Методы и формы управления в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 21:19, реферат

Описание

Цель данной работы: изучить основные методы и формы управления в организации и показать значимость их изучения.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
1. дать характеристику таким методам управления в организации, как административные, экономические и социально-психологические;
2. выявить основные особенности форм управления в организации (бюрократической, коллективистской, рыночной, демократической, диалоговой).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Методы управления……………………………………………………………...4
1.1. Административные методы управления……………………………....5
1.2. Экономические методы управления…………………………………...7
1.3. Социально-психологические методы управления…………………….9
2. Формы управления………………………………………………………………12
2.1. Бюрократическая форма управления…………………………………12
2.2. Коллективистская форма управления………………………………...13
2.3. Рыночная форма управления…………………………………………..14
2.4. Демократическая форма управления………………………………….14
2.5. Диалоговая форма управления………………………………………...15
Заключение………………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………………………………………...18

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………….3 

1. Методы управления……………………………………………………………...4

           1.1. Административные методы управления……………………………....5

           1.2. Экономические методы управления…………………………………...7

           1.3. Социально-психологические методы управления…………………….9

2. Формы управления………………………………………………………………12

           2.1. Бюрократическая форма управления…………………………………12

           2.2. Коллективистская форма управления………………………………...13

           2.3. Рыночная форма управления…………………………………………..14

           2.4. Демократическая форма управления………………………………….14

           2.5. Диалоговая форма управления………………………………………...15 

Заключение………………………………………………………………………….16 

Список использованной литературы……………………………………………...18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

   В самом общем виде управление  предстает как определенный тип  взаимодействия, существующий между  двумя субъектами, один из которых  находится в позиции субъекта  управления, а второй – в позиции  объекта управления. Для осуществления  такого взаимодействия в организации определены специальные методы управления – совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей.

   Так же важным процессом в  управлении является принятие решений. В зависимости от того, как принимаются и каким способом реализуются управленческие решения, выделяют различные формы управления в организации.

   Актуальность данной темы объясняется тем, что эффективное управление признаётся сегодня важнейшим фактором конкурентоспособности предприятий и достижение ими экономического успеха, а для успешного управления в организации необходимо знать методы управления и умело применять их на практике, необходимо уметь правильно определять  форму (тип) управления, наиболее подходящую  в данной организации.

  Цель данной работы: изучить основные методы и формы управления в организации и показать значимость их изучения.

  Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:

  1. дать характеристику таким методам управления в организации, как  административные, экономические и социально-психологические;
  2. выявить основные особенности форм управления в организации (бюрократической, коллективистской, рыночной, демократической, диалоговой).
 
 

1. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ 

    Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.     

    Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. Метод управления характеризует законченный акт воздействия на объект управления.

    В практике управления, как правило,  одновременно применяют различные  методы и их сочетания. Так  или иначе, но все методы  управления органически дополняют  друг  друга и находятся в  постоянном динамическом равновесии.   

    Все методы управления направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности – на персонал организаций.

   При переходе к рынку происходит  медленный отход от иерархического  управления, жёсткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительской власти к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности, базирующимся на экономических методах. Поэтому необходима разработка принципиально новых подходов к приоритету ценностей. Главное внутри предприятия – работники, а за пределами – потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициатору, а не к бездумному исполнителю. Перейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности. Иерархия отойдёт на второй план, уступая место культуре и рынку.

   В системе методов управления  персоналом выделяют:

  1. Административные методы;
  2. Экономические методы;
  3. Социально-психологические методы.        

  Рассмотрим  более подробно каждый метод  в отдельности.

1.1. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ 

    Административные методы являются  способом осуществления управленческих  воздействий и базируются на  власти, дисциплине и взысканиях.

    Административные методы ориентированы  на такие мотивы поведения,  как осознанная необходимость  дисциплины труда, чувство долга,  стремление человека трудиться  в определённой организации и  т.п. Эти методы воздействия  отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

    Для административных методов  характерно их соответствие правовым  нормам, действующим на определённом  уровне управления, а также актам  и распоряжениям вышестоящих  органов управления.

    Различают пять основных способов  административного воздействия:  организационные воздействия, распорядительные  воздействия, материальная ответственность  и взыскания, дисциплинарная ответственность  и взыскания, административная ответственность.

