Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:31, курсовая работа
Сегодня система управления персоналом немыслима без такой важной составляющей, как мотивация труда. Наибольшая результативность организации достигается, только в том случае, если работники заинтересованы в результатах своего труда.
Каждое предприятие, серьезно относящееся к вопросам управления персоналом, или, по крайней мере, планирующее свой завтрашний день, старается разработать собственную систему мотивации труда персонала.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы мотивации и результативности организации
1.1 Понятие мотивации, теории мотивации………………………………4
1.2 Роль мотивации в управлении………………………………………..12
1.3 Мотивация как функция процесса управления……………………..13
2. Практическое применение знаний о мотивации персонала
2.1 Основные факторы хорошо мотивирующей работы……………….14
2.2 Причины пассивности работников…………………………………..22
2.3 Результативность труда сотрудников организации………………...24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………27
Тема: «Мотивация и результативность организации»
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы мотивации и результативности организации
1.1 Понятие мотивации, теории мотивации………………………………4
1.2 Роль мотивации в управлении………………………………………..12
1.3 Мотивация как функция процесса управления……………………..13
2. Практическое применение знаний о мотивации персонала
2.1 Основные факторы хорошо мотивирующей работы……………….14
2.2 Причины пассивности работников…………………………………..22
2.3 Результативность труда сотрудников организации………………...24
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Сегодня система управления персоналом немыслима без такой важной составляющей, как мотивация труда. Наибольшая результативность организации достигается, только в том случае, если работники заинтересованы в результатах своего труда.
Каждое предприятие, серьезно относящееся к вопросам управления персоналом, или, по крайней мере, планирующее свой завтрашний день, старается разработать собственную систему мотивации труда персонала.
Успешная работа любой организации складывается из таких факторов, как слаженные взаимодействия сотрудников и начальства. При этом наибольшая часть ответственности за это лежит на плечах руководства. Здесь в ход должны идти все возможные методы и средства, способные дать работникам организации ощущение хорошего начальника и любимой работы. Именно от этих психологических категорий будет конечный результат выполняемых действий.
Проблема мотивации достаточно сложна и характеризуется значительным разнообразием подходов к изучению, её аспектов, а также поддержанию и обеспечению ее функциональных свойств. Наиболее полное отражение она получила в трудах психологов и специалистов по менеджменту.
Следует отметить, что неправильная формулировка результата приводит к разработке неправильной системы контроля качества и сводит на нет всю работу людей. Не говоря уже о компании с несколькими десятками сотрудников- при неправильном определении целей персонал будет работать на износ, но эффект будет мизерный. И какая бы система мотивации ни внедрялась руководством, она ничего не исправит. Более того, она будет способствовать разрушению компании.
При правильной мотивации сотрудники зарабатывают для организации больше денег, предприятие не расходует средства на поиск и подбор персонала, а затраты на работников становятся рентабельными инвестициями.
1. Теоретические основы мотивации и результативности организации
1.1 Понятие мотивации, теории мотивации.
Мотивация - это процесс побуждения человека к определённой деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов.
Мотивация является базовым процессом для управления поведением человека на рабочем месте. Мотивацию не следует отождествлять с поведением, так как одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами, более того, одни и те же мотивы по-разному будут действовать на разных людей.
«Мотивация» понимается как совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенной деятельности, задают ее границы и формы, придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Силы, о которых упоминалось выше, находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки. При этом различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию, на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.
С помощью мотивации менеджер побуждает других людей работать для достижения целей организации, тем самым, удовлетворяя их личные желания. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.
Мотивация трудовой деятельности- совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к трудовой деятельности и придающей этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
В некотором смысле развитие мотивации приводит к повышению производительности деятельности не в меньшей мере, чем технологическое перевооружение. Поведение определяется взаимодействием различных внутренних и внешних побудительных сил. Внутренние побудительные силы: потребности, интересы, желания, стремления; ценности, ценностные ориентации, идеалы; мотивы. Внешние побудительные силы (воздействие на работников с целью изменить поведение): принуждение; убеждение; стимулирование.
Процесс мотивации- это процесс формирования, функционирования внутренних побудительных сил, определяющих трудовое поведение.
Мотив - это феномен сознания, это осознанное индивидом побуждение к деятельности.
Стимул- целенаправленное воздействие на мотивы, внешнее по отношению к индивиду.
Мотивация складывается из трех взаимодействующих и взаимозависимых элементов: потребности - побуждения - вознаграждения.
Потребность выражается в ощущении потери или лишения, недостатка чего-то важного. Мотивы, или побуждения, индивидуальные внутренние движущие силы, которые побуждают каждого из нас вести себя по-своему. Вознаграждения замыкают цепочку и, если это удается, приводят нас в состояние удовлетворенности.
Современный менеджмент располагает богатейшим набором инструментов воздействия на работника. Среди современных способов мотивации выделяются:
- нормативная мотивация - побуждение человека к определенным действиям или поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т.п.;
- принудительная мотивация, т.е. использование властных полномочий с угрозой снижения уровня удовлетворения потребностей работника, при невыполнении им соответствующих требований ("кнут");
- стимулирование, т.е. воздействие не на личность непосредственно, а на внешние обстоятельства с помощью ожиданий благ, побуждающих работника к определенному поведению ("пряник").
Экономическая функция выражается в том, что мотивация содействует повышению эффективности производства, которое выражается в повышении производительности труда и качества продукции.
Основой производительности труда служит его мотивация. От правильного подхода к системе мотивации зависит труд работника, а значит, и прибыль организации в конечном итоге.
