Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:37, лекция
Классическая (административная) школа управления (1920 —1950)
Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого.
С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом.
Видным представителем поведенческой школы является Дуглас МакГрегор (1906-1964), разработавший теорию «Х» и «У», в соответствии с которой, существует два типа управления, отражающих два типа отношения к работникам.
Для организации типа «Х» характерны следующие предпосылки:
· человек имеет унаследованную неприязнь к работе и старается ее избегать;
· по причине нежелания работать большинство людей только под угрозой наказания могут осуществлять необходимые действия;
· человек предпочитает, чтобы им управляли, не желая брать на себя ответственности.
На основе таких исходных предположений автократ обычно:
· как можно больше централизует полномочия,
· структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решений,
· стремится упростить цели, разбить их на более мелкие, каждому подчиненному поставить свою специфическую задачу, что позволяет легко контролировать ее исполнение, т.е. плотно руководит всей работой в пределах его компетенции
· для обеспечения выполнения работы может оказывать психологическое давление (угрозы).
Предпосылки теории «У» таковы:
· выражение физических и эмоциональных усилий на работе для человека является вполне естественным;
· ответственность по отношению к организации зависит от вознаграждения, получаемого работником;
· человек, воспитанный определенным образом, готов не только брать на себя ответственность, но даже стремиться к этому.
Организации, где доминирует демократичный
стиль, имеют следующие характеристики
· высокая степень децентрализации полномочий;
· подчиненные принимают активное участие в принятии решений;
· руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным;
· вместо жесткого контроля за подчиненными в процессе их работы, низовой руководитель обычно ждет, когда работа будет выполнена до конца, чтобы провести ее оценку;
· руководитель, объяснив цели организации, позволяет подчиненным определить свои собственные цели в соответствии с теми, которые он сформулировал;
· руководитель действует как связующее звено, обеспечивая соответствие целей производственной группы целям организации в целом и заботясь о том, чтобы группа получала необходимые ей ресурсы;
· пользуются широкой свободой в выполнении заданий.
МакГрегор пришел к выводу, что управление типа «У» гораздо более эффективно и что задачей менеджеров является создание условий, при которых рабочий, затрачивая усилия для достижения целей организации, одновременно оптимальным образом достигает своих личных целей.
Большой вклад в развитие поведенческого
направления в менеджменте внес
психолог Абрахам Маслоу (1908-
В соответствии с этим учением у
каждого человека имеется иерархически
расположенная сложная
Маслоу разделил эти потребности на базисные (потребность в пище, безопасности) и производные. Базисные потребности постоянны, а производные изменяются.
Ценность производных
· физиологические;
· экзистенциональные – потребности в безопасности, уверенности в завтрашнем дне;
· социальные – потребности в принадлежности к коллективу;
· престижные – потребности в уважении, самоуважении;
· духовные – потребности в самовыражении, в творчестве.
Теория потребностей Маслоу была использована в качестве основы многих современных моделей мотивации.
Рэнсис Лайкерт и его коллеги в Мичиганском университете разработали систему, сравнивая группы с высокой производительностью труда и группы с низкой производительностью в различных организациях.
|
Рисунок 1. Ориентация руководства в организации.
Руководитель, сосредоточенный на работе, также известный как руководитель, ориентированный на задачу, прежде всего, заботится о проектировании задачи и разработке системы вознаграждений для повышения производительности труда.
Как продолжение своих
Таб.4. Стили лидерства, предложенные Лайкертом.
Система 1 |
Система 2 |
Система 3 |
Система 4 |
Эксплуататорско-авторитарная. |
Благосклонно- авторитарная |
Консультативно- демократическая |
Основанная на участии |
Руководители имеют |
руководители могут |
Руководители проявляют значительное, но не полное доверие к подчиненным. Имеется двустороннее общение и некоторая степень доверия между руководителями и подчиненными. Важные решения принимаются наверху, но многие конкретные решения принимаются подчиненными. |
Групповые решения и участие работников в принятии решений. По мнению Лайкерта, она- самая действенная. Эти руководители полностью доверяют подчиненным. Взаимоотношения между руководителем и подчиненными дружеские и взаимно доверительные. Принятие решений в высшей степени децентрализовано. Общение двустороннее и нетрадиционное. Кроме того, они ориентированы на человека, в противоположность руководителям системы 1, ориентированным на работу. |
Для таких отраслей, как обслуживание, образование, бухгалтерские и подобные им фирмы, медицина, торговля требуются менеджеры, работающие на основе второго подхода. В промышленном производстве упор на процесс производства более правильный и эффективный.
