Нормы этичного руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 13:41, реферат

Описание

С развитием предпринимательства и демократизации российского общества возрастает интерес к этике деловых отношений, построенной на современной теории менеджмента и российском опыте работы с персоналом.
Для достижения высокой результативности необходимо владеть определенным набором сведений, знаний, представлений о правилах, формах и методах ведения предпринимательского дела, о принципах делового общения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Этика деловых отношений………………………………………….5
Сущность этики деловых отношений………………………….......5
Основное принципы этики деловых отношений…………………10
Этика руководителя и ее составляющие………………………….17
Авторитет руководителя…………………………………………...17
Профессиональная этика…………………………………………..19
Пример этичного руководителя - Генри Форд…………………..22
Заключение………………………………………………………………..25
Список использованных источников…………

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 45.41 Кб (Скачать документ)

     СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение…………………………………………………………………….3

  1. Этика деловых отношений………………………………………….5
    1. Сущность этики деловых отношений………………………….......5
    2. Основное принципы этики деловых отношений…………………10
  2. Этика руководителя и ее составляющие………………………….17
    1. Авторитет руководителя…………………………………………...17
    2. Профессиональная этика…………………………………………..19
  3. Пример этичного руководителя -  Генри Форд…………………..22

     Заключение………………………………………………………………..25

     Список  использованных источников……………………………………26

 

     ВВЕДЕНИЕ 

     С развитием предпринимательства  и демократизации российского общества возрастает интерес к этике деловых  отношений, построенной на современной  теории менеджмента и российском опыте работы с персоналом.

     Для достижения высокой результативности необходимо владеть определенным набором  сведений, знаний, представлений о  правилах, формах и методах ведения  предпринимательского дела, о принципах делового общения.

     Этика деловых отношений основывается на выработанных не одним поколением людей во всем мире правилах и нормах  поведения.

     Этика – одна из древнейших теоретических  дисциплин, объектом изучения которой  является мораль. Основа данного предмета была заложена Аристотелем, который  и ввел данный термин. Говоря об этике, мы понимаем под этим манеру общения, поведения, культуру речи и пр., что  впрочем, относится к имиджу. Вне  всякого сомнения, красивым людям  легче создать эффект личного обаяния.

     Этика бизнеса не сводится только к понятию  морали и является инструментом, с  помощью которого менеджер принимает  свои решения. К сожалению, в нашей  стране деловая этика рассматривается  лишь как совокупность моральных  принципов, возможность применения которых на практике не изучается. В  России этика менеджера принимается, прежде всего, как правила поведения  руководителя в деловом окружении (деловой этикет).

     В западных странах этика чётко  подразделяется на этикет и управленческую (прикладную) этику. Этика поведения  менеджера рассматривается с  точки зрения моральных аспектов различных функций управления, таких  как маркетинг, управление персоналом, оказание профессиональных услуг, взаимодействие с контрагентами и конкурентами, слияние и поглощение фирм и т.д.

     Деловая этика предполагает трудный выбор  оправданных с точки зрения нравственности и следующих целям деятельности решений. Следует подчеркнуть, что  этичное поведение не устанавливается  законодательно. Этика бизнеса основывается на удовлетворении интересов максимального  числа участников рынка и на уважении интересов, как своей фирмы, так  и интересов партнёров. Этика  менеджера по отношению к конкурентам  предполагает использование только «чистых» методов борьбы.

     Сегодня как никогда раньше деловые отношения  развиваются и укрепляются в  процессе общения. Общение между  людьми играет важную роль в нашей  личной жизни и профессиональной деятельности. [1]

     Целью данного реферата является изучение этических норм поведения  руководителя.

     Для достижения цели были поставлены следующие  задачи:

    • изучить основы этики деловых отношений;
    • выявить основные составляющие этики руководителя;
    • рассмотреть этичного руководителя на примере Генри Форда.

 

     

     1 Этика деловых отношений

     1.1 Сущность этики деловых отношений 

     Этика деловых отношений область специального знания возникает во второй половине 20 века. Ее появление обусловлено  потребностью в теоретическом осмыслении моральных норм и отношений, которые  сложились в такой сфере человеческой деятельности, как предпринимательство.

