Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:37, лекция
Классическая (административная) школа управления (1920 —1950)
Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого.
С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом.
Классическая (административная) школа управления (1920 —1950)
Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого.
С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом.
Анри Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы и которого иногда называют отцом менеджмента, почти всю свою сознательную жизнь (58 лет) проработал во французской компании по переработке угля и железной руды[2]. Диндалл Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии. Джеймс Д. Муни, который писал работы совместно с А. К. Рейли, работал под руководством Алфреда П. Слоуна в компании «Дженерал Моторс».
Главной целью данной школы была эффективность в более широком смысле слова - применительно к работе всей организации.
«Классики» старались
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху.
Файоль рассматривал организацию как единый организм, для которого характерно наличие 6 видов деятельности:
1. Технологическая\
2. Коммерческая (закупка, продажа, обмен);
3. Финансовая (поиск капитала и его эффективное использование);
4. Бухгалтерская деятельность (инвентаризация и учет имущества, сырья, материалов);
5. Защитная функция (защита собственности и личности);
6. Административная (воздействие на личный состав).
Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он в своей книге «Общая и промышленная администрация» (1923г) рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование, организация, мотивация, регулирование и контроль.
Файоль выделил 14 принципов управления[3]:
1. Разделение труда, которое
повышает квалификацию и
2. Полномочия и ответственность
Полномочия есть право
3. Дисциплина. Дисциплина предполагает
послушание и уважение к
4. Единоначалие. Работник должен
получать приказы только от
одного непосредственного
5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
6 Подчиненность личных
7. Вознаграждение персонала. Для
того, чтобы обеспечить верность
и поддержку работников, они должны
получать справедливую
8. Централизация.
9. Скалярная цепь или цепь
взаимодействия заключается в
четком построении цепей
10. Порядок – все должны знать свое место в организации.
11. Справедливость - это сочетание доброты и правосудия.
12. Стабильность рабочего места для персонала и постоянство состава персонала (текучесть кадров – плохое качество).
13. Инициатива, т.е. поощрение сотрудников при разработке ими новых идей.
14. Корпоративный дух заключается
в формировании корпоративной
культуры с ее нормами,
Основное достижение Файоля – попытка исследовать организационную структуру и выводы о необходимости налаживания горизонтальные связи, иначе иерархическая структура значительно усложнит согласование и принятие решений.
«Файоль ставил задачу – научить
промышленных администраторов такому
управлению занятыми на предприятии
рабочими, которое обеспечивало бы
наибольшую индивидуальную и коллективную
производительность труда путем
концентрации их «воли» в одном, строго
определенном направлении, указанном
предпринимателем. Последнее требует
создания науки об управлении людьми,
опирающейся на «тщательное изучение
и научное экспериментирование»
Файоль разработал перечень личных качеств управляющего, необходимых для работы с персоналом:
· физическое здоровье;
· интеллектуальные способности;
· моральные качества;
· образование;
· умение работать с людьми;
· компетентность в деятельности предприятия.
Файоль подготовил ряд советов и рекомендаций для начинающих менеджеров:
· дополняйте свои технические знания умением управлять;
· получайте дополнительные знания в процессе общения с руководителями;
· контролируйте свои слова и поступки в процессе общения с подчиненными, не делайте несправедливых замечаний;
· не злоупотребляйте доверием начальника;
· старайтесь, как можно объективнее подходить к оценке окружающих вас людей, по возможности избегайте в своих суждениях критики;
· постоянно занимайтесь самообразованием, старайтесь быть в курсе последних научных достижений.
Таб.3. Положительные и отрицательные черты
классической школы управления.
Классическая (административная) школа управления | |
Положительные черты: Ø Вопрос о необходимости выделения собственной управленческой деятельности в особый объект исследования. Ø Необходимость компетентности и наличия знаний у менеджера. Ø Разработка целостной системы управления организацией. Ø Структура управления и организации предприятия работниками на основе принципа единоначалия. Ø Создание системы принципов управления, приводящих организацию к успеху. |
Отрицательные черты: ü Невнимание к социальным аспектам управления. ü Невнимание к человеческому фактору на предприятии. ü Освоение новых видов работ на основе личного опыта, а не с применением научных методов. |
Особенности классической школы управления:
· Рациональное управление предприятием «сверху»
· Рассмотрение управления как универсального процесса, состоящего из нескольких взаимосвязанных операций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные
· Изложение основных принципов управления: разделение труда, власть и отвественность, дисциплина, единоначалие, единство руководства, вознаграждение, централизация, скалярная цепь, инициатива, корпоративный дух, справедливость и т.д.
· Формулировка систематизированной теории управления всей организации, выделяя управление как особый вид деятельности
· Разработка вопросов общего управления
· Формулирование систематизированной теории управления всей организацией с выделением управления в особый вид деятельности
· Выделение волевого момента в постановке и развертывании производства
Школа человеческих отношений (неоклассическая школа) (1930—1950)
Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Поскольку оно возникло как реакция на недостатки классического подхода, школа человеческих отношений иногда называется неоклассической школой.
Двух ученых — Мери Паркер Фоллетт (1868-1933) и Элтона Мэйо (1880-1949) можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений в управлении.
Именно мисс Фоллетт была первой, кто определил менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Она считала, что для успешного управления руководитель должен отказаться от формального взаимодействия с подчиненными (т.е. перестать опираться на должностную власть), а стать лидером, признанным работниками.
Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы.
Обобщение эмпирических данных позволило ему создать социальную философию менеджмента (систему человеческих отношений).
Эксперименты на заводе в Хортоне в компании «Вэстерн Электрик Компани», проводимые в течение 13 лет (1927-1939 гг.), показали, что можно влиять на психологию людей и изменять их отношение к труду посредством организации небольшой неформальной группы. Мэйо призывал активизировать характерные для каждого человека духовные стимулы, самым сильным из которых он считал стремление человека к постоянной связи со своими товарищами по работе.
«В начале эксперимента группой
инженеров-исследователей была поставлена
задача определения влияния на производительность
труда рабочих освещенности, продолжительности
перерывов и ряда других формирующих
условия труда факторов. Была отобрана
группа из шести рабочих, которые
были помещены для наблюдения в специальное
помещение и над которыми производились
различные эксперименты. Результаты
экспериментов оказались
«Хортонские эксперименты» положили начало:
1. многочисленным исследованиям взаимоотношений в организации,
2. учету психологических явлений в группах,
3. выявлению мотивации к труду
4. изучению межличностных отношений,
5. подчеркнули роль отдельного человека и небольшой группы в организации.
Основываясь на этих выводах, исследователи
психологической школы
Школа поведенческих наук
Примерно с конца 50-х годов школа человеческих отношений трансформировалась в школу поведенческих наук, главным постулатом которой являются не методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника и организации в целом. Исследования в этом направлении способствовали возникновению в 60-х годах особой управленческой функции, получившей название «управление персоналом». Трансформация была связана с развитием таких наук, как психология, социология и совершенствование методов исследования после второй мировой войны сделало изучение поведения на рабочем месте в большей степени строго научным.
Среди наиболее крупных фигур более
позднего периода развития поведенческог
· различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры,
· коммуникации в организациях,
· лидерство,
· изменение содержания работы и качества трудовой жизни.
Школа поведенческих наук значительно
отошла от школы человеческих отношений,
сосредоточившейся прежде всего
на методах налаживания
В самых общих чертах, основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
Информация о работе Классическая (административная) школа управления (1920 —1950)