В отличии от функций задачи
всегда имеют субъективный характер,
т.е. результат их решения зависит от
уровня образования, опыта работы и личных
качеств субъекта управления. Функции
всегда первичны, а организационные структуры
по их реализации – вторичны.
Рассмотрим
организационные принципы управления15.
- Принцип плавности
в условиях перехода к рыночной экономике
выражается в разработке различных программ
развития хозяйства, прогнозировании
результатов региональных программ, расчётах
по наиболее эффективному использованию
трудовых, материальных и финансовых ресурсов,
определении приоритетных целей и задач.
- Принцип объективности
требует анализа и учёта фактического
состояния и развития процессов и явлений,
условий, существующих в социальной среде,
влияния демографических и других факторов,
а также закономерностей взаимодействия
общества с природной средой в целях реализации
оптимального управления.
- Принцип дифференциации
(разделения) и фиксирования функций и
полномочий каждого из должностных лиц,
что крайне важно для правильного подбора
и расстановки муниципальных служащих
в соответствии с их профессиональной
подготовкой и опытом работы, а также разработки
организационных структур управления
в соответствии с объективными функциями.
- Принцип научности
заключается в применении научных методов
и средств сбора, обработки, обобщения
и анализа информации о состоянии объекта
управления; её обработки с применением
количественных методов на базе ЭВМ; выявлении
актуальных проблем, формировании приоритетных
целей, постановке задач, определении
эффективных способов и средств их решения.
- Принцип рациональности
заключается в том, что цели и задачи управления
должны достигаться при наименьших финансовых,
ресурсных (силах и средствах) и временных
затратах. Управление должно быть оптимальным.
Рациональность управления базируется
на разработке научно обоснованных вариантов
решений, их сравнении и выборе наилучшего.
- В тесной
связи с принципом рациональности находится
принцип ответственности субъектов исполнительной
власти за результаты работы в целом. Это
обеспечивается нормативно-правовым закреплением
полномочий, задач, функций, структуры,
форм и методов работы.
- Принцип единоначалия
заключается в том, что вопросы текущего
оперативного управления осуществляются
путём единоначалия, например, принятие
распоряжений главой администрации муниципального
образования.
- Особую роль
в муниципальном управлении отводится
принципу отраслевого управления. В соответствии
с ним для решения определённой группы
задач образуются целевые структуры,
специальные органы и аппараты. Отраслевой
принцип позволяет оперативно проводить
единую управленческую политику, рационально
и оперативно использовать силы и средства.
- Принцип двойного
подчинения обеспечивает сочетание начал
централизации в руководстве с учётом
местных условий (например, управление
муниципальной милицией).
Организационные
принципы закрепляются в уставах
субъектов Российской Федерации16.
Процесс
управления включает в себя несколько
этапов: целеполагание, оценка ситуации,
определение проблемы и принятие
решения по ее разрешению.
По
характеру взаимодействия названных
этапов процессы управления подразделяют
на несколько типов:
- Если осуществление
этапов происходит в строгой последовательности
и есть достаточная определенность по
всем этапам процесса управления и уверенность
в их осуществлении, то такой процесс управления
относится к линейному типу: цели – ситуация
– проблема – решение.
- Если при
выполнении какого-либо этапа предыдущий
нуждается в корректировке и она вносится,
то процесс управления называется корректирующим.
- Когда нет
возможности выделить главную проблему
и принять единственное решение, тип процесса
управления характеризуется как разветвленный.
- Если цель
формируется в условиях неопределенности
как предварительная, на первое место
выходит задача анализа ситуации, процесс
в этом случае носит название ситуационного.
- Если приходится
непрерывно уточнять ситуацию и корректировать
проблему, процесс может быть назван поисковым.
Особенности
принятия решения в органах муниципального
управления:
- Преобладание
стратегических решений социальной направленности
как директивных актов, направляющих,
организующих и мотивирующих коллективные
действия людей для достижения стратегических
целей.
Стратегические решения должны быть обоснованными,
своевременными, экономичными и приниматься
по следующей технологии: выявление проблемы,
обоснование общей концепции, выработка
нескольких альтернатив и выбор наилучшего
решения.
