Эволюция взглядов на сущность и структуру организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:44, курсовая работа

Описание

Теория организации, обеспечивающая основания для управленческих действий, не однородная наука, основанная на общепринятых принципах. Развивались и развиваются различные теории организаций.
Цель данной работы – рассмотрение и изучение основных этапов эволюции теории организации, исходя из поставленных целей, задачами является подбор и изучение материалов по данной теме, краткое изложение.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Классическая теория организации. 4
§1. Научное управление. 4
§2. Теория организации. 5
§3. Теория организации по М. Веберу. 6
Глава 2. Эволюция взглядов в XX веке. 8
§1. Всеобщая организационная наука – тектология. 8
§2. Факторы эффективной организации. 8
§3. Теория поведения в организации. 9
§4. Теория организационного потенциала. 10
§5. Теория институтов и институциональных изменений. 12
Глава 3. Современная теория организации. 13
Глава 4. Организации будущего. 15
§2. Новые требования к построению организации. 15
§3. Основные свойства организации будущего. 17
Заключение 26
Приложение 27
Список использованной литературы 29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по ТО.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Теория организации»

 

 

 

Эволюция взглядов на сущность и структуру организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Каждый человек в  течение своей жизни, так или иначе, связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди учатся, работают, преодолевают неудачи, развивают науку и культуру, вступают в отношения.  В рамках организаций осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей и нет людей, которым не приходилось бы иметь дело с организациями.

Теория организации  – это область научного знания об общих закономерностях образования, устройства функционирования и развития организаций – сложных динамических систем, имеющих цель.

Теория организации, обеспечивающая основания для управленческих действий, не однородная наука, основанная на общепринятых принципах. Развивались и развиваются  различные теории организаций.

Однако лишь три теории организации имеют значительное влияние на теорию и практику управления. Они произвольно названы в зарубежной литературе как классическая, неоклассическая и современная. Каждая из них, несомненно, отличается одна от другой, но они взаимосвязаны между собой. К тому же эти действующие и по сей день теории активно поддерживаются несколькими школами теории управления. Поэтому унификация элементов всех трех теорий представляет несомненный интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане.

Цель данной работы –  рассмотрение и изучение основных этапов эволюции теории организации, исходя из поставленных целей, задачами является подбор и изучение материалов по данной теме, краткое изложение.

В данной работе мною были использованы работы Мельнера Б.З., Щегорцова В., Саакяна А.К., Сойникова С.Г., Хажякяна Р.А. и др., которые помогли мне рассмотреть данную тему с разных точек зрения, а также для объективного понимания и подведения итогов я использовала учебные пособия.

Глава 1. Классическая теория организации.

Идеи и концепции, образующие классическую теорию организации, разрабатывались многими учеными и практиками. Основной вклад внесли: Ф.У. Тейлор, Ф. Гилбрет, Г. Гантт, Х.Минцберг, Х. Эмерсон, Г. Таун, М. Кук, А. Файоль, Д. Лизли, А. Гейли, Л. Урвик, М. Вебер и др.

Рассмотрим ключевые разделы классической теории организации.

§1. Научное управление.

Основополагающей предпосылкой этого направления является то, что  работа должна изучаться с помощью  научных методов. Согласно Ф. Тейлору, обязанность управленца – собирать и анализировать данные с рабочих мест. Сущность научного управления выражена Ф. Тейлором в следующих четырех основных положениях в работе «Принципы научного управления»1:

  • вместо волевых решений научно обосновывать каждый элемент работы;
  • с помощью определенных критериев отбирать, а затем обучать рабочую силу;
  • тесно сотрудничать с людьми;
  • обосновывать разделение труда и ответственности между руководителем и работниками.

Эти четыре положения  выражают главную идею научного управления: для каждого вида деятельности человека вырабатывается теоретическое обоснование, а затем осуществляется его обучение.

