Контент-анализ его роль в социальных исследованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:06, реферат

Описание

Контент-анализ – метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах.
Контент-анализ – формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.
Контент-анализ не отменяет необходимости обычного (т.е. содержательного) анализа документов. Первый дополняет второй, их сочетание углубляет понимание смысла любого текста. Контент-анализ позволяет обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении, но что имеет важный социальный смысл.

Работа состоит из  1 файл

ИСЭПП яковлев.docx

— 49.49 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

Контент-анализ – метод  качественно-количественного анализа  содержания документов с целью выявления  или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах.

Контент-анализ – формализованный  метод изучения текстовой и графической  информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.

Контент-анализ не отменяет необходимости обычного (т.е. содержательного) анализа документов. Первый дополняет  второй, их сочетание углубляет понимание  смысла любого текста. Контент-анализ позволяет обнаружить в документе  то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении, но что имеет важный социальный смысл.

Контент-анализ не отменяет необходимости обычного (т.е. содержательного) анализа документов. Первый дополняет  второй, их сочетание углубляет понимание  смысла любого текста. Контент-анализ позволяет обнаружить в документе  то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении, но что имеет важный социальный смысл. Принципиальное отличие этих методов анализа заключено в  явно выраженной строгости, формализованности, систематизированности контент-анализа. Он нацелен на выработку количественного  описания смыслового и символического содержания документа, на фиксацию его  объективных признаков и подсчет  последних. По мнению ряда социологов (Маркоффа, Шапиро, Вейтмана и др.), контент-анализ можно было бы назвать «текстуальным  кодированием», так как он предполагает получение количественной информации о содержимом документа на основе ее кодирования.

Кроме того, контент-анализ отличается от всех прочих способов изучения документов, тем, что он позволяет  «вписать» содержание документа в социальный контекст, осмыслить его одновременно и как проявление, и как оценку социальной жизни. «Вписывание» документа в изучаемую проблему предполагает выявление того, что: а) существовало до него и получило в нем отражение, б) наличествует только в нем, в) будет после него, т.е. явится итогом его восприятия адресатом.

Целью данного контрольной  работы является изучение контент-анализа  как метода исследования.

В соответствии с целью  я выделяю следующие задачи:

- определить сущность  и особенности контент-анализа;

- выявить роль контент-анализа  в социально-экономических и политических  исследованиях;

- выделить основные процедуры  контен-анализа и стадии разработки;

- определить надежность  информации полученной с помощью  контент-анализа.

Данная тема довольно распространена, ее изучением занимались такие авторы как О.М.Рой, Н.Н.Богомолова, А.Рытов, А.А.Тимохина и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА КОНТЕНТ-АНАЛИЗА

 

    1. Сущность и особенности контент-анализа

 

Контент-анализ — это  техника сбора информации, производимого  на основе систематического выявления  соответствующих целям и задачам  исследования характеристик текстов (понятий, глаголов, словосочетании и  пр.). Контент-анализ предполагает использование  определенных стандартизированных  процедур, обеспечивающих формализацию и измерение исследуемых признаков, что позволяет делать профессиональные заключения о характере и особенностях изучаемого объекта. Особенно эффективно использование контент-анализа при  исследовании программ политических партий и движений, когда по ключевым понятиям и словосочетаниям можно составить  представление об отличительных  особенностях каждой из них. К примеру, использование контент-анализа позволяет  на основе подсчета слов, фотографий или  газетных столбцов, посвященных тому ли иному кандидату в депутаты, определить его рейтинг в средствах  массовой информации.

Контент-анализ может быть содержательным и структурным. Содержательный контент-анализ сосредоточивает внимание исследователя на содержании сообщения, тогда как структурный — на количестве и особенностях упоминания контрольного термина или имени  в тексте сообщения.

Основными задачами контент-анализа  являются1:

1.Выявление и оценка  характеристик текста как признаков  отдельных сторон исследуемого  объекта.

2.Выяснение причин или  условий, повлиявших на соответствующие  особенности текстового сообщения.

3.Оценка эффекта воздействия  сообщения на аудиторию, установление  адресных точек такого воздействия.

Применяется при исследовании разного рода публикаций политического  характера, опубликованных договоров, программ политических партий, радио- и телепередач и т.д. В данных материалах так или иначе отражается реальная действительность, в том  числе политическая, которая и  подвергается анализу.

Считается, что с помощью  этого метода можно более объективно исследовать происходящие политические явления и процессы.

Исследование начинается с анализа текстов, в которых  содержится информация об указанных  явлениях и процессах. Прежде всего  выделяются соответствующие смысловые  единицы; определенные сведения, количественные показатели, оценки, понятия, раскрывающие содержание того или иного политического  текста и, следовательно, отражаемого  им политического явления. Поскольку  содержащиеся в тексте сведения, оценки, понятия выражаются определенными  терминами и характерными словосочетаниями, они также учитываются при  контент-анализе.

Таким образом, контент-анализ начинается с логической, лингвистической  и другой формализации изучаемого текста (в данном случае текста политического  содержания). Поскольку чаше всего  исследуются большие массивы  информации, порой весьма сложные, то выделяется множество смысловых  единиц и разрабатывается соответствующий  математический аппарат их количественного  анализа.

Тем самым контент-анализ является методом качественно-количественного  изучения текстов с присущими  ему процедурами формализации исследуемого материала. Выделенные смысловые единицы  подвергаются соответствующим математическим операциям.

