Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:06, реферат
Контент-анализ – метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах.
Контент-анализ – формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.
Контент-анализ не отменяет необходимости обычного (т.е. содержательного) анализа документов. Первый дополняет второй, их сочетание углубляет понимание смысла любого текста. Контент-анализ позволяет обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении, но что имеет важный социальный смысл.
Если же оценить
не только частоту и характер
упоминаний, но и то, в каком
контексте упоминается страна, то
оказывается, что Березовский
относится к России негативно.
Когда Россия упоминается в
связи с принятием каких-либо
ответственных решений или
Явную положительную реакцию у Березовского вызывают западные страны. Прежде всего США, Израиль, Великобритания и Швейцария. Анализ же высказываний, связанных со странами СНГ , показывает: и по частоте упоминаний, и по эмоциональности эти страны существенно уступают как России, так и Западу, что весьма странно для исполнительного секретаря СНГ.
Итак, Березовский не столько политик, сколько бизнесмен и , как это ни парадоксально, своеобразный философ-практик. Он активно действует в социуме, создавая свои «системы», которые работают по тем правилам, которые он разрабатывает для них. Это способ действия достаточно надежный, поскольку системы Березовского - это, образно говоря, набор поплавков, которые удерживают его на поверхности в любой ситуации.
При обработке массивов данных
в настоящее время применяются
разнообразные математические методы.
В большинстве своем они могут
оперировать только с числовыми
переменными, над которыми производятся
привычные операции. Но гораздо большее
количество информации содержится в
текстовых источниках. Ее довольно
сложно, а иногда и невозможно преобразовать
в числовой формат, поэтому становится
актуальной проблема разработки таких
методов анализа подобной информации,
чтобы можно было извлекать полезные
сведения из неоднородной текстовой
информации. В приведенном выше примере
и была показана возможность применения
контент-анализа для обработки
текстовой экономической
Так, например, меня заинтересовала работа декана факультета журналистики Московского Международного Университета профессора Михальской А.К. о речевом поведении политиков. В своей работе она пишет о том, что настоящий современный политик – это вовсе не «Homo faciens» - человек действующий, а, скорее, «Homo eloquens» – человек ГОВОРЯЩИЙ, причем говорящий публично. Михальская А.К. считает, что для того чтобы узнать что-нибудь о поведении того или иного политического деятеля, необходимо проанализировать его речь. «Обычно политология использует для этого метод контент-анализа текстов, но современная лингвистика обладает некоторыми концепциями и подходами, значительно расширяющими сферу и возможности такого познания», – пишет она в статье на эту тему. Особенно интересны в этой связи предлагаемые методология и методика дискурс-анализа - исследования не собственно текстов в обычном смысле этого слова, а текстов речевого поведения. К изучению политического дискурса эта методика применяется нечасто и непоследовательно, обширных системных и систематических исследований такого рода пока нет ни у нас, ни за рубежом. Тем не менее попытка такого исследования была предпринята и была разработана методика дискурс-анализа применительно именно к дискурсу политики, в сочетании с некоторыми методами сравнительно-исторической риторики - дисциплины, тесно связанной с социологией речи и с политологией. Фрагменты результатов данного исследования были представлены читателям Независимой газеты. Для описания и сравнения особенностей речевого поведения героев нашего политического Олимпа исследователи выбрали несколько параметров. Я кратко расскажу только о трех главных.
Численное выражение первого из них называется индексом многословия . (Можно брать и обратную величину и называть ее индексом лаконичности.) Индекс многословия - это средний объем ответа политика на один вопрос интервьюера. Высчитывается, как и все прочие параметры, отдельно для каждого интервью, потом усредняется по всем интервью каждого политика. Измеряется в знаках (строках) текста.
Второй важнейший параметр речевого поведения политика в интервью - речевое лидерство. Индекс лидерства для текстов интервью в прессе получается простым суммированием величин двух второстепенных параметров - индекса тематической новизны и индекса оценки вопросов.
Исследования речевого поведения
человека, выполненные учеными англо-
Третий важнейший параметр
речевого поведения политиков - их
способность к коммуникативному
сотрудничеству, т.е. налаживанию и
поддержанию продуктивного
переформулирование в ответе вопроса партнера (журналиста) с уточнением;
повторы в ответе
слов и выражений,
На мой взгляд, здесь
не стоит проводить строгого разграничения
между чисто социологическими, политологическими,
психологическими, лингвистическими и
другими всевозможными
Контент-анализ начинается с выявления смысловых единиц, в качестве которых используют:
1)Понятия, выраженные в отдельных терминах. Это могут быть понятия из области экономики: формы собственности, приватизация, финансовая система, технический прогресс, оптимизация управления и др.; термины политического содержания; правящие круги и оппозиция, империализм или национализм, авторитаризм, демократия, международное сотрудничество, консенсус, конфликт интересов; нравственные или правовые символы: права человека, гуманизм, активность, инициативность, деловая предприимчивость, нарушение законности, преступность, коррупция; научные: модель, система, космическое пространство и т. п. Очевидно, что анализ текста по содержанию понятий несет немало важной социальной информации. Например, по частоте употребления понятий, связанных с наукой и новой техникой, можно определить, в какой мере источник информации ориентирован на научно-техническую модернизацию.