     Как явление реальной жизни, отражающее деловую сферу, этика бизнеса  представляет собой довольно сложный  союз ее составляющих. Это и обусловило трудности ее теоретического освоения. Она рассматривалась в рамках различных наук: философии, социологии, психологии, культурологи… Разные ученые, пытаясь дать определение этики деловых отношений, выделяли именно те ее грани, которые были наиболее актуальны и существенны для тех наук, с позиций которых она рассматривалась.

     Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Соответственно, этика деловых отношений выделяет одну из сфер общественной жизни. Базируясь на общечеловеческих нормах и правилах поведения, этические нормы служебных отношений имеют некоторые отличительные особенности. [1]

     Этике деловых отношений уделяется  в последнее время все большее  внимание. Это выражается в увеличении объема обучающих программ в системе  вузовской и послевузовской подготовки по соответствующим дисциплинам (например, «этика и деловой этикет», «этика бизнеса», «этика и этикет деловых  отношений» и др.). Курсы изучения основ общей этики поведения  вводятся также в некоторые школьные программы, в систему среднего специального образования, причем с течением времени  охват учебных заведений подобными  курсами увеличивается.

     Работодатели  уделяют все большее внимание вопросам этики деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала  и его приеме на работу, а также  в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. При этом необходимо подчеркнуть, что понятие «профессиональная  роль» включает в себя не только способности к выполнению должностных обязанностей, но и навыки взаимоотношений с внешним окружением (коллегами, руководством, подчиненными, клиентами, партнерами и др.) в процессе реализации зафиксированных для конкретной должности профессиональных задач или функций. Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма, как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

     Выполнение  сотрудниками какой-либо организации  норм и правил этики деловых отношений  становится ее «визитной карточкой» и определяет во многих случаях тот  факт, будет ли внешний партнер  или клиент иметь дело с данной организацией в дальнейшем и насколько  эффективно будут строиться их взаимоотношения.

     Использование норм и правил этики деловых отношений  воспринимается окружающими благожелательно  в любом случае, даже если человек  не обладает достаточно отработанными навыками применения правил этики. Эффект восприятия усиливается многократно, если этичное поведение становится естественным и ненарочитым. Это происходит тогда, когда правила этики являются внутренней психологической потребностью человека, а также отработаны в процессе систематического тренинга. Причем этот тренинг предполагает использование как специальных обучающих практических занятий в рамках той или иной образовательной программы, так и любой ситуации, складывающейся в процессе профессиональной деятельности, для отработки навыков этики взаимоотношений. Например, изучив правила проведения деловой беседы или телефонных переговоров, можно использовать любую беседу в качестве тренинга.

     Необходимо  отметить, что указанный подход следует  распространить не только на сферу  служебных взаимоотношений, но и  использовать соответствующие жизненные  ситуации в отношениях с друзьями, родственниками, случайными собеседниками.

     Еще раз следует подчеркнуть, что  этика включает в себя систему  универсальных и специфических (например, для какой-либо профессиональной деятельности) нравственных требований и норм поведения, т.е. этика деловых отношений основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Естественно, что многие нормы взаимоотношений в деловой обстановке справедливы для повседневной жизни, и наоборот, практически все правила межличностных взаимоотношений находят свое отражение в служебной этике.

     Вряд  ли можно считать правильным такое  положение, когда один и тот же человек ведет себя принципиально  по-разному в деловой и домашней обстановке. Корректным во взаимоотношениях, внимательным и вежливым с людьми надо быть всегда и везде. Сказанное  не исключает, например, определенную твердость и организаторские  навыки во взаимоотношениях с близкими, равно как и чуткое отношение к личным проблемам коллег по работе.

     Известна  древняя мудрость: «относись к  другому так, как ты хочешь, чтобы  относились к тебе». Дальнейшее описание норм и правил этики деловых отношений раскрывает сущность приведенного высказывания.

     Вряд  ли подвергается сомнению тот факт, что отношение окружающих к конкретному  человеку в процессе профессиональной деятельности является продолжением отношений, складывающихся в общественной жизни  в целом. Желательные проявления отношения других к себе в повседневной жизни люди естественным образом переносят и в сферу деловых отношений. Соответственно, окружающие ждут от них знания правил поведения и умения воплощать их на практике.

     Взаимосвязь этики в широком смысле и деловой  этики можно проследить на логической последовательности отдