Контент-анализ его роль в социальных исследованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:06, реферат

Описание

Контент-анализ – метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах.
Контент-анализ – формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.
Контент-анализ не отменяет необходимости обычного (т.е. содержательного) анализа документов. Первый дополняет второй, их сочетание углубляет понимание смысла любого текста. Контент-анализ позволяет обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении, но что имеет важный социальный смысл.

Работа состоит из  1 файл

ИСЭПП яковлев.docx

— 49.49 Кб (Скачать документ)
    1. Стадии разработки и применения контент-анализа

·  формулируются тема, задачи и гипотезы исследования

·  определяются категории  анализа – наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским  задачам.

Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены  в тексте.

Категории контент-анализа  должны быть исчерпывающими (охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования), взаимоисключающими (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям), надежными (между  кодировщиками не должно быть разногласий  по поводу того, какие части содержания следует относить к той или  иной категории) и уместными (соответствовать  поставленной задаче и исследуемому содержанию). При выборе категорий  для контент-анализа следует избегать крайностей: выбора слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих  текст, и выбора слишком крупных  категорий, т.к. это может привести к упрощенному, поверхностному анализу. Иногда необходимо принимать во внимание и отсутствующие элементы текста, которые могут быть значимыми  для контент-анализа.

Таким образом, категории  анализа должны быть2:

·  уместными, т.е. соответствовать  решению исследовательских задач;

·  исчерпывающими, т.е. достаточно полно отражать смысл основных понятий  исследования;

·  взаимоисключающими (одно и то же содержание не должно входить  в различные категории в одинаковом объеме);

·  надежными, т.е. такими, которые не вызывали бы разногласий  между исследователями по поводу того, что следует относить к той  или иной категории в процессе анализа документа.

Необходимо выбрать соответствующую  единицу анализа – лингвистическую  единицу речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явления.

За единицу анализа  может быть принято:

·  слово,

·  предложение,

·  тема,

 

·  идея,

·  автор,

·  персонаж,

·  социальная ситуация,

·  часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа.

Сложные виды контент-анализа  обычно оперируют не одной, а несколькими  единицами анализа. Единицы анализа, взятые изолировано, могут быть не всегда правильно истолкованы, поэтому  они рассматриваются на фоне более  широких лингвистических или  содержательных структур, указывающих  на характер членения текста, в пределах которого идентифицируется присутствие  или отсутствие единиц анализа –  контекстуальных единиц. Например, для единицы анализа «слово»  контекстуальная единица – «предложение».

Необходимо установить единицу  счета – количественную меру взаимосвязи  текстовых и внетекстовых явлений. Наиболее употребительны такие единицы  счета, как время-пространство (число  строк, площадь в квадратных сантиметрах, минуты, время вещания и т.п.), появление  признаков в тексте, частота их появления (интенсивность).

Единица счета – количественная мера единицы анализа, позволяющая  регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа  в тексте. Единицами счета могут  быть число определенных слов или  их сочетаний, количество строк, печатных знаков, страниц, абзацев, авторских  листов, площадь текста, выраженная в физических пространственных величинах  и многое другое.

Важен выбор необходимых  источников, подвергаемых контент-анализу.

Проблема выборки содержит в себе выбор источника, количества сообщений, даты сообщения и исследуемого содержания. Все эти параметры  выборки определяются задачами и  масштабами исследования.

Чаще всего контент-анализ проводится на годичной выборке: если это изучение протоколов собраний, то достаточно 12 протоколов (по числу  месяцев), если изучение сообщений средств  массовой информации – 12-16 номеров  газеты или теле-радиодней. Обычно выборка  сообщений средств массовой информации составляет 200-600 текстов.

 

Глава 2 ОЦЕНКА МЕТОДА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО  АНАЛИЗА

2.1. Надежность информации полученной  с помощью контент-анализа

Надежность информации, получаемой контент-анализом, обеспечивается следующими способами:

а) Обоснование полноты  объема выделяемых смысловых единиц методом "снежного кома". Это делается следующим образом. Первоначально  выделяются все смысловые единицы  из первого анализируемого текста, далее из второго текста -- те же плюс дополнительные, ранее не встречавшиеся, из третьего документа-- опять те же, что уже встречались в двух предыдущих, плюс дополнительные и  т. д. После изучения очередных 3--5 текстов, а которых уже не попадается ни одной новой единицы, ранее фиксированной  в предыдущих документах, можно полагать, что «поле» смысловых единиц из изучаемого массива исчерпано.