Например, подсчитывается число  упоминаний тех или иных смысловых  единиц, выступающих в качестве единиц счета, а также число выражающих их терминов, словосочетаний; количество текста, относящегося к той или иной смысловой единице, или затраченное на ее упоминание количество времени радио- или телевизионного вещания и т.д. Полученные массивы информации (нередко весьма большие) обрабатываются с помощью современной вычислительной техники.

Контент-анализ политических текстов способствует более глубокому  пониманию не только непосредственного  содержания этих текстов, но и того, что сказано «между строк». Кроме  того, становится яснее политическая, идеологическая и иная позиция авторов  данных текстов.

Метод контент-анализа политических документов и иных текстов все  чаще применяется в исследовании политических явлений и процессов.

 

    1. Контент-анализ в социально-экономических и политических исследованиях

 

Метод контент-анализа широко применяется в политологических исследованиях. Так как основным объектом контент-анализа являются документальные источники, политическая сфера жизни общества предоставляет  исследователю огромное количество единиц анализа, которые удобно и  нужно изучать, используя количественный подход. Среди таких документальных источников: протоколы заседаний  органов власти (Государственной  Думы, законодательных органов всех уровней), планы проведения заседаний, количество  и содержательная сторона  политических решений всех органов  власти и многое другое.

Отдельный интерес у исследователей вызывает деятельность средств массовой информации и коммуникации, направленная на политическую сферу жизни общества. Это может быть количество и суть статей на политические темы, вопросы, обсуждаемые политическими обозревателями СМИ, исследование других проблем, направленных на выявление степени влияния  СМИ на политическую жизнь.

Наконец, метод контент-анализа  предоставляет исследователю возможность  изучения такого аспекта политической жизни как функционирование избирательной  системы. Исследование документов избирательных  кампаний позволяет лучше понять механизм избирательного процесса, выявить  его закономерности, объяснить и  научиться повторять выигрышные ходы избирательных стратегий кандидатов на выборные посты.

Элеазера А.В. «Исследование избирательных стратегий – метод контент-анализа». В его работе было проведено исследование влияния рекламной деятельности кандидатов в депутаты на формирование индивидуальной стратегии. По мнению самого Элеазера, «такое исследование подтверждает возможности метода контент-анализа в изучении избирательных технологий как части избирательного процесса – составляющей политической системы общества ... и одной из наиболее актуальных вопросов современной политологии». В качестве примера был взят 48 избирательный округ города Санкт-Петербурга на выборах Законодательного собрания Санкт-Петербурга второго созыва, прошедших в декабре 1998 года. Основной единицей анализа выступил агитационный материал листовочной формы. Политическая листовка была взята за основу анализа не случайно. Несмотря на относительное многообразие видов и типов агитационных материалов, политическая листовка – основа избирательной стратегии кандидатов на выборах районного масштаба. Кроме нее, единицами анализа также выступили:

- возраст кандидатов;

- их профессиональный статус;

- способ выдвижения.

Единицами счета в данном случае являются, соответственно:

- число лет;

- группы профессионального статуса;

- группы способов выдвижения.

Исследуя такую единицу  анализа как политическая листовка, автор делит ее на более мелкие смысловые единицы анализа. В  качестве таких единиц были задействованы:

- количество листовочных материалов (сама листовка);

- формат листовок (стандартный формат А4);

- количество фотографий (фотография);

- сюжет фотографий (сюжетная группа);

- смысловая единица текста (группа сюжета текста).

Полученные данные сравнивались с процентными результатами итогов голосования в первом туре.

Итак, метод контент-анализа, или количественный метод обработки  информации включает в себя систематическую  числовую обработку, оценку и интерпретацию  формы и содержания информационного  источника. Информационный (или документальный) источник – это любая информация, фиксированная в печатном или  рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке или в  электронном виде.

Метод широко используется исследователями в случаях работы с документальной информацией, когда  существует необходимость в сравнении  с большой точностью однопорядковых данных. В политологии для использования  контент-анализа открываются широкие  возможности, которые демонстрируются  на примере прикладного исследования индивидуальных избирательных стратегий  кандидатов в депутаты, в которым  главной единицей анализа является политическая листовка.

Еще одним примером использования  метода контент-анализа явилось  исследование высказываний г-на Березовского, пример такого исследования приводит в своей работе студент Иркутской  Государственной Экономической  Академии Четвериков С.. Основной задачей  было выявление невыраженной информации о Березовском. Для обработки  текстов была разработана специальная  категориальная схема, в которой  учитывались различные группы объектов, отражающие сущностные стороны представлений Березовского. Это географические названия, терминология, имена государственных и иных деятелей, различные темы и т. д. С целью выяснения отношения к ним Березовского учитывалась эмоциональная окраска того или иного понятия, термина или темы. В дальнейшем производилась статистическая обработка результатов кодировки и сопоставлялись результаты по разным тематическим фонам. Результаты получились весьма интересные.

В интервью и статьях Березовский  подает себя, прежде всего, как российский политик. Если мы посмотрим на выраженную информацию этих материалов, то в центре внимания Березовского – Россия и ее благополучие. Как исполнительный секретарь СНГ Березовский, казалось бы, должен уделять большое внимание соответствующим странам. Результаты контент-анализа рисуют куда более сложную картину.

Россию Березовский называет чаще, чем другие страны. Но даже по общей сумме упоминаний баланс положительных  и отрицательных оценок примерно одинаков, что уже само по себе не дает оснований говорить о положительном  отношении к стране. Речь может  идти только о повышенном внимании.

Информация о работе Контент-анализ его роль в социальных исследованиях