    Организационные воздействия основаны  на подготовке и утверждении  внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность  персонала конкретного предприятия.  К ним относятся устав предприятия  или организации, коллективный  договор между администрацией и трудовым коллективом, правила внутреннего трудового распорядка, организационная структура управления, штатное расписание предприятия, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест. Эти документы (кроме устава) могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия. Эти документы обязательны для всех сотрудников, и их несоблюдение влечёт за собой применение дисциплинарных взысканий.   

     На предприятии, где имеет место высокий уровень организационных воздействий, доведённых до стандарта предприятия и регламентов управления, и высокая трудовая и исполнительская дисциплина, значительно снижается надобность в применении распорядительных воздействий. С другой стороны, реализация организационных воздействий в значительной степени зависит от менталитета работников, их желания неукоснительно соблюдать инструкции и работать по правилам, утверждённым администрацией.1

    Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путём прямого административного регулирования. К известным способам распорядительного воздействия следует отнести приказы, распоряжения, указания, целевое планирование, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения.

    Наиболее категоричной формой  распорядительного воздействия  является приказ. Он обязывает подчинённых точно выполнить принятое решение в установленные сроки, а его неисполнение влечёт за собой соответствующую санкцию.

    Дисциплинарная ответственность  и взыскания применяются в  случае нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное  неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником. Невыполнение работником трудовых обязанностей существует тогда, когда доказана его личная вина и он действовал умышленно и неосторожно. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем предприятия, а также другими должностными лицами, которым делегированы в установленном  законном порядке соответствующие права. 2

    Материальная ответственность возлагается  на работников за ущерб, причинённый предприятию, с которым они состоят в трудовых отношениях. Чаще всего к видам ущерба, который необходимо возмещать, относятся следующие случаи: уничтожение или порча имущества по небрежности рабочего; утрата документов, оборудования; вынужденный простой на предприятии по вине работника и др. Материальная ответственность может быть полной и ограниченной, индивидуальной и коллективной.

    Административная ответственность  и взыскания применяются в  случаях совершения административных  правонарушений. Различают такие виды административного взыскания, как предупреждения, штрафы, административный арест, исправительные работы, конфискация или возмездное изъятие предметов.

    Административные методы управления  являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления. Идеальным условием их эффективности является высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления. Это особенно актуально в больших многоуровневых системах управления, к которым относятся крупные предприятия. 

1.2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ 

Экономические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Такими методами осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников; они основаны на использовании экономического механизма.3

    Оплата труда является основным  мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. Она обеспечивает связь между результатами труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Устанавливая должностные оклады для служащих и тарифные ставки для рабочих, руководство предприятия определяет нормативную стоимость рабочей силы с учётом средних затрат труда при его нормальной продолжительности.

    Дополнительная заработная плата  позволяет учесть сложность и  квалификацию труда, совмещение  профессий, сверхнормативную работу, социальные гарантии предприятия в случае беременности или обучения сотрудников и др. Вознаграждение определяет индивидуальный вклад работников в конечные результаты производства в конкретные периоды времени. Премия напрямую связывает результаты труда каждого подразделения и работника с главным экономическим критерием предприятия – прибылью.

    Руководитель предприятия может  с помощью перечисленных компонентов  оплаты труда регулировать материальную  заинтересованность работников, применять различные системы оплаты труда – сдельную или повременную, формировать материальные и духовные потребности работников и обеспечивать рост их жизненного уровня.

        В качестве примера проявления  экономических методов управления  персонала также можно привести следующее:

  1. Субсидирование персонала. Многие компании имеют субсидированные столовые и рестораны для своего персонала. Это может быть невозможно для малого бизнеса в финансовом отношении, но можно рассмотреть возможность установки автоматов для продажи горячих напитков и лёгкой закуски и предложить талоны на завтрак.
  2. Товары со скидкой. Большинство бизнесменов позволяют приобретать своим работником товары и услуги фирмы со скидкой от 10% и выше. Всегда следует предоставлять своим работникам большие скидки. Это позволит увеличить лояльность персонала.
  3. Ссуды. Некоторые работодатели дают своим работникам беспроцентные ссуды  или ссуды с низким процентом на различные цели (например, для переезда).
  4. Частное страхование здоровья. Некоторые фирмы производят частное страхование здоровья своих работников. Многие из этих работников будут чувствовать себя спокойнее и увереннее, зная, что о них позаботятся, если они заболеют. Быстрая медицинская помощь работникам также будет приносить пользу – работник скорее возвратится на работу и будет готов выполнять свои обязанности.

Информация о работе Методы и формы управления в организации