Данная школа содержит следующие концептуальные моменты:

  • необходимо отделять планирование работ от их выполнения; это разделение базируется на специализации труда как руководителей, так и исполнителей на каждом уровне организации, поэтому задачи отделов планирования – выработка предписаний для управляющих;   
  • должно быть функциональное руководство группой, то есть делить работу между управленцами так, чтобы каждый выполнял определенное число функций;
  • необходимо проводить исследование в действии и во времени; считается, что это важнейшая черта научного управления, предполагающая, что основной способ улучшить работу – это определить наилучший путь ее выполнения и стандартное время её выполнения;
  • должна быть премиальная система заработной платы; Ф. Тейлор ввел сдельную форму оплаты труда с доплатой за перевыполнение нормы, то есть мотивация персонала через заработки повышает производительность; этот подход был развит Г. Ганттом, который предложил сдельно-премиальную система оплаты труда, то есть часть зарплаты была гарантирована при выполнении задания, а перевыполнение – премировалось;
  • должен проводиться постоянный отбор и обучение персонала; сторонники теории научного управления считали важнейшей задачей руководителя отбор людей, отвечающих критериям, и их обучение. Исторически первым была организация обучения начинающих рабочих своей профессии у более опытных.  Позднее Г.Гантт и Х. Манстерберг рекомендовали проводить обучение рабочим профессиям заранее намеченными способами (специальное профессионально-техническое обучение), что широко начало реализовывался с 1930-х годов.

§2. Теория организации.

Школа научного управления пришла к выводу о необходимости  формирования принципов построения организаций, и возникла школа теории организаций. Ответом на эту потребность стали работы Анри Файоля; он рассматривал искусство управления как выбор соответствующих принципов, применимых в данной ситуации (табл. 1).

Структурные принципы лежат  в основе создания системы взаимосвязанных задач, прав и ответственности.

Принцип разделения труда. Согласно А. Файолю, разделение и специализация труда – естественный способ произвести больше продукции. Посредством специализации сокращается количество объектов, на которые должно быть направлено внимание и усилия исполнителя. Разделение труда имеет пределы, и после 1930 года появился подход, связанный с человеческим фактором.

Принцип единства цели и  руководства. Все виды работ, появляющиеся в результате разделения труда, должны быть направлены к единой цели. Деятельность, имеющая общую цель, должна производиться по единому плану и управляться одним руководителем.

Принцип соотношения  централизации и децентрализации. Принцип говорит о необходимости  нахождения баланса между централизацией и децентрализацией, т.е. размера власти с учетом ее способностей.

Принцип власти и ответственности. Этот принцип утверждает, что должна существовать связь между властью, которой человек наделен, и ответственностью, здесь необходимо соблюдение равенства. Определена ответственность – должны быть определены и права.

Принцип цепи. Цепь –  это путь вертикальных связей в организации, то есть необходимо наличие соподчиненной  цепи руководителей.

Принципы процесса состоят в следующем: справедливость руководителя есть основной фактор мотивации к труду; должна соблюдаться дисциплина в результате оформления соглашений; в конфликтных ситуациях общие интересы должны превалировать над индивидуальными; любой исполнитель должен исполнять распоряжение одного руководителя.

Принципы конечного  результата определяют желаемые характеристики организации: она должна характеризоваться  порядком и стабильностью, работники  должны быть инициативны, должен формироваться корпоративный дух.

§3. Теория организации  по М. Веберу.

Эту теорию создал Макс Вебер как рациональную структуру деятельности с предсказуемостью поведения подчиненных. Суть теории сводится к следующим моментам:

  • все задания должны быть специализированы, исполнитель несет ответственность за их исполнение;
  • каждое задание должно выполнятся по одной и той же системе правил;
  • каждый сотрудник отвечает перед руководителем за свои действия;
  • каждое официальное лицо должно вести дела безлично и формально, с поддержанием дистанции между подчиненными;
  • наем на работу должен быть строго формализован2.

Таковы основные моменты  классической теории организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эволюция взглядов в XX веке.

§1. Всеобщая организационная  наука – тектология.

А.А.Богданов в 1920 году издал  работу “Всеобщая организационная наука (тектология)”. Он сделал попытку систематизировать организационный опыт человечества и разработать концепцию традиционной организации – вещей, людей и идей.  Он поставил задачу – вооружить руководителей знанием организационных принципов и законов, общих для всех трех систем: технических, биологических и социальных. Им были высказаны следующие идеи:

  • необходимость системного подхода к изучению организации;
  • организационное целое больше суммы его отдельных частей;
  • основными организационными механизмами являются формирующий и регулирующий;
  • первичным фактором является техника;
  • закон «наименьших», в силу которого прочность цепи определяется  наиболее слабым ее звеном, т.е. развитие организации зависит от ее слабого звена3.

§2. Факторы эффективной  организации.

Исследования Р. Лайкерта в Мичиганском университете показали, что эффективна та организация, которая побуждает руководителя сосредоточить главное внимание на создании эффективной рабочей группы с высокопроизводительными целями. Разработанная им «Система – 4» предполагает, что организация строится на человеческих мотивациях, которые должны проявляться через:

  • процесс выдвижения целей,
  • принятие решений,
  • контроль,
  • децентрализацию.

Он доказал, что организации, построенные на положениях классической теории, являются неэффективными, так  как они консервативны и не учитывают изменения внешней среды, стремление к свободе, повышение образованности населения, стремлений к развитию личности и сохранению здоровья, усложнение технологий и др.

Для реализации его подхода  необходимо лучше использовать человеческие ресурсы и спектр мотиваций, значит необходимо соблюдать принцип взаимоотношений, поддержки,  групповое принятие решений, постановку высоких целей. Этот подход противоположен бюрократическому.

§3. Теория поведения  в организации.

Г. Саймон в своих работах исследовал процессы влияния установленных целей на рациональное поведение в организациях. Критически относясь к классической школе, он предложил концепцию “административного работника”, которая исследует собственные интересы, действует адекватно, но не оптимально.

С его точки зрения, упростить процесс принятия решений  можно, ограничив цели, на которые  направлена деятельность. Чем точнее обозначены цели, тем точнее решение  оценивается как приемлемое. Должна быть установлена иерархия целей, в  которой каждый уровень может считаться конечной целью по отношению к нижестоящему уровню. Разделение общих целей на специфические подчиненные задачи и последующее распределение их по организационным подразделениям усиливает возможность рационального поведения.

Данная теория делает акценты на важность правил в поддержании рационального поведения внутри организации.

§4. Теория организационного потенциала.

В начале 1970-х годов американский ученый Игорь Ансофф выдвинул ряд новых идей по организационным структурам управления. Он выделил два подхода к построению организационных структур. Первый – структурный, характерный до 1940 года, когда основной упор делался на внутреннее строение организации. Это статический подход, не учитывающий влияние изменений внешней среды. Второй – динамический подход, в нем основное внимание уделяется анализу влияния внешней среды на организацию.

Динамический подход описывается следующей моделью (рис. 1):

 

Ресурсы               Организация              Среда


 

Рис.1

В рамках этого подхода анализ управленческих проблем осуществляется в два этапа – в рамках статистического и динамического аспекта.

И. Ансофф считает, что основная задача высшего руководства современной организации – решение стратегических проблем в условиях изменяющейся внешней среды.

В условиях стабильных внешних  связей с одним рынком сбыта основной стратегией фирмы является снижение издержек производства, наиболее эффективна здесь функциональная структура (1900 – 1920 год).

                                           НИОКР


 

     Ресурсы                  Производство               Среда


                                            Сбыт

                                        Маркетинг

Увеличение размера  компаний и выход на несколько  рынков с различными продуктами привело к образованию отделений и появлению дивизионных структур несколько повторенная n раз функциональная) (1920-1940 год).

Информация о работе Эволюция взглядов на сущность и структуру организации