12. Тюрина А. «О формах интеграции капитала в ФПГ» // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. - № 3.- с. 21-30.
  13. Федеральный закон РФ № 190 - ФЗ от 15 ноября 1995 года «О финансово- промышленных группах»;
  14. Цветков В. «Вертикальная интеграция и ФПГ» // Экономист. - 2007 - № 3. – с. 11 – 24.
  15. Чекмарева Е. «Банки в ФПГ: настоящее и перспектива» // РЭЖ. – 2009. - № 7. – с. 20-27.
  16. О формах интеграции капитала в финансово-промышленных группах//http://www.dis.ru
  17. Развитие ФПГ Японии//www.i-u.
  18. Финансово-промышленные группы США, формирования и деятельности//http://www. menedjment-i-reklama.narod.ru
  19. Финансово-промышленные группы США// http:// www.BiblioFond.ru
  20. Финансово-промышленные группы США http://www.globalteka.ru
  21. Финансово-промышленные группы Германии// http://www.irbis.omeconom.ru
  22. Финансово-промышленные группы Германии// http://www. economiclib.ru

Информация о работе ФПГ как форма бизнеса