Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 21:19, реферат
Цель данной работы: изучить основные методы и формы управления в организации и показать значимость их изучения.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
1. дать характеристику таким методам управления в организации, как административные, экономические и социально-психологические;
2. выявить основные особенности форм управления в организации (бюрократической, коллективистской, рыночной, демократической, диалоговой).
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Методы управления……………………………………………………………...4
1.1. Административные методы управления……………………………....5
1.2. Экономические методы управления…………………………………...7
1.3. Социально-психологические методы управления…………………….9
2. Формы управления………………………………………………………………12
2.1. Бюрократическая форма управления…………………………………12
2.2. Коллективистская форма управления………………………………...13
2.3. Рыночная форма управления…………………………………………..14
2.4. Демократическая форма управления………………………………….14
2.5. Диалоговая форма управления………………………………………...15
Заключение………………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………………………………………...18
Также руководители через
Итак, экономические методы
1.3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
Социально-психологические методы – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности.
Социально-психологические методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека. Искусство управления людьми заключается в дозированном и дифференцированном применении тех или иных приёмов.
Нестабильность экономического состояния предприятия, финансовые трудности, несвоевременная выплата заработной платы, длительные простои, конечно, не способствуют поддержанию хорошего социально-психологического климата, т.к. руководитель значительно больше времени вынужден уделять не человеческому общению и функциям управления персоналом, а непосредственно производству, маркетингу, финансам, т.е. другим функциям.
Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.4
Примером социально-
Владелец малого бизнеса может сохранить своих работников и сделать их довольными, например, создав благоприятную рабочую обстановку. Следует продумать, достаточны ли отопление, вентиляция, освещение? Работники будут недовольны, если они должны работать в жарком, душном помещении. Также необходимо подумать о планировке помещения: имеет ли каждый работник своё собственное рабочее место, является ли оборудование офиса современным и лёгким в эксплуатации, могут ли работники удобно сидеть за своими столами на стульях, которые не будут вызывать болей в спине и т.д. Особенно надо подумать о рабочей обстановке, если на предприятии работают инвалиды. Для слепых и слабовидящих работников необходимо, чтобы коридоры и проходы не имели препятствий. Для работников с ослабленным зрением письменные документы должны быть увеличены с помощью ксерокса, любые знаки и объявления написаны ясно и четко.
Глухие или слабослышащие
Если рассмотреть опыт зарубежных стран в управлении персоналом предприятия, то японский стиль управления кадрами отличает проявление уважения к человеку, формирующееся за счёт системы пожизненного найма, незначительной дифференциации продвижения по службе, а также систематического обучения и вовлечения персонала в управление. Система пожизненного найма ценна созданием у персонала ощущения того, что «все в одной лодке». При этом для персонала существует много возможностей продвижения наверх и повышения заработной платы. Но дифференциация работников незначительна, поэтому они считают добросовестную работу выгодной. С другой стороны, акцент на обучение и расширение возможностей участия в управлении улучшает понимание роли своего труда. Эти факторы приводят к высокой производительности, восприимчивости к нововведениям и, в конечном счёте, к высокой конкурентоспособности на мировых рынках.
2. ФОРМЫ
УПРАВЛЕНИЯ
Форма (тип) управления — это
характеристика того, как принимаются
и каким способом реализуются
(рычаг управления) управленческие
решения. Формы управления, конечно,
должны соответствовать
Различают пять форм (типов) управления:
• бюрократическая,
• коллективистская,
• рыночная,
• демократическая,
• диалоговая.
2.1. БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ
ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ
Бюрократический тип
Главным в бюрократическом управлении
является «должность», а не «человек»
с его индивидуальностью. В результате
организация, использующая бюрократический
тип управления, становится «жесткой»,
ее развитие возможно исключительно благодаря
мероприятиям, проводимым извне. Кроме
того, функциональная специализация элементов
бюрократического типа характеризуется
неравномерностью и различной скоростью
изменений в своем развитии, что приводит
к противоречиям между отдельными частями
организации, к несогласованности их действий
и интересов.
2.2. КОЛЛЕКТИВИСТСКАЯ
ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ
Коллективистская
2.3. РЫНОЧНЫЙ
ТИП УПРАВЛЕНИЯ
Следующий тип характеризуется рыночной
управленческой формой. При ее использовании
решения принимаются в соответствии с
законами рынка, и рынок является основным
мерилом их эффективности. Главным рычагом
воздействия на персонал служат деньги,
что вполне соответствует рассмотрению
персонала как субъектов рынка труда.
Руководитель будет казаться сильным,
эффективным, если он сможет обеспечить
своим сотрудникам вознаграждение, соответствующее
затраченным силам, более выгодные финансовые
условия, чем другой руководитель. Такая
управленческая форма соответствует предпринимательской
организационной культуре, в которой существуют,
как правило, активные сотрудники, ориентированные
на такое повышение в должности, которое
будет сопряжено с увеличением ответственности,
объема выполняемой работы, и соответствующий
рост уровня вознаграждения.
2.4. ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ
ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ
Относительно новый тип
2.5. ДИАЛОГОВАЯ
ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ
В последнее время
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов. Методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
В системе методов управления персоналом выделяют: административные методы; экономические методы; социально-психологические методы. Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как «метод кнута». Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов производства и по способам воздействия известны как «метод пряника». Социально-психологические методы базируются на способах мотивации и морального воздействия на людей и известны как «метод убеждения».
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Все методы управления органически дополняют друг друга и находятся в постоянном динамическом равновесии.
Важным процессом в управлении является принятие решений. В зависимости от того, как принимаются и каким способом реализуются управленческие решения, выделяют различные формы управления в организации. Различают пять форм (типов) управления: бюрократическая, коллективистская, рыночная, демократическая, диалоговая.
Главным в бюрократическом управлении является «должность», а не «человек» с его индивидуальностью. В результате организация, использующая бюрократический тип управления, становится «жесткой». Коллективистская управленческая форма предполагает единоличное принятие решений лидером коллектива, его вождем. Главный рычаг управления в этом случае — авторитет руководителя. При использовании рыночной формы управления решения принимаются в соответствии с законами рынка, и рынок является основным мерилом их эффективности. Демократическая форма управления связана с использованием закона как главного рычага управления. Но эти законы должны быть демократическими и обеспечивать как достижение интересов законопослушного большинства, так и соблюдение законных прав меньшинства. Для диалоговой формы управления характерна распределенность управленческих функций, которые могут быть эффективно реализованы только при равноправном участии всех субъектов управления. Основная ее особенность — использование в качестве главного рычага управления — знаний.
Форма управления должна соответствовать
культуре организации, следовательно,
особенностям персонала, который в ней
работает.