Культура организации, ее содержание и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:31, курсовая работа

Описание

В курсовой работе поставлена цель - раскрыть понятие, структуру, содержание организационной культуры.
В задачи работы входит:
1. Выявить факторы оказывающие влияние на формирование содержания организационной культуры.
2. Раскрыть методы поддержания организационной культуры.

Содержание

Глава 1. КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА

1.1. Понятие «культура организации»…………………………………….4стр

1.2. Аналитический подход к организационной культуре……………….7стр

1.3. Структура организационной культуры………………………………14стр

1.4. Содержание организационной культуры…………………………….16стр

1.5. Формирование организационной культуры…………………………18стр

Глава 2. ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МДОУ ДС №4 с. Домна.
2.1.Общая характеристика МДОУ ДС №4 с Домна……………………...23стр
2.2 Организационная культура М ДОУ ДС №4 с. Домна………………24стр
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..28стр
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….29стр

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по теории организации.docx

— 199.85 Кб (Скачать документ)

Рядом  с детским садом находятся  социально значимые объекты: МОУ СОШ

с. Домна, почта, больница. 

Площадь территории детского сада составляет 3800 кв. метров, территория огорожена, по периметру высажены зеленые насаждения. На территории расположены 5 прогулочных участков. Участки оснащены  стационарным игровым оборудованием. На территории  имеется хозяйственная зона. В летнее время года высаживается  огород,  разбиваются клумбы и цветники.

В МДОУ ДС №4  функционирует 4группы.

Предметно-развивающая среда в  ДОУ  создана согласно стандарту программы «Детство». В развивающем пространстве детского сада есть музыкальный   зал, логопедический кабинет, спортивно- музыкальный зал.  Групповые оснащены игровым оборудованием согласно требованиям программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2.2. Организационная культура МДОУ ДС №4 с. Домна

 

Управление  формированием и развитием организационной  культуры образовательного учреждения, в том числе и дошкольного учреждения, служит определяющим фактором эффективного воспитательно-образовательного процесса, детерминирует его высокие результаты. Ибо организационная культура любого образовательного учреждения влияет на протекающий в нем воспитательный процесс.

МДОУ ДС №4 с. Домна имеет характерную для многих ДОУ Российской Федерации линейно-функциональную организационную структуру (см. Рис. №1 « схема структуры руководства МДОУ ДС№4»), систему управления (см. Рис. №2 « схема системы управления ДОУ»). Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 с. Домна представляет собой современное дошкольное образовательное учреждение со свойственной ей определенной организационной культурой.

 

                                    

                                     

 

                                    Рис № 1(схема структуры руководства МДОУ ДС№4)

 

 

 

                                                        

                                                       

                                                   Рис №2 (схема системы управления ДОУ)

 

Основными составляющими  организационной культуры МДОУ являются: символы, ( см. Приложение №1) герои организации, ритуалы, язык организации, убеждения, философия, профессиональные и общечеловеческие ценности, нормы и правила поведения, социально-психологический климат, выполняющие в своей совокупности ряд важных функций.

Согласно  программе развития МДОУ ДС №4 с. Домна, миссия детского сада заключается в обеспечение развития личности ребёнка способного адаптироваться к условиям в современном обществе.

В процессе реализации Программы развития детского сада на 2009-2014 годы в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения предполагается создание условий для полноценного развития детей и выполнение государственного стандарта дошкольного образования, повышение уровня профессионального мастерства специалистов МДОУ.

При этом базовыми ценностями развития МДОУ в ближайшие пять лет должны стать качество, творчество, инновационность, здоровьесбережение .

По наблюдению за поведением и беседе с представителями  администрации, в том числе с заведующей МДОУ Пастушенко Галиной Николаевной, рядовыми сотрудниками, можно констатировать, что ведущий тип организационной культуры – командная культура, суть которого заключается в компетентностном (деятельностном) подходе в деятельности всех участников воспитательно - образовательного процесса, – согласуется с объявленной миссией. Однако базовые ценности призванными быть доминантными в течение пяти ближайших лет, что также подтверждается результатами наблюдений и бесед, отражают весомую долю и других типов культур в данном дошкольном образовательном учреждении.

Между тем анализ объективных данных: оценка психологического климата в  педагогическом коллективе по карте-схеме  Лутошкина,(см. Приложение №3) показывает, что психологический климат в педагогическом коллективе в МДОУ ДС №4 преобладает  благоприятный. ( см. таблицу № 1)

 

Результаты  анкетирования по анкете №2.                          Таблица №1

 

       

      Положительные  особенности

 

      Отрицательные  особенности


 

 

        +1

 

        +2

 

       +3

 

      0

 

      -1

 

       -2

 

   -3

 

       30

 

       62

 

       50

 

     29

 

       36

 

      26

 

   4

 

                   142 балла

 

 

                     66 балла


 

 

 

Более того, опрос (анкетирование) по методике О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто по изучению социально-психологического климата в коллективе  (см Приложение №2 и таблицу №2)

 

Результаты анкетирования по анкете №1                                        Таблица №2

 

 

Участники опроса

 

Эмоциональный компонент

 

Когнитивный компонент

 

Поведенческий компонент

                         1

+

+

+

                         2

+

+

+

        3

+

-

+

       4

-

+

+

                         5

+

-

+

                         6

+

+

-

                         7

+

+

-

                         8

+

+

-

                         9

+

-

-

                        10

+

-

+

                        11

+

-

+

 

0,81

0,09

0,27


 

 

Эмоциональный компонент  0,81 (+0,33до +1) характеризуется  как положительное в целом благоприятный.

