Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:09, курсовая работа
Актуальность работы определяется тем, что для решения вопроса о том, какая схема организации является оптимальной для данных конкретных условий, необходимо принимать во внимание различные подходы, предлагаемые теориями формирования организаций.
Объект исследования: теории взглядов на сущность организации. Предмет исследования: эволюция и различие взглядов и теорий на сущность организации. Теоретические основы построения организаций как часть общей науки об управлении разрабатывались на стыке разных отраслей знаний - менеджмента, социологии, антропологии, психологии, юриспруденции и др.
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Классическая теория организации
2. Теория организации Генри Файоля
3. Бюрократическая теория организации
4. Факторы эффективной организации
6. Теория административного поведения
7. Теория Гласиер
8. Теория организационного потенциала
9. Теория институтов и институциональных изменений
10. Современные направления теоретических разработок
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В книге «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики», опубликованной на русском языке в 1997 г., Норт, развивая свою теорию, пересматривает понятие рациональности. Он делает особый акцент на двух концептуальных проблемах: одна из них возникает при восприятии человеком мира с его множеством фактов, другая — при сортировке этих фактов по важности и расчете оптимального выбора. Анализ ведет к глубокому пониманию роли институтов в решении этих проблем.
Принципиальное значение и актуальность сохраняют выводы из теории новой институциональной экономики, сформулированные Нортом. Главное состоит в том, что чрезвычайно трудно, да и практически недостоверно анализировать переход от плановой экономики к рыночной без институционального подхода к проблемам и событиям. Суть выводов сводится к следующему.
1. Если законы могут быть изменены в течение короткого времени, то неформальные нормы меняются постепенно. Именно такие нормы создают легитимную основу для действия законов, а революционные изменения последних часто приводят к результатам, отличающимся от ожидаемых. Страны, которые принимают законы, при годные для других экономических условий, для других неформальных норм и побудительных факторов, приобретают совсем не то направление развития, что имеют государства, откуда эти законы заимствованы.
2. Функционирование экономики в значительной степени определяется государственным устройством, формирующим экономические законы, создающим и обеспечивающим эффективные права собственности и влияющим на политику развития. При этом существует объективная необходимость соблюдения определенных условий: а) политические институты сохраняют стабильность, если их поддерживают организации, заинтересованные в их неизменности; б) для успешного осуществления реформ необходимо изменение институциональной системы; в) модификация норм поведения, поддерживающих и легитимизирующих новые законы, является длительным процессом, и при отсутствии такого побудительного механизма государственное устройство не может быть стабильным; г) в долгосрочной перспективе экономический рост требует разработки законов и правил; д) неформальные ограничения иногда (но в краткие периоды) могут обеспечивать экономический рост даже при неблагоприятных или нестабильных законах.
3. Эффективные политико-экономические системы формируют гибкие институциональные структуры, способные переживать шоки и перемены и являющиеся фактором успешного развития. Однако формирование этих систем является результатом длительного процесса; создание же эффективных систем, рассчитанных на краткосрочную перспективу, требует в каждом случае специальных исследовании и разработок.
10. Современные направления теоретических разработок
На переднем крае теоретических разработок, имеющих большую практическую значимость, в настоящее время оказались направления, которые в наибольшей мере отражают изменившиеся условия функционирования организаций. Это вызвано и ориентацией на новейшие технологии, и проблемой рисковых инвестиций, и способами высокопродуктивного ведения хозяйства, и прогнозированием потребительского спроса и поведения конкурентов, и господством стратегического подхода в управлении. Среди основных направлений теоретических обобщений и разработок можно назвать следующие.
1. Реинжиниринг, или перестройка на современной информационной и технологической основе организации производства и управления. Это и теория, и методы комплексного оздоровления корпораций, управленческого ренессанса с охватом и реконструкцией всех без исключения элементов, в том числе систем человеческих мотиваций и стимулов. В рамках этого направления рассматриваются и новые импульсы повышения эффективности, связанные с сокращением размеров и оптимизацией хозяйствующих субъектов, и потенциал матричных структур, органически сочетающих линейное и программное руководство, и возможности деятельности комплексных целевых команд, и многое другое. Управленческий механизм фирмы настраивается на овладение рынком — анализ его емкости, организацию сбыта товаров, способы стимулирования продаж, обеспечение конкурентоспособности товаров и услуг.
2. Концепция внутренних рынков корпораций (или организационных рынков). Она характеризуется перенесением закономерностей и принципов рыночного хозяйства на внутреннюю деятельность корпораций. Такие революционные преобразования должны охватить все их подразделения (линейные, функциональные, маркетинговые и даже аппарат высших руководителей). Они становятся автономными звеньями, которые покупают и продают товары и услуги, участвуя во внутрифирменном и межфирменном обороте, и объединяются едиными информационными сетями, финансовыми системами и предпринимательской культурой. Благодаря развитию прямых связей организационные рынки резко сокращают многие виды расходов, внимание фирм фокусируется на обосновании перехода от иерархических к горизонтальным управленческим структурам, на поиске выгодного соотношения между крупными и малыми операциями.
Согласно этой концепции, подразделения, имеющие широкую экономическую самостоятельность внутри предприятий, могут оперативно вносить изменения в производстве товаров, предоставлении услуг, во всей системе отношений с потребителями. На этой основе и с использованием информационных технологий формируются сетевые организации с распределенными автономными звеньями, так называемые виртуальные корпорации. Появляется принципиально новый объект управления, требующий очень тонкой настройки. К этому направлению примыкает и разрабатываемая концепция «демократической корпорации», предусматривающая широкую децентрализацию управления с развитием демократических форм и методов функционирования подразделений и руководителей.