Мотивационные теории.
1. Содержательные теории мотивации основаны на идентификации внутренних побуждений, заставляющих человека поступать определенным образом. Эти теории связаны с изучением человеческих потребностей и механизма влияния на них в процессе мотивации. При этом под потребностью понимается физиологическое или психологическое ощущение человеком недостатка чего-либо. Потребность невозможно непосредственно наблюдать, но о ее существовании можно судить по тому, что делает человек, поскольку именно потребности во многом определяют поведение людей.
2. Согласно процессуальным теориям мотивации поведение человека - это результат его восприятия окружающего мира и ожиданий, связанных с конкретной ситуацией и возможных последствий его поступков. В основе этих теорий лежит исследование трудового поведения работников, механизма распределения их усилий в процессе достижения различных целей. Сторонники этих теорий не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими.
3. Сторонники теорий отношений считают, что механизм стимулирования персонала определяется, в основном, отношением руководителя к природе человека, к его потребностям и устремлениям.
В настоящее время можно говорить о том, что классической мотивационной теорией является теория потребностей Абрахама Маслоу. Все человеческие потребности А. Маслоу разделил на 5 категорий:
- физиологические, удовлетворяя которые человек получает возможность выжить, - это потребности в еде, одежде, жилище;
- в безопасности и уверенности в будущем, включающие, во-первых, потребности в защите от физического и психологического нападения окружающих и, во-вторых, потребности в уверенности, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем;
- социальные - это потребности ощущать себя членом какой-либо человеческой общности, иметь социальные контакты, ощущать привязанность и поддержку;
- в уважении - это потребность в признании личных качеств и достижений;
- в самовыражении, то есть потребность в реализации своих потенциальных возможностей, в личностном росте.
Суть теории А. Маслоу может быть изложена в двух основных положениях.
1. Если у человека существуют две потребности разных уровней, то доминирующей, то есть определяющей его поведение, будет потребность более низкого уровня.
2. Физиологические потребности и потребности безопасности являются первичными, то есть врожденными, или потребностями низших уровней. Поскольку они определены с рождения, то они не меняются в течение человеческой жизни, и поэтому их в принципе можно удовлетворить. Социальные потребности, потребности в уважении и самовыражении являются вторичными, то есть приобретенными, или потребностями высших уровней. Поскольку они являются приобретенными, то они развиваются вместе с человеком, поэтому они никогда не могут быть полностью удовлетворены и мотивация через них бесконечна.
Следствием этих положений является достаточно простой практический вывод: руководитель, заинтересованный в росте результативности своих подчиненных, должен заботиться не только об удовлетворении имеющихся у них потребностей, но и о развитии этих потребностей.
Иной подход к классификации потребностей высших уровней предложил Дэвид Мак-Клелланд в работе "Два лица власти" в 1970 г. Он выделил потребности власти, успеха и причастности.
Потребности власти выражается в желании воздействовать на других людей. Человек с этой потребностью чаще проявляет себя как энергичный, не боящийся конфронтации, стремящийся отстаивать собственную позицию. Он хороший оратор и требует к себе повышенного внимания со стороны других. Руководящие должности привлекает людей с потребностью власти.
Потребность успеха удовлетворяется не провозглашением и признанием успеха, а процессом доведения работы до успешного завершения. Люди с потребностью успеха предпочитают иметь дело с проблемами, при решении которых они могут взять ответственность на себя, но сами проблемы должны быть реально разрешимы, а поощрение за достигнутый результат - конкретным и ощутимым.
Потребность причастности по сути совпадает с социальной потребностью теории А. Маслоу.
Дальнейшее развитие теории потребностей было предложено Клейтоном Альдерфером в 1972 г. в работе "Существование, причастность и рост: человеческие потребности в организации". К. Альдерфер выделил три уровня потребностей:
E (existence) - потребности существования, то есть потребности, связанные с выживанием и воспроизводством человека;
R (relatedness) - потребности причастности, которые могут быть удовлетворены за счет общения с другими людьми и за счет ощущения уважения с их стороны;
G (growth) - потребности личностного роста, например потребности в приобретении новых знаний и в самоуважении.
К. Альдерфер, в отличие от А. Маслоу, считал, что, несмотря на иерархичность, потребности разных уровней могут в одинаковой степени и одновременно влиять на поведение человека. Более того, неудовлетворенность какой-либо потребности может компенсироваться более полным удовлетворением другой потребности. Данное положение очень важно для руководителей, стремящихся мотивировать своих сотрудников: если выполняемая работа не позволяет удовлетворить потребности роста, то более важными становятся социальные потребности, а если не могут реализоваться и они, то усиливаются потребности существования. Верно и обратное: человек может соглашаться с относительно небольшим материальным вознаграждением, если выполняемая работа позволяет ему иметь широкие социальные контакты или способствует удовлетворению потребности роста.
Двухфакторная теория мотивации была предложена Фредериком Герцбергом в 1959 г. в работе "Мотивация на работе". Эта теория по своей сути является эмпирической, то есть результатом обработки большого количества экспериментальных данных.
Согласно теории Ф. Герцберга все факторы, влияющие на удовлетворенность человека работой, могут быть разделены на две группы:
- факторы-мотиваторы, определяющие удовлетворенность работой;
- гигиенические факторы, или факторы контекста, определяющие неудовлетворенность человека своей работой.
К факторам-мотиваторам относятся:
· возможность достижения и признание успеха;
Информация о работе Мотивация и результативность организации