Когнитивный компонент 0,09 (-0,33до +0,33) характеризуется  как противоречивые отношения.

Поведенческий компонент 0,27 (-0,33 до +0,33) характеризуется  как противоречивые отношения.

 Результаты анкетирования свидетельствует о том что когнетивный и поведенческий компонент носит противоричивый , неустоичивый характер. В коллективе нет сплаченности, коллектив пассивен, инертен. У заведующей МДОУ ДС №4, хотя и превалирует коллегиальный подход к работе, весомую роль также играет директивный компонент в управленческой деятельности.

Хотя в  самой администрации наблюдается  заметная сплоченность вокруг заведующей  детского сада. Все заместители имеют небольшую долю директивной компоненты в принятии управленческих решений.

Создание  и развитие благоприятного эмоционального фона для более полного осознания  и понимания управленческих решений руководства МДОУ требует эффективной совместной работы ее администрации и педагогического коллектива, основанной на совершенствовании методов и стиля руководства, коллективном обсуждении возможных решений, улучшении неофициальных взаимоотношений и личных контактов в результате коллективных вечеров, экскурсий. Существует необходимость в более тщательном управлении корпоративной культурой педагогического коллектива. Кроме использования традиционных форм взаимодействия администрации и персонала (педагогические советы, конференции) и осуществления основных механизмов самореализации (школы молодого педагога и т.д.), необходимо внедрять и применять различные групповые и коллективные технологии (тренинги командообразования, корпоративную проектную деятельность, кейс-методы, ролевые и деловые игры)

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

                                             

                                                 Заключение

 

Организационная культура образовательного учреждения представляет собой инструмент управления поведением сотрудников образовательного учреждения и вместе с этим педагогическим коллективом в целом. Используя  этот управленческий инструмент, руководитель образовательного учреждения формирует  определенную модель поведения педагогов, поддерживает доминирование определенного  типа культуры в своей организации, повышает и использует его позитивный потенциал. Организационная культура образовательного учреждения есть система  формальных и неформальных элементов (уровней, частей). Основными составляющими  организационной культуры образовательного учреждения являются: символы, герои  организации, ритуалы, язык организации, убеждения, философия, профессиональные и общечеловеческие ценности, нормы  и правила поведения, социально-психологический  климат. В своей совокупности названные  элементы, компоненты выполняют ряд  важных функций, в том числе интегрирующую, адаптирующую, формирующую, стимулирующую, нормативную функции.

Между тем  в своей управленческой деятельности руководитель образовательного учреждения, так или иначе, сталкивается не только зримым пластом организационной  культуры, но и некой скрытой реальностью. Руководитель образовательного учреждения, особенно если он является недавно назначенным, имеет дело не только материальными аспектами организационной культуры своего образовательного учреждения (артефактами), то есть всем тем, что можно увидеть, услышать, пощупать, но и некими скрытыми компонентами культуры образовательного учреждения. Именно управление этими внешне не воспринимаемыми аспектами культуры организации образования: нормами и правилами поведения, ценностями, традициями, психологическим климатом педагогического коллектива, подлинно и обеспечивает успешное управление корпоративной культурой образовательной структуры.

Эффективное управление организационной культурой  образовательного учреждения через  скрытые компоненты представляет собой  осознанный и целенаправленный многоэтапный процесс по формированию и развитию организационной культуры образовательного учреждения посредством коррекции  норм и правил поведения, ценностей, традиций, психологического климата  педагогического коллектива.

 

 

 

 

 

                                          

                                           

                        Список использованной литературы :

 

1. Басенко В.П., Жуков Б.М. , Романов А.А.

Организационное поведение: современные аспекты  трудовых отношений. Учебное пособие. 2009 г

2. Лутошкин А.Н. Психологический климат первичного производственного коллектива. Кострома, 1998.

3. Менеджмент  О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 4-е изд., перераб. и доп. 2006. 530 c

4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., “Дело”, 1992.

5. Гапоненко А.Л.. Теория управления, 2003

6. А.Н. Асаул, М. А. Асаул, П. Ю. Ерофеев, М. П. Ерофеев

Культура  организации: проблемы формирования и управления 2006г.

7. Интернет ресурсы: www.psyfiles.ru

8. www.financemanages.ru


Информация о работе Культура организации, ее содержание и структура