3. Теория альянсов (ассоциативных форм организации и управления). Интеграционные процессы в управлении, ориентированные на более эффективное использование всех видов ресурсов (и в первую очередь научно-технических, инвестиционных и финансовых), приводят к появлению многообразных форм горизонтального объединения организаций. Образуются плоские организационные иерархии вокруг основных процессов, имеющие специфические цели. Это не только так называемые горизонтальные корпорации, но и стратегические союзы, различные модификации конгломератов, консорциумов, холдингов, хозяйственных ассоциаций и групп.
Новая корпоративная модель предусматривает расширение кооперации среди конкурентов, поставщиков и потребителей и тем самым меняет представление о границах организации. Профессиональные знания и умения каждого партнера позволяют создавать более эффективную организацию, в которой любая функция и процесс реализуются на глобальном уровне. Компании объединяются для того, чтобы использовать специфические рыночные возможности, которые отдельно взятыми организациями не могут быть реализованы. Особое внимание уделяется проблеме всестороннего развития человеческих ресурсов. Отношение к людям как к ведущему ресурсу, к капиталу, а не как к персонифицированным издержкам производства становится едва ли не центральным постулатом теории организации. Важное значение придается проблеме доверия — к системе управления, принимаемым решениям, их исполнению, руководителям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе рассмотрена история и эволюция взглядов на сущность организации.
Идеи и концепции, образующие классическую теорию организации, разрабатывались многими учеными и практиками. К известным авторам, внесшим основной вклад в развитие главных разделов классической теории, относятся: научное управление - Ф. В. Тейлор, Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет, Г. Л. Гантт, X. Манстерберг, X. Эмерсон, Г. Л. Таун, М. Л. Кук; собственно теория организации - X. Файоль, Дж. Д. Лизней, А. С. Рейли, Л. Урвик; бюрократическая теория — М. Вебер.
Основными теориями являются:
Классическая теория организации, теория научного управления Тейлора
Теория организации Генри Файоля,
Бюрократическая теория организации Макса Вебера
Теория эффективной организаци и Ренсиса Лайкерта
Теория административного поведения Герберт Саймон
Универсальная теория формирования организаций Гласиера
Теория организационного потенциалаИгоря Ансоффа
Теория институтов и институциональных измененийДугласа Нортона
Современные направления теоретических разработок
Основные факторы, оказавшие влияние на становление и развитие научных школ управления XX века:
Отделение управления от собственности
Рост крупных организаций
Развитие наук о человеке
Развитие точных наук
Утверждение рыночных отношений. Революционные перемены в технологии
Сложность и наукоемкость производства
Глобализация производства и рынков
Информационные технологии
Многообразие потребительского спроса
Рост неопределенности развития и рисковых инвестиций
Закономерности и принципы построения организаций
Разделение труда, функций и ответственности
Человеческие отношения, мотивы и стимулы
Социальные системы
Системный подход к управлению
Организационный потенциал и культура
Бихевиоризм
Маркетинг
Концепция внутренних рынков
Теория институтов и институциональных изменений
Теория альянсов
Приоритет социальных целей и развития
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акимова Т.А. Теория организации.М., Юнити, 2003
2. Алексеева ММ. Планирование деятельности фирмы. Учебно-методическое пособие. — М.: Финансы и статистика, 1997.
3. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем. Критический обзор // Исследования по общей теории систем. — М.: Прогресс, 1969.
4. Беляев АЛ, Короткое Э.М. Системология организации: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2000.
5. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. — М.: Наука, 1973.
6. Ю.Богданов А.А. Всеобщая организационная наука. Тектология. Т. 1. СПб.: Изд-во М.И. Семенова, 1912.
7. Большой энциклопедический словарь. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2000.
8. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003.
9. Боулдинг К. Общая теория систем — скелет науки // Исследования по общей теории систем. — М.: Прогресс, 1969.
10. Виссема X. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной компании): Пер. с англ. — М., 1996.
11. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
12. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала (в 2-х томах). - М.: МПИИПУ, 1997.
13. Грейсон Дж. К., Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. — М.: Экономика, 1991.
14. Жид Ш. Пророчества Фурье. — М., 1917.
15. Инновационная система России: модель и перспективы ее развития. Вып.1. - М.: Изд-во РУДН, 2002.
16. Кулик В. Т. Современная теория организации систем — системология. — Киев: Знание, 1971.
17. Лафта Д.К Эффективность менеджмента организации. Учебное пособие. — М.: Русская Деловая Литература, 1999.
18. Львов Д.С. Экономика развития. — М.: Изд-во «Экзамен», 2002.
19. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер с англ. — М.: Дело, 1995.
20. МильнерБ.З. Теория организации: Учебник. — 3-е изд. — М.: ИНФРА—М., 2002.
21. Николис Г., Пригожий И. Самоорганизация в неравновесных системах. М.: Мир, 1979.
22. Оптнер С. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. — М.: Сов. Радио, 1969.
23. Оуэн Р. Новый нравственный мир. Творцы кооперации и их думы. — М., 1919.
24. Питере У, Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний): Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986.
25. Преодоление инновационного отставания в России. Труды ОЭСР, Хельсинкский семинар. — М.: Изд-во РУДН, 2002.
26. Пшенников В.В. Японский менеджмент. Уроки для нас. — М.: Изд-во «Япония сегодня», 2000.
27. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации. — М.: Изд-во «Экзамен», 2002.
28. Сергеев ПН. Мировая экономика. Вопросы и ответы. — М.: Новый юрист, 1998.
Информация о работе История взглядов на сущность организации