2)Тема, выраженная в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п. По тематике можно еще более полно представить содержание документа.
3)Имена исторических личностей, политиков, выдающихся ученых и деятелен искусства, организаторов производства, лидеров движений и партий, наименования общественных институтов, организации и учреждений.
Эти характеристики могут
свидетельствовать о влиянии
отдельных лиц или
4)Целостное общественное событие, официальный документ, факт, произведение, случай и т. п. несут специфическую смысловую нагрузку и тоже могут быть приняты за единицу анализа. Частота и длительность (во времени) упоминания общественного события или государственного решения - свидетельство его важности для общества.
5)Смысл апелляций к потенциальному адресату - пользователю рекламируемой продукции, или гражданину как возможному стороннику политического, иного движения. В коммерческой рекламе содержатся апелляции к возрастным когортам (например, «молодежь выбирает...»), социальному слою, активирующие разные потребности личности (здоровье, социальный статус...), нацеленные на мотивацию избежания опасности или достижение успеха и т. д. В политической рекламе, как правило, единицами анализа могут выступать апелляции к определенным ценностям (справедливости, разумности и, добру), к нравственным нормам и стремлениям обустроить жизнь лучшим образом и т.д.
Итак, смысловые единицы
анализа выделяются на основе содержания
гипотез исследования, подсказываются
методологическими посылками
Единицы счета могут и совпадать и не совпадать с единицами анализа. Контент-анализ текста может быть весьма многосторонним, причем одновременно используются несколько единиц анализа и несколько единиц счета.
Рассмотрим, как, например, фиксировалось содержание информации по проблемам международной жизни (центральные и местные газеты):
1)Частота информации определяется как частота упоминания данной страны или проблемы, указанных в разделе «в», частота положительных -отрицательных оценок (раздел «г») и частота описательно-оценочной информации (раздел «д»).
2)Объем информации фиксируется двумя единицами: по числу строк текста и по удельному весу информации о данной стране в общем объеме газетного текста.
3)Содержание сообщений о данной стране группируется в таких, например, смысловых единицах, как сообщения, касающиеся промышленности, сельского хозяйства, политического и общественного устройства, природных условий... быта и нравов... освободительной борьбы... внутриполитических акций... отношении к СССР и т. д. (всего 28 категорий).
4)Итак информации определяется как "положительное" и "отрицательное", "сбалансированное" и "нейтральное" отношения, что соответственно кодируется как +, --, ±, 0.
5)Тип и характер информации:
1. Фактографическая, содержащая сведения,
полученные из неопределенного источника
(источник не укалывается); 2. Комментаторская:
оценка фактов, свидетелем которых был
автор сообщения; 3. Комментаторская: оценки
фактов, свидетели которых не указываются;
4. Художественно-
Далее по каждому из этих
пунктов разрабатывается
Закодированный по детальной инструкции текст заносится в шифрованный лист и далее подвергается статистической обработке.
Процедуры подсчета. В общем виде процедуры подсчета при контент-анализе аналогичны стандартным приемам классификации по выделенным группировкам, ранжирования и шкального изменения. Например, изучая тематику газеты, мы произведем процентовку по сгруппированным смысловым единицам разного содержания. Можно предпринять перекрестную классификацию (содержание выдвигаемых идей, средства, предложенные для их осуществления, аргументы).
По такой таблице
Для исчисления результатов контент-анализа используются и специально разработанные формулы.
Так, А. Н. Алексеев предложил формулу оценки «удельного веса» смысловых категорий в общем объеме текста. Формула указывает на уровень интенсивности представленной в тексте определенной темы (или аргументации, способов обращения к читателю и т. д.). Эта формула:
Укс=Кгл+Квт/?(2Кгл+Квт)*100%.
Где Укс – «удельный вес» данной смысловой единицы; Кгл - число случаев, когда смысловая единица оказалась главной; Квт - число случаев, когда та же единица оказывается второстепенной; ? - сумма анализируемых текстов (документов).
Применяются также статистические расчеты доходчивости текста (терминов, предложений), его интересности для читателя и более сложные приемы изучения взаимосвязи распределений смысловых единиц .
Техника контент-анализа
находит широкое
Большой эффективности при
использовании контент-анализа
Применявшийся вначале для
изучения эффективности массовой пропаганды,
этот прием стал ныне сильным средством
анализа всевозможных официальных
и неофициальных документов. Контент-анализ
применяют также в практике изучения
писем, поступающих в различные
организации и органы управления,
в политологии, социальной психологии
и педагогике, в криминологии, искусствоведении,
этнографии и т. д. Крайне трудоемкие
процедуры обработки данных контент-анализа
существенно облегчаются
Информация о работе Контент-анализ его роль в социальных исследованиях