Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 11:54, курсовая работа
Цель работы: раскрыть особенности процесса коммуникации и выявить инфор-мационное обеспечение государственной службы.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
1) Охарактеризовать элементы, виды, функции коммуникации.
2) Проанализировать управленческую информацию, как фактор оптимизации системы управления.
3) Сформировать нормативно-правовую базу информационного обеспечения государственной службы (на примере РФ).
4) Систематизировать знания смежных учебных дисциплин.
Введение …………………………………………………………………………………..3
Гл. I. Роль коммуникаций в системе управления
1.1. Сущность коммуникационного процесса ………………………………………4-6
1.2. Виды коммуникаций ……………………………………………………………..6-9
1.3. Модели и функции внутрикоммуникативных сетей…………………………..9-11
Гл. II. Информация как фактор оптимизации системы управления
2.1 Информация как основа государственного управления.
Требования к управленческой информации……………………………………….12-17
2.2 Нормативно- правовые основы информационного обеспечения государствен-ной службы РФ……………………………………………………………………………17-26
Заключение ……………………………………………………………………………...27
Список используемой литературы……………………………………………………..28
2.2. Нормативно- правовые основы информационного обеспечения
государственной службы РФ
За последние годы российское государство уделяло немало внимания регулированию информационных отношений, Законодательство в сфере информатизации развивалось наиболее быстрыми темпами15. Информация, средства связи, научно-технические разработки в этих областях всегда привлекали внимание права. Можно утверждать, что в этой сфере законодательно урегулированы такие институты, как информационные ресурсы, системы, технологии и средства их обеспечения; средства массовой информации; информационная безопасность и защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.
Правовое обеспечение только одного из этих институтов - информационных ресурсов - по состоянию на 2005 год включает 11 федеральных законов, Градостроительный кодекс РФ, шесть указов Президента Российской Федерации, 51 постановление Правительства, 27 приказов и 12 писем министерств и ведомств, четыре постановления (Пенсионного фонда России, Госкомстата, Госкомвуза, Госстандарта) и т.д. По разным оценкам сегодня насчитывается от 300 до 1800 нормативных актов в сфере информатизации.16
Информационное обеспечение государственной службы регулируется множеством нормативно-правовых документов. Среди них Конституция РФ, Федеральный закон Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации». Постановление Правительства РФ от 12 января 1996 г. N11 «Об улучшении информационного обеспечения населения Российской Федерации» и другие.17
В Конституции Российской Федерации закреплены права граждан на получение информации, а также обязанности органов государственной службы по обеспечению этих прав. С определенной степенью условности их можно назвать - «информационными правами граждан». В числе таких прав и свобод: свобода мысли и слова (п.1 ст.29); право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию (п.4 ст.29).Свобода СМИ, запрет цензуры (п.5 ст.29); право распространять религиозные и иные убеждения (ст.28); право на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, о фактах, создающих угрозу жизни и здоровью людей (ст.41); свобода выбора языка общения и творчества (п.2 ст.26).
Для обеспечения информационных прав органы государственной службы, согласно Конституции РФ, обязаны: опубликовывать законы и иные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека (п. 3 ст.15); обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы лица (п.2 ст.24); обнародовать факты и обстоятельства, создающие угрозу для жизни и здоровья людей (п.З. ст.41).18
Одним из первых в сфере законодательства об информатизации Российской Федерации стал Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации». В нем определены обязанности государственной службы по информированию общества. В частности, в нем сказано, что государственные средства массовой информации обязаны публиковать сообщения и материалы федеральных органов государственной власти органов государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», который регулирует отношения, возникающие в связи с распространением государственными средствами массовой информации материалов или сообщений о деятельности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.19
Основные направления информатизации России отражены в Концепции правовой информации России, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. Среди ее основных целей были заявлены конкретизация и уточнение основных направлений деятельности органов исполнительной власти по становлению информационного общества и формированию единого информационного пространства в России. В том числе в контексте ее вхождения в мировое информационное сообщество.
Основной задачей данной Концепции являлось создание общегосударственной системы информационного и правового обслуживания, включающей также региональные абонентские сети, предоставляющие информационно-правовые услуги федеральным и региональным органам власти, гражданам и организациям в любой точке России. Общенациональная правовая система должна охватывать правовой информацией все регионы, высшие органы исполнительной власти и управления, все правоохранительные органы России. Только в этом случае затраты на ее создание и поддержание будут оправданны.20
Государственная политика Российской Федерации в области формирования и использования правовых информационных ресурсов, обеспечения этими ресурсами потребностей социального и экономического развития страны должна осуществляться с учетом интересов субъектов Российской Федерации, тенденций международного сотрудничества в области правовой информатики, реальных возможностей индустрии информации в условиях рыночной экономики.
В целях решения этих проблем Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 1995 г. была утверждена Президентская программа «Правовая информация органов государственной власти Российской Федерации». Главной задачей Программы являлось создание оптимальных условий для наиболее полного удовлетворения информационно-правовых потребностей органов государственной власти Российской Федерации на основе внедрения прогрессивных, согласованных между собой информационных технологий.
