Эволюция взглядов на сущность и структуру организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:44, курсовая работа

Описание

Теория организации, обеспечивающая основания для управленческих действий, не однородная наука, основанная на общепринятых принципах. Развивались и развиваются различные теории организаций.
Цель данной работы – рассмотрение и изучение основных этапов эволюции теории организации, исходя из поставленных целей, задачами является подбор и изучение материалов по данной теме, краткое изложение.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Классическая теория организации. 4
§1. Научное управление. 4
§2. Теория организации. 5
§3. Теория организации по М. Веберу. 6
Глава 2. Эволюция взглядов в XX веке. 8
§1. Всеобщая организационная наука – тектология. 8
§2. Факторы эффективной организации. 8
§3. Теория поведения в организации. 9
§4. Теория организационного потенциала. 10
§5. Теория институтов и институциональных изменений. 12
Глава 3. Современная теория организации. 13
Глава 4. Организации будущего. 15
§2. Новые требования к построению организации. 15
§3. Основные свойства организации будущего. 17
Заключение 26
Приложение 27
Список использованной литературы 29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по ТО.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)

                           …….                               …….                                ……

Рис.2

Образование после 1945 года многонациональных компаний привело  к необходимости приблизить службы  маркетинга к национальным рынкам, на которых действует фирма. Произошло  образование филиалов. Это многонациональная  структура с матрицей типа “ отделение – страна”  (рис.3).






 

 

Рис.3.


Увеличение числа нововведений и сокращение жизненного цикла изделий  вызывает необходимость создания специальных  служб со специалистами только для  координации работ. Возникла матричная модель управления (рис.4.):

Рис.4.

Рассмотрев эволюцию организационных структур, И. Ансофф выделил основные тенденции их развития, которые говорят о том, что любая организация есть чаще всего сложная совокупность большого количества взаимосвязанных элементов. В настоящее время происходит изменение организационного потенциала организаций через изменение стиля руководства, структуры организации и изменения системы ценностей, перестройка информационных потоков и т.д.

§5. Теория институтов и институциональных изменений.

В начале 1990 года американский ученый Дуглас Норт, ставший лауреатом  Нобелевской премии по экономике, опубликовал  серию работ по вопросам теории организаций. Он считает, что рынок – это сложное и неоднозначное явление, охватывающее различные институты.

Институты – это набор  правил, т.е. разработанные людьми формальные и неформальные законы, правила, ограничения, кодексы поведения. Организации – игроки, правила игры, между которыми определяют институты. Институциональное развитие экономики – это взаимодействие между институтами и организациями. Он показал, что организационные факторы играют большую роль, чем технические, а ключ экономического роста – эффективная организация экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Современная теория организации.

В настоящее время  на переднем крае оказались 4 направления, отражающие изменения функционирования организаций:

  1. Реинжиниринг, это перестройка на современной информационной и технологической основе организации производства и управления. Это теоретические и практические шаги оздоровления организаций с реконструкцией всех без исключения элементов, в том числе мотивации персонала. Цель – настройка управленческого механизма на овладение рынком.
  2. Концепция внутренних (организационных) рынков корпораций. Это перенесение закономерностей рыночного хозяйства во внутреннюю деятельность. Подразделения становятся автономными звеньями, которые покупают и продают товары и услуги, участвуя во внутрифирменном обороте. Организационные рынки приводят к снижению расходов. Подразделения с экономической самостоятельностью внутри предприятия могут активно вносить изменение в организацию. Возникают сетевые организации и виртуальные корпорации. Новые объекты управления требуют новой управленческой теории.
  3. Теория альянсов.  Компании объединяются для того, чтобы использовать возможности, которые отдельно взятыми организациями не могут быть использованы. Главное здесь – наличные человеческие ресурсы, их развитие, установление системы доверия. Профессиональные знания каждого партнера позволяют создать более эффективную организацию.
  4. Концепция экологически осознанного руководства. Основа концепции – представление организации как части природного кругооборота. В центре внимания оказываются экологические вопросы:
  • приобретение экологически чистых ресурсов,
  • ограничение выбросов,
  • сокращение отходов,
  • снижение риска аварий,
  • производство экологически чистых продуктов.