В итоге изучения 20 случайно отобранных из всего массива текстов  было выделено суммарно 120 единиц контент-анализа, что исчерпывает "поле", т. е. всю  выборочную совокупность документов. Конечно, при изучении всего массива  могут попасться новые смысловые  единицы, относящиеся к предмету и ранее не предусмотренные. В  этом случае они включаются в анализ дополнительно.

б) Контроль на обоснованность содержания смысловых единиц с помощью  судей. Специалисты в данной области  обсуждают, насколько предложенные качественные единицы соответствуют  поставленным задачам.

В нашем исследовании 6 экспертов  независимо друг от друга к классифицировали 120 понятий, отнесенных к деловым  и личностным качествам инженера, в 6 общих категории (творческие качества, исполнительские и т.д.), причем 86 % понятий были классифицированы однозначно минимум четырьмя судьями. Остальные, более спорные, подвергались спечиальному обсуждению и после согласованного решения относились к соответствующую  общую категорию.

и) Обоснованность по независимому критерию. Например, данные контент-анализа  дневников или сочинений учащихся с целью выявить их профессиональную склонность выборочно проверяются  путем опросов, или по данным наблюдений, или тестом по известной группе, г) Устойчивость данных определяется при  помощи кодирования одного текста разными  кодировщиками на основе единой инструкции. Можно использовать стабильную единицу  анализа и разные единицы счета (по частотам смысловых единиц и  по физической протяженности одновременно).

2.2. Общая оценка метода документального  анализа

Документы нередко выступают  в качестве главного источника информации, дополняемой опросом или прямым наблюдением. Обычно это материалы  прессы, а также письма читателей, статистические отчеты, карточки персонального  учета (например, библиотечные формуляры  при изучении читательского спроса), административные инструкции, рекламные  тексты, политические листовки и т.д.

Использование личных,, или, как иногда говорят, "человеческих", документов, в теоретической парадигме  жесткого, например, структурно-функционального, анализа более ограниченно. Такие  материалы хороши для социально-психологических  и педагогических исследований. Личные документы - прекрасная база для жанра  социологического эссе, широко используемого  нашими польскими коллегами. Большой  популярностью пользуются в Польше своеобразные конкурсы сочинений или  биографий, объявляемые через газету. Итоги анализа таких материалов публикуются в виде полусоциологичос-ких-полужурналистских  очерков, ставящих подчас весьма острые и серьезные проблемы.

И напротив, в интерпретационных  теоретических подходах (феноменологических, культурологических) жизненные истории, биографии -- великолепный источник изучения социальных процессов и обыденных  практик людей.

 

Социолог должен проявить недюжинную изобретательность в  поисках подходящих документов, подчас весьма неожиданных.

Советский демограф В.И. Переведенцев остроумно проверил гипотезу о влиянии  этнических факторов на миграцию населения. Он сопоставил данные об интенсивности  миграции коренного населения союзных  республик с данными Всесоюзной переписи 1959 г. о доле, лиц коренной национальности (по республикам), не считающих  язык своей национальности родным языком. Оказалось, что эти пропорции  совпадают почти идеально. Так, интенсивность  миграции украинцев (в пропорции  к русским) 11%, а доля украинцев, не говорящих на родном языке, - 12,3%, для  белорусов -- соответственно 15% против 15,8%, для народов Закавказья -- 5% против 4,6%, народов Средней Азии -- около 1% против 1,5%, для казахов -- 4% против 1,6%, для народов Прибалтики -- 4% против 3,5%. Очевидно, что этнический фактор существенно влиял па миграцию.

Главные недостатки описанного метода состоят в отмеченных выше проблемах получения достоверной  информации из биографических материалов и в том, что при изучении человеческой деятельности в документах часто  отражается не процесс, но лишь результаты.

Анализ документов - важный метод сбора информации при формулятивном  плане исследования (для выдвижения гипотез и, общей разведки темы) и  на стадии работы по описательному  плану. В экспериментальных исследованиях  возникают значительные трудности  перевода языка документов на язык гипотез, но, как показывает опыт, и  эти затруднения можно преодолеть при умелом обращении с материалом.

Наконец, огромное и вполне самостоятельное значение имеют  для социолога данные государственной  политики, которыми надо уметь пользоваться, а так же знать с какой регулярностью  они собираются и публикуются.