- Наличие у
управленцев умения выявить зарождение
стратегических противоречий города,
региона.
- Необходимость
уметь выделить из огромного числа вопросов
узловые. Для специалистов муниципального
управления складывается, как правило,
две ситуации. Первая связана с возможностью
постоянно и внимательно следить за ситуацией
и своевременно подготавливать стратегические
решения. Вторая ситуация возникает неожиданно
под воздействием изменений внешней среды,
и решение в таком случае делится на принятие
неотложных мер и действий стратегического
характера.
- Низкая мотивация
исполнителей управленческого решения.
Итак
мы рассмотрели понятие местного
самоуправления, его функции и
организационные принципы, выделили
типы управления в зависимости от
этапов управленческой деятельности,
охарактеризовали особенности принятия
управленческих решений в органах муниципального
образования. Муниципальное управление
имеет важное значение в настоящее время.
Его цели и задачи определяются исходя
из интересов местного населения. Функции
управления различны, и эффективность
их реализации напрямую зависит от своевременности
и качества принимаемых управленческих
решений. Соблюдение всех организационных
принципов позволит повысить рациональность,
гибкость, плавность, эффективность управленческой
деятельности, применение новых методов
управления. В настоящее время значительно
возросла роль стратегического управления,
которая облегчает управленческую деятельность.
§ 2. Процесс принятия
управленческих решений
Основанием
для подготовки и принятия полномочными
субъектами управленческих решений являются17:
- Необходимость
исполнения предписаний вышестоящих органов
(органов государственной власти и местного
самоуправления);
- Необходимость
осуществления собственной исполнительно
– распорядительной деятельности, вытекающей
из задач и функций исполнительных органов
местного самоуправления на основе: квартальных
планов нормотворческой деятельности;
поручений руководителя или его заместителей;
инициативы руководителей структурных
подразделений исполнительного органа
или подведомственных предприятий (учреждений);
исполнения ранее принятых решений полномочных
субъектов.
Функции
руководителей и аппарата управления
по организации разработки решения
заключаются в управлении общим
процессом выработки решений; определении
сущности задачи, участии в ее конкретизации,
в выборе критериев оценки решений; окончательном
выборе решения; организации его исполнения18.
При необходимости выбирается управленческая
стратегия, которая всегда предлагает
ответить на вопросы целесообразности
принятия управленческого решения в той
или иной ситуации19.
Сущность
управленческих решений20:
- Организационная
- состоит в том, что к их разработке и реализации
привлекается персонал организации. Значит,
необходимо сформировать работоспособный
коллектив, разработать инструкции, наделить
работников полномочиями, определить
их права и обязанности, ответственность
и формы контроля, выделить ресурсы и скоординировать
весь процесс. Это самая существенная
часть получения управленческого решения.
- Технологическая
- проявляется в возможности обеспечения
процесса разработки решений техническими,
информационными средствами. Устаревшая,
неполная информация, отсутствие вычислительных
средств не дают возможности принять качественные
решения.
- Правовая
- состоит в необходимости точного соблюдения
законодательных актов, обязательств,
уставов и т.д.
Собрав
и изучив необходимые материалы
(в том числе, ранее изданные по
какому-либо вопросу решения), определив
цель принятия управленческого решения,
исполнитель приступает к подготовке
его проекта.
Для
процедуры разработки управленческого
решения руководителю и аппарату
управления необходимо осуществить
следующие действия:
- Оформить
документацию о начале выполнения работ
с указанием конкретного задания, состава
персонала и системы его подчинения, времени
исполнения решений, промежуточных этапов
контроля и размера выделяемых ресурсов.
- Разработчикам
решения разъяснить права, ответственность
и полномочия; содержание организационных
документов о начале выполнения работ
по разработке решения.
- Обсудить
с разработчиками неучтенные детали для
успешного выполнения работ. Акцентировать
внимание на важности задания и значении
его качественного исполнения.
- Установить
соответствие решения действующему законодательству
и уставным документам организации.
После
вышеперечисленных этапов управленческое
решение принимается. Следующим
этапом является его реализация, которая
представляет собой совокупность мероприятий,
направленных на достижение установленных
целей и сроков.
