Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 23:01, курсовая работа
Культура не существует сама по себе, как брошка. Ее невозможно отстегнуть и показать как независимое явление или объект. Культура человека проявляется в его поведении, внешнем виде и в высказываниях.
Культура организации также проявляется во всех видах деятельности и в отношениях этой организации. Ей нельзя заниматься отдельно, ее просто отдельно не существует. Можно сесть и составить внутренние кодексы, правила поведения, стандарты отношений. Это нужное и полезное дело. Но к сожалению, корпоративную культуру высокого уровня на этом не создать.
В последнее время все чаще в прессе появляются публикации, в которых авторы размышляют о том, что такое корпоративная культура. Собственно, назвать это понятие новым, наверное, было бы не правильным, так как у любой организации со дня ее создания формируется своя особенная внутренняя атмосфера. Другое дело, что только недавно отечественные менеджеры осознали тот факт, что умелое управление корпоративной культурой – может стать серьезным конкурентным преимуществом компании.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие корпоративной культуры……………………………………10
1.1. Понятия корпоративной и организационной культуры…………10
1.2. История организации и ее культура………………………………...14
1.3. Организационная культура как система корпоративных правил…18
1.4. Организационная культура как аналог большой культуры……….19
1.5. Корпоративная культура как коллективное бессознательное…….22
1.6. Ограничения корпоративной культуры…………………………….24
2. Виды и индикаторы культуры……………………………………........26
2.1. Виды культуры организации...………………………………………26
2.2. Структура корпоративной культуры……………………………......29
2.3. Позитивная и негативная культура………………………………….31
Заключение…………..……………………………………………………36
Список использованной литературы……………………………………42
Характер
корпоративной культуры проявляется
через систему отношений: а) отношение
работников к своей профессионально-
Содержание корпоративной культуры определяется степенью личностной значимости профессионально-трудовой деятельности для 5ольшинства сотрудников.
Личностно-значимой является деятельность, посредством которой работник: а) реализует и развивает свои актуальные и потенциальные способности, важные лично дня него, исходя из общего контекста его индивидуальной жизнедеятельности: б) реализует субъектное (т.е. рефлексивное и практически преобразующее) отношение к действительности, отражающее специфически человеческий способ жизнедеятельности.
Позитивная корпоративная культура фиксирует ценность профессионально-трудовой деятельности как способа реализации ценности саморазвития и субъектности, а также ценность предприятия как условия реализации такого рода способа.
Негативная - отражает ситуацию, когда деятельность на конкретном предприятии в различной степени выгодна, однако, не ценна для сотрудника с точки зрения его саморазвития и самореализации.
Позитивная культура характеризуется следующим:
1.
Восприятием сотрудником себя
как субъекта, чья профессионально-трудовая
деятельность влияет на общую
результативность деятельности
предприятия и определяет
2.
Осознанным принятием личной
ответственности за общий
3.
Ориентацией сотрудника на
4.
Позитивной оценкой влияния
5. Ощущением взаимоадекватности личных и коллективных критериев собственной ценности. Успешность сотрудника в результате становится основанием и для самоуважения и для уважения со стороны коллег. Повышается эффективность делового взаимодействия, что является объективным условием установления доброжелательных межличностных отношений в коллективе.
Позитивная
корпоративная культура, ассимилирует
положительные мифы, основанные не
на манипулятивно-психологической пропаганде,
"разоблачение" которых существенно
ухудшает отношения работников к организации,
а отражающие реальное положение дел.
Мифы позитивной корпоративной культуры,
отражая тенденции развития сферы ценностей
организации ориентируют сотрудников
на построение соответствующих им моделей
поведения, реализация которых в деятельности
стимулирует эффективность деятельности
предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Корпоративная
культура – это совокупность поведенческих
характеристик, обязательных для организаций,
входящих в корпоративную структуру.
Корпоративная культура напрямую оказывает
воздействие на эффективность деятельности
организаций. Еще недавно утверждалось,
что в наших условиях к предпринимательству
невозможно подходить не только с
позиций подлинной
На
основании изученных
- неявное, невидимое и неформальное "сознание"
организации - образ мыслей, управленческая
культура (идеология управления, стили
руководства и решения руководителями
проблем, их поведение в целом), которая
определяет политику организации по отношению
к работникам, партнерам и клиентам;
-
набор поддерживаемых
-
внешнее выражение этих
-
определяемые этими нормами и
правилами постоянно
-
интегрирующие символы,
-
порождаемый всеми
Корпоративная
культура существует в любой организации
независимо от ее размеров и сферы
деятельности. Это объясняется тем,
что в любом сообществе есть свои
принципы, нормы, правила, порядки и
ритуалы, которыми руководствуются
члены группы. Иными словами, под
организационной культурой
Как и любая система, корпоративная культура состоит из определенных компонентов, которые отличаются друг от друга уровнем видимости и сложности.