 

 

Заключение

 Документальной в социологии  называют любую информацию, фиксированную  в печатном или рукописном  тексте, на магнитной ленте, на  фото- ими кинопленке. В этом смысле  значение термина отличается  от общеупотребительного: обычно  документом мы называем лишь  официальные материалы.

Достоверность информации в  первую очередь зависит от источника  доступного документа. Разные источники  обладают своего рода заведомой степенью достоверности сообщаемых сведений. Во всех случаях первичные данные надежней вторичных. Поэтому официальный  личный документ, полученный из первых рук, более надежен и достоверен, чем неофициальный, безличный и  к тому же составленный на основе других документов.

При использовании вторичных  документов важно установить их первоисточник. Это можно делать выборочно, с  тем чтобы оценить общую погрешность  вторичных материалов.

Контент-анализ - это перевод  в количественные, показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой. Его основные операции были разработаны американскими  социологами X. Лассуэллом и Б. Берельсоном. Важный вклад в развитие процедур контент-анализа внесли российские и эстонские социологи, особенно А. Н. Алексеев, Ю. Вооглайд, П. Вихалемм, Б. Л. Грушин, Т. М. Дридзе, М. Лауристинь.

Контент-анализ -- это техника  сбора информации, производимого  на основе систематического выявления  соответствующих целям и задачам  исследования характеристик текстов (понятий, глаголов, словосочетании и  пр.). Основными задачами контент-анализа  являются.

Выявление и оценка характеристик  текста как признаков отдельных  сторон исследуемого объекта.

Выяснение причин или условий, повлиявших на соответствующие особенности  текстового сообщения.

Оценка эффекта воздействия  сообщения на аудиторию, установление адресных точек такого воздействия.

Контент-начинается с выявления  смысловых единиц, в качестве которых  используют:

Итак, смысловые единицы  анализа выделяются на основе содержания гипотез исследования, подсказываются методологическими посылками программы.

Единицы счета могут и  совпадать и не совпадать с  единицами анализа. Контент-анализ текста может быть весьма многосторонним, причем одновременно используются несколько  единиц анализа и несколько единиц счета.

В общем виде процедуры  подсчета при контент-анализе аналогичны стандартным приемам классификации  по выделенным группировкам, ранжирования и шкального изменения. Использование  личных,, или, как иногда говорят, "человеческих", документов, в теоретической парадигме  жесткого, например, структурно-функционального, анализа более ограниченно. Такие  материалы хороши для социально-психологических  и педагогических исследований. Личные документы - прекрасная база для жанра  социологического эссе, широко используемого  нашими польскими коллегами. Большой  популярностью пользуются в Польше своеобразные конкурсы сочинений или  биографий, объявляемые через газету. Итоги анализа таких материалов публикуются в виде полусоциологичос-ких-полужурналистских  очерков, ставящих подчас весьма острые и серьезные проблемы.

 

Список используемой литературы

1.Барсамов В. А. Контент-  анализ газетных материалов // Социс  - 2006 - №2 

2. Иванов В.В., Коробова  А.Н. Муниципальный менеджмент. Справочник. М.: Инфра-М, 2002.

3. Клуппт М.А. Демографическая  политика как предмет контент-анализа  // Социологические исследования. 2003. № 6.

4. Козлова Н.Н. Методология  анализа человеческих документов // Социологические исследования. 2004.

5. Мангейм Дж. Б., Рич Р.К.  Политология. Методы исследования: Пер. с англ. / Предисловие А.К.  Соколова. М.: Весь Мир, 1997.

6. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов. / Под ред.  Ф.Э. Шереги и М.К.Горшкова. М.: Интерпракс, 1996.

7. Рой О. Исследования  социально-экономических и политических  процессов. СПб: Питер, 2004.

8. Хеллевик О. Социологический  метод. М.: Весь мир, 2002.

9. Ядов В.А. Стратегия  социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной  реальности. М., 1998.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

 Баранов А.В. Опыт  текстового анализа //Материалы  совещания “Количественные методы  в социальных исследованиях”. Сухуми, 1967. М., 1968.

 

 

 Баранов А.В. Опыт  текстового анализа газеты // Количественные  методы в социальных исследованиях.  Инф.бюл. ИКСИ АН СССР. 1968. №9 

Информация о работе Контент-анализ его роль в социальных исследованиях