Процедуры
организации выполнения управленческого
решения включают в себя оформление
необходимой документации, разъяснение
исполнителям их полномочий и сущности
задачи, организацию контроля за реализацией,
мотивационной и при необходимости –
поощрительной деятельности.
Основные
формы реализации управленческих решений21:
- Предписание
- официальное извещение какому-либо должностному
лицу об обязательном выполнении приведенного
решения в установленный срок.
- Деловая беседа
- специально организованная встреча с
подчиненным, группой подчиненных для
обмена мнениями по заранее оговоренной
теме, актуальной для организации.
- Убеждение
- деловая беседа, проводимая руководителем
с целью добиться у подчиненных требуемых
прочных взглядов по содержанию управленческого
решения для его выполнения.
- Разъяснение
- деловая беседа, проводимая руководителем
с целью объяснить, сделать более понятным
суть и содержание управленческого решения.
- Принуждение
- деловая беседа, проводимая руководителем
с целью осознанно заставить работника
выполнить решение путем угроз или повышенного
вознаграждения.
- Наставление
- деловая беседа, проводимая руководителем
с целью научить, передать опыт для успешного
выполнения решения.
- Сообщение
- деловая беседа, проводимая руководителем
с целью передачи дополнительной информации,
необходимой для выполнения решения.
- Обучение
- деловая беседа, проводимая руководителем
с целью дать новые знания или информацию
для выполнения решений.
- Совет - деловая
беседа, проводимая руководителем с целью
поделиться собственными взглядами на
выполнение решений.
- Тренинг
- специально организованная деятельность
по разработке и реализации решений, в
ходе которой закрепляются навыки разработки
решений.
- Совещание
- коллективная деловая беседа, проводимая
руководителем с целью оперативного доведения
до подчиненных конкретных задач; это
форма использования коллективного разума,
обмена информацией и опытом.
- Заседание
- узкопрофессиональное совещание для
решения организационных задач.
- Отчет - сообщение
специалиста о результатах проделанной
работы по выполнению решения.
- Деловое
слово - твердое решение руководителя,
данное подчиненным в устной форме.
Информационное
обеспечение - важнейший элемент
успешного функционирования аппарата
управления и процесса принятия решений.
Содержание информационных сообщений
определяется потребностями управленческих
звеньев и сущностью вырабатываемых решений.
Информация для принятия решений должна
отвечать таким требованиям, как краткость
и четкость формулировок, своевременность
поступления, точность и достоверность
и т.д.
Язык
и стиль управленческих решений
(служебных документов) заключается
в том, что все документы составляются
официальным, литературным языком. Рекомендации:
- Недопустимость
употребления неологизмов, ненормативной
лексики, местных диалектов, метафор, преувеличений
(гипербол), сравнений.
- Когда приходится
составлять документы с множеством технических
терминов, используются специальные термины,
но их надо расшифровывать, а название
терминов написать вплоть до печатных
букв.
- Если употребляются
аббревиатуры, то первый раз в документе
ее надо расшифровывать. Также, аббревиатура
должна быть благозвучной.
Мы
рассмотрели основания для принятия
управленческих решений, функции принимающих
субъектов, основные этапы и формы разработки,
принятия и осуществления управленческих
решений, их сущность и требования к изложению.
Принятие
управленческих решений – достаточно
сложный и ответственный процесс,
включающий несколько этапов, занимающий,
порой, много времени и требующий создания
специальных служб. Так например, выборочные
исследования показывают, что 70 - 80% времени
работников аппарата управления расходуется
на подготовку, принятие и выполнение
собственных, а также поступивших сверху
решений. Важным является и организация
информационной оснащенности процесса
принятия управленческих решений.
Заключение
Основное
требование к муниципальному управлению
– его эффективность в достижении
целей, реализации функций и задач.
Выполнение данного требования зависит
от целесообразности, своевременности,
содержательности управленческих решений,
которые являются важнейшим связующим
звеном процесса управления.
По
свое содержательности управленческие
решения достаточно разнообразны. Одно
и то же решение может классифицироваться
по разным признакам. Тем не менее каждое
из них должно всесторонне охватывать
соответствующую ему ситуацию для ее своевременного,
полного и точного анализа и разрешения.