Одной
из составляющих организационной культуры
является ее видимость. То есть то, что
можно увидеть, услышать или почувствовать
при наблюдении за группой с незнакомой
культурой: офисная среда и интерьер,
используемые технологии, продукты и
услуги, стиль общения, мифы и истории,
философия, корпоративные праздники
и церемонии. Однако, делать выводы
о качестве корпоративной культуры,
наблюдая лишь ее видимую часть - нельзя.
Для более глубокого понимания
необходимо рассмотреть следующий
ее элемент - разделяемые ценности.
Он содержит ценности и нормы, декларируемые
и исповедуемые коллективом компании.
К ним относят философию и
принципы работы, корпоративные ценности,
которые разделяются
Правильно
выбранные приоритеты являются важным
составляющим в формировании корпоративной
культуры. Так, например, одним из приоритетов
может стать русская пословица:
"не откладывай на завтра то, что
можно сделать сегодня". Если каждый
сотрудник будет следовать
И, наконец, завершающим компонентом корпоративной культуры выступают базовые принципы. К ним можно отнести суждения, верования установки, которые воспринимаются группой на подсознательном уровне и не подлежащие сомнению. Например, в корпоративную культуру одной из крупнейших компаний Америки "Intel" заложены следующие базовые принципы: уважение к человеку, его правам и достоинствам; предоставление потребителям услуг, отвечающих самым высоким требованиям; выпуск высококачественной продукции; выполнение обязательств перед акционерами; постоянное взаимодействие с поставщиками продукции и услуг.
Лидеры организации, топ-менеджеры, собственники оказывают наиболее сильное влияние на становление организационного климата. Без их участия, невозможно проводить какие бы то ни было изменения в корпоративной культуре. Внешняя среда компании также накладывает свой отпечаток на организационную культуру. Потребители, конкуренты, экономическая и политическая ситуация, государство - все эти факторы взаимодействуют друг с другом. Например, компания, работающая на рынке с высокой конкуренцией, определенно более чувствительна к изменениям и нуждам потребителей, чем какая-либо государственная монополия. Другим примером может стать розничный магазин, работающий в непосредственном контакте с потребителями и заинтересованный в изучении их запросов и потребностей. Его оппонентом выступает виртуальная торговая площадка, в функционировании которой преобладают автоматизация и программные решения, и полностью отсутствует личный контакт с покупателем. Особенности сферы бизнеса также не могут не повлиять на организационную культуру. В химической отрасли и в энергетике главное - безопасность. В секторе высоких технологий - инновации и быстрота, в торговле элитной одеждой - все для удовлетворения нужд клиентов. Национальные традиции оказывают огромное влияние на становление корпоративной культуры и на бизнес в целом. Японские компании широко практикуют групповое принятие решений и командную работу. Американцы, напротив всячески поощряют индивидуальность, способствуют развитие творческой инициативы у работников и приветствуют единоличное принятие решений.
Подводя
итог наиболее значимым факторам, влияющим
на формирование корпоративной культуры
можно выделить критерии, соответствие
которым свидетельствует о
Здесь
же надо отметить, что нет одного
общего рецепта изменения
Известно,
что фирмы с ярко выраженной корпоративной
культурой гораздо эффективнее
используют человеческие ресурсы. Корпоративная
культура – одно из самых эффективных
средств привлечения и мотивации сотрудников.
Как только человек удовлетворяет потребности
первого уровня (условно говоря, чисто
материальные), у него возникает потребность
в другом: положении в коллективе, общности
ценностей, нематериальной мотивации.
И здесь на первый план выходит корпоративная
культура. Так как организационная культура
формируется под воздействием многих
факторов и процессов, то ее изменение
требует проведения многочисленных преобразований
в различных областях компании - стратегии,
персонале, организационной структуре,
стиле управления, системе компенсаций
и т. д. И, наконец, нужно запастись терпением,
так как изменение корпоративной культуры
- процесс долгий и болезненный. Руководство
должно обладать решимостью и волей, чтобы
довести процесс изменений до конца.