Осуществление данной концепции  требует соответствующих систем управления. Вводится понятие экологической  размерности, экологической эффективности. Речь идет о переходе от контроля за производством вредных веществ на конечном этапе к управлению использованием ресурсов на входе в систему и предотвращению образования вредных веществ4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Организации будущего.

§1. Новые требования к построению организации.

 

Обобщение требований к  организации управления в организации  позволяет назвать следующие  их разновидности:

  • ориентация на предвидение, которое должно быть базой принятия управленческих решений;
  • интеграция функций (производство, сбыт, маркетинг и др.), которая должна привести к матричной модели управления;
  • глобализация, т. е. необходимость фирмы находить любые виды ресурсов не только в своей стране, а в любой части мира;
  • распространение информационных технологий для достижения устойчивых конкурентных позиций на рынке;
  • ориентация на акционера как необходимость перехода к организациям как открытым системам;
  • гибкость и адаптивность, что потребует определенной системы переподготовки персонала;
  • ориентация на качество работы, чтобы быть уверенным в создании добавочной стоимости;
  • конкуренция, основанная на времени, является новым параметром бизнес-стратегии; компании-лидеры уделяют все большее значение оперативности бизнеса; задержка с выходом на рынок на полгода может привести к потере трети  ожидаемой прибыли;
  • возрастание роли инноваций из-за конкуренции на рынке.

Указанные характеристики взаимосвязаны. Чтобы добиться успеха, компании должны точно и оперативно учитывать эти изменения в  программах своего развития.

Характерной чертой последних  лет и предстоящего периода становится переход от узкой специализации  к интеграции управленческой деятельности. Дальнейшее развитие специализации  – тупиковый путь, поэтому курс берется на развитие интеграционных процессов в управленческой деятельности. При таком подходе организационные структуры из пирамидальных должны превращаться в плоские с минимальным числом уровней.

Исследования, проводимые в разных странах, показывают, что  ключевыми направлениями изменений в управлении в ближайший период должны стать предвидение и лидерство. Можно выделить следующие характеристики эффективного предвидения: 

  • простота и ясность целей, возможность их оценки;
  • цели, стимулирующие организацию к более высоким достижениям, их достижимость;
  • возможность для всех работников вносить свой вклад в реализацию цели и др.

Известный ученый Питер  Дракер (Друкер), работы которого в области  управления стали хрестоматийными, в своем докладе  «Бизнес и  управление»  на конференции по созданию новых организаций отметил, что в ХХ1 веке изменятся принципиальные основы деятельности предприятий – от базирующихся на рациональной организации до базирующихся на знаниях и информации. В организациях ХХ1 века по преимуществу будут работать специалисты, которые направляют деятельность с помощью обратной связи от коллег, потребителей и стратегических центров организаций. Происходящая в настоящее время революция в информационных технологиях – глобальный процесс. Управленцы могут реально лидировать только в том случае, если они широко используют информационные технологии и умеют накапливать, овладевать, обобщать информацию о внешней среде.

Для более четкого  понимания основных тенденций развития управления можно выделить несколько  основных фаз его эволюции:

1. На рубеже XIX–XX столетий функции управления отделились от собственности, управление стало профессиональным. Опыт реорганизации американских фирм и железных дорог способствовали повышению престижа наёмного управляющего.

2. Спустя 20-30 лет произошло следующее фундаментальное изменение характера управления. Стали создаваться административно-командные организации с вертикальной иерархией, ориентацией на децентрализацию, с разделением политики и оперативной деятельности. Эти процессы продолжаются и в настоящее время.

3. В настоящее время организация  управления вступает в 3 фазу: происходит переход от командно-контрольной  организации к информационно-ориентированной.  Основные направления изменений представлены ниже (табл.2).

Сегодня можно только предполагать, как будет выглядеть организация в ХХ1 веке. Ориентировочно можно утверждать, что такая организация будет иметь примерно в два раза меньше уровней управления и численность руководителей составит 1/3 от их современного количества.

§2. Основные свойства организации будущего.

 

Главным качеством организации  будущего, обеспечивающим её выживание, как показывают исследования, станет постоянное приспособление к динамично изменяющейся окружающей среде. Поэтому в качестве основных свойств организаций будущего можно предположить следующие5:

Организационная гибкость.