При управлении по первому принципу (внимание на производство) уровень травматизма, заболеваний, прогулов значительно выше, чем при ином подходе к управлению, но в коллективах, где отсутствует четкая структура и сплоченность, жесткий стиль управления является положительным фактором.
Особенности:
· Разработка и применение методов управления межличностными отношениями для повышения производительности труда и удовлетворенности трудом.
· Разработка теории потребностей.
· Использование наук о человеческом поведении в управлении и формировании организации с тем, чтобы работник мог быть использован в соответствии с его потенциалом в полной мере.
· Использование в управлении методов, ориентированных на особенности межличностных отношений.
Таб.5. Положительные и отрицательные черты научного
школа человеческих отношений и школа поведенческих наук.
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук | |
Положительные черты: Ø Выявление необходимости активизировать характерные для каждого человека духовные стимулы. Ø Затраты на человека – активы компании, которые надо правильно использовать. Ø Формулирование основных требований для отбора людей на руководящие должности. Ø Руководитель ориентируется на своих сотрудников. Ø Разработка теории социального управления. Ø Стремление помочь работнику в осознании собственных возможностей. Ø Идея гармонии труда и капитала, достигаемая при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных лиц. |
Отрицательные черты: ü Отсутствие строгих математических методов, конкретного расчета. ü Неприемлемость других методов в управлении кроме как применения науки о поведении. |
Процессный подход
Эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли, широко применяется и в настоящее время (в виде управления бизнес-процессами).
Процессный подход
был впервые предложен
Управление рассматривается
как процесс, потому что работа по
достижению целей с помощью других
- это не какое-то единовременное действие,
а серия непрерывных
Анри Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует 5 исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовать, мотивировать, координировать и контролировать».
Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции:
· планирование,
· организация,
· руководство,
· координация,
· коммуникация,
· мотивация,
· контроль,
· исследование и оценка,
· принятие решений,
· подбор персонала,
· представительство и ведение переговоров или заключение сделок.
Фактически почти в каждой публикации по управлению содержится список управленческих функций, который будет хоть немного отличаться от других подобных же списков.
Суть процессного подхода заключается в том, что выполнение каждой работы рассматривается как процесс, а функционирование организации - как цепочка взаимосвязанных процессов, необходимых для выпуска продукции.
Процесс рассматривается
как совокупность взаимосвязанных
и взаимодействующих видов
Процессный подход отражает всеобщую тенденцию развития менеджмента качества.
Применение принципа процессного подхода — это осуществление на предприятии деятельности, направленной[5]:
• на определение процессов, необходимых для выпуска продукции;
• установление последовательности и взаимодействия процессов на предприятии;
• установление четкой ответственности и полномочий для управления процессами;
• определение входов и выходов (результатов) процессов;
• определение критериев для измерения и анализа процессов;
• определение внутренних и внешних поставщиков и потребителей процессов;
• определение методов
• определение взаимосвязей каждого процесса с функциями предприятия;
• определение внутренних и внешних взаимосвязей между функциями организации;
• определение и обеспечение ресурсами, методами и материалами, необходимыми для достижения целей процессов;
• оценивание рисков, последствий и воздействия процессов на потребителей, поставщиков и другие заинтересованные стороны.
Процессный подход обеспечивает:
• взаимосвязь всех видов деятельности,
их согласованность и
• ориентирование подразделений и служб на достижение конечного результата, определенного общей целью;
• наглядность и понятность для персонала деятельности на предприятии;
• возможность анализа процесса, оценки влияния на другие процессы, его совершенствования и приспособления к изменениям;
• обозримость всех сфер деятельности предприятия и их согласованность;
• измеримость результатов
• облегчение управления организацией;
• объединение людей и усиление коллективной (командной) работы, мотивацию персонала для достижения целей процессов и организации.
При реализации процессного подхода
особое внимание необходимо уделить
обеспечению каждого
При таком подходе появляется возможность осуществлять контроль над использованием каждого вида ресурсов, проводить анализ и поиск возможностей для снижения затрат на производство продукции и на оказание услуг.
При процессном подходе управление результатами процесса переходит в управление самими процессами.
Системный подход
Системный подход - это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих - это способ мышления по отношению к организации и управлению.
Руководители не просто должны знать свою собственную работу, но и то, как их собственная работа и обязанности, а также работа других членов организации влияет на цели, которых организация стремится достичь. Руководители должны осознавать непосредственное воздействие решений, принимаемых в организации, и их опосредованное воздействие на различные аспекты организационной деятельности. Они должны принимать во внимание воздействие окружающей среды на организацию и влияние организации на окружающую среду.
Информация о работе Классическая (административная) школа управления (1920 —1950)