Особого
внимания заслуживает Федеральная целева
Целью Программы является создание условий для развития демократии, повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачи, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалификационных пользователей. Реализация данной программы позволит расширить объем открытой информации о деятельности органов государственной власти и управления и обеспечит гражданам возможность ее оперативного получения из информационных систем.
Однако до настоящего времени не удалось создать полноценную инфраструктуру, обеспечивающую на должном уровне информационно-правовую поддержку органов не только исполнительной, но даже законодательной власти Российской Федерации, особенно на региональном уровне. Используемые в существующих информационно-правовых системах информационные технологии часто не согласованы между собой, а качество телекоммуникационных услуг просто неудовлетворительно.
Следует отметить также, что вследствие частого нарушения принципа приоритета норм - Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации, недостаточной отлаженности процессов государственного управления на различных уровнях, в том числе несогласованности региональной и федеральной законодательной практики, размывается единое правовое пространство страны. Процессы приведения законодательных массивов субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральным базовым уровнем уже потребовали огромных затрат и продолжаются до сего дня. Естественно, что это существенным образом затрагивает деятельность органов исполнительной власти, затрудняя их взаимодействие, как в федеральной вертикали, так и на межрегиональном уровне. Все это накладывает отпечаток на российскую систему правовой информации, вызывая дополнительные трудности и непредвиденные затраты.
Следует сказать, что разработчиками как первых концепций правового обеспечения информационных процессов в России (1993 г.), так и последующих документов этого направления системный принцип формирования и согласования законов и других правовых актов в информационной сфере принимался как естественная теоретическая и практическая основа, необходимая для обеспечения эффективности формирования и развития этой части российского правового поля. Однако, в нарушение планов ученых и законодателей, сама жизнь часто корректировала и изменяла запланированный ход законодательной работы.
Так, базовый Федеральный закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» был принят Государственной Думой и вступил в действие лишь 22 февраля 1995 г., в то время как некоторые более узкоспециализированные законы (например, Закон РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 23 сентября 1992 г. и ряд других актов информационного профиля) были приняты раньше в «ускоренном» режиме и отрицательно воздействовали на запланированный ход развития российского информационного законодательства, определенный Конституцией. Это повлияло как на содержание некоторых норм указанного базового закона, так и затруднило включение соответствующих норм в другие правовые акты, многие из которых не смогли учесть заложенные в этот Закон базовые принципы.
Федеральный Закон «Об информатизации и защите информации»- дал правовую квалификацию многим новейшим (и ставшим в XXI в. основными) общественным отношениям, а именно информационным отношениям постиндустриального уровня. Он, безусловно, занял свое первостепенное место в правовой системе новой России. Закон регулирует отношения в сфере создания и распространения информации, которые стали стержневыми процессами современной социальной действительности и базовыми предметами всего информационного законотворчества. Этим Законом была введена такая категория, как государственные информационные ресурсы, а на органы государственной власти возложена обязанность и ответственность за сбор, хранение и предоставление социально и экономически значимой информации по самым различным направлениям.
Важно отметить при этом, что государственные информационные ресурсы были объявлены открытыми и общедоступными. Кроме того, Закон определил виды информации, на которые не могут распространяться ограничения по доступу, включая правовую информацию, информацию о чрезвычайных ситуациях, о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, экологическую, демографическую и другую важную для общества информацию. Закон также определил основные положения режима работы с персональными данными.
С целью создания условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства был принят Федеральный закон от 4 июля 1996 г. «Об участии в международном информационном обмене». В статье 4 данного закона перечислены обязанности государства в сфере международного информационного обмена.
К сожалению, по мнению многих специалистов, этот Закон практически не работает, в том числе из-за плохой согласованности с базовым законом. В соответствии с законами развития социальных систем, в частности, их правовой надстройки, развитие какой- либо части правовой системы государства может существенно повлиять на другие сферы законодательства. Особенно если изменения коснулись системообразующим общественных отношений, какими, безусловно, являются информационные отношения в цивилизации постиндустриального типа. В частности, это влияние просматривается в зоне обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. В ней четко выделилась специфика проблем правового обеспечения информационной безопасности. Они нашли свое отражение в Концепции национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г., а также в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 2000 г.22
В Доктрине, являющейся официальным документом, впервые дана официальная оценка значимости и системной сущности информации: «Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства».23
Успешному решению проблем информационной безопасности Российской Федерации способствует действующая государственная система защиты информации, государственной тайны, системы лицензирования деятельности в области защиты государственной тайны и сертификации средств защиты информации. В первую очередь это касается органов исполнительно власти, связанных с управлением важнейшими отраслями народного хозяйства, от которых зависит устойчивость экономического развития и уровень национальной безопасности страны.
Вместе с тем в целях развития и совершенствования нормативного правового обеспечения реализации Доктрины, в частности защиты информации, необходимо провести всесторонний анализ действующего законодательства на предмет выявления противоречий, недействующих и неэффективно действующих норм и при необходимости внести изменения и дополнения в федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене», «О связи» и в ряд других, привести их в соответствие с задачами и реалиями сегодняшнего дня.
Правовой механизм обеспечения информационной безопасности необходимо при этом рассматривать также в плане обеспечения:
Все
это можно отнести к
Информация о работе Коммуникации в деятельности органов государственной власти