Организация будущего должна быть гибкой, мобильной, с готовностью принимать изменения. Динамика организационных изменений будет зависеть от развития техники и технологий бизнеса. Тенденции к исчерпанию ресурсов будут усиливаться, поэтому гибкость должна стать элементом организационной культуры.

Культ индивидуума.

Главное условие развития индивидуума предполагает рост оплаты труда, профессиональный рост, участие  в решении проблем, гарантии безопасности. Требования к организации состоят  в том, чтобы она это обеспечивала, инвестируя капитал в развитие персонала.

Преимущественное  использование команд.

Все более заметное место  занимает умение работать в командах, так как самоуправляемые команды  становятся ключевыми звеньями гибкой организации. Состав команд меняется в  зависимости от решаемых задач. При самоуправлении снижаются управляющие функции организации. Ответственность и подотчетность, совмещение профессий, улучшение информированности, взаимное доверие и партнерство – успех работы команд. Работники должны быть целеустремленными и способными работать в команде.

 

Внутренняя  конкурентоспособность.

Сила организации заключается  в ее внутренней конкурентоспособности. Не ориентированные на рынок функции  не будут обеспечиваться ресурсами, ключевой момент здесь – умение строить отношения между работниками.

Рассмотрим основные виды организаций будущего.

1. Организация  с «внутренними рынками»

Организационная структура  организации с «внутренними рынками» представлена ниже  (рис. 8).

 

Рис. 8

 

Наиболее сложной проблемой  в организациях разного масштаба является иерархическое построение управленческой деятельности. Система управления, при которой все решения спускаются сверху вниз, уходит в прошлое. Современная волна реорганизации ведет к созданию сети самоуправляемых предприятий, которые работают как отлаженная рыночная система. Многие предприятия преобразованы в группы малого бизнеса, действующие как «внутренние рынки» т.е. рынок должен заходить в каждый уголок фирмы.

Эта структура резко  отличается от иерархической и достаточно противоречива, так как фактически является предпринимательством внутри предпринимательства. По-существу она представляет собой «внутренние предприятия», которые продают и покупают товары и услуги, участвуют во внутри- и внефирменных связях и объединены в общие информационные сети и финансовую систему. Функционирование такой организаций базируется на следующих основных принципах:

  • преобразование иерархии во внутренние предпринимательские подразделения (подразделения преобразуются в автономные «внутренние предприятия» которые несут ответственность за результаты собственной деятельности);
  • создание экономической инфраструктуры (создаются системы коммуникаций, отчетности, стимулирования, контроля и т. д.);
  • целенаправленное стимулирование синергии (достигается за счет кооперации, совместного использования технологий и т. д.);
  • поощрение творческого предпринимательства (предоставление свободы подразделениям при проведении деловых операций).

К особенностям «внутреннего рынка» относится:

  • индивидуальность, предпринимательская свобода;
  • пирамида власти превращается в сеть подразделений, координируемых из единого центра, который осуществляет минимум функций;
  • персонал осваивает роль предпринимателей.

Чтобы реорганизовать компанию во «внутреннюю рыночную систему» необходимо изучить концепцию внутреннего рынка, обучить менеджеров данному методу, изменения планировать коллективно, формировать предпринимательскую культуру.

В организациях с «внутренними рынками» информационные технологии обеспечивают связь, а рынки создают их экономическую базу. Подобные организации получают развитие, поскольку «внутренние рынки» обеспечивают такие преимущества, как возможность личных достижений, внедрение творческих новаций, свобода от иерархии, предпринимательская инициатива, быстрая адаптация и гибкость в политике организационных изменений.

2. Сетевые организации

В последние десятилетия  ответом управленцев во всем мире на усиление конкуренции в глобальном масштабе стал отход от централизованно-координируемой, многоуровневой иерархии к разнообразным гибким структурам, напоминающим сети. Сетевые организации – такой вид организации, в которых последовательность команд иерархической структуры заменяется цепочкой заказов на поставку продукции. Сети – это совокупность фирм или специализированных подразделений, деятельность которых координируется рыночными механизмами.

Эволюция организаций  и возникновение их сетевых форм происходило следующим образом:

Функциональная организация, появившаяся в конце XIX века, активно развивалась в начале ХХ века и позволяла многим фирмам достигать высокой эффективности в своём функционировании.

Информация о работе Эволюция взглядов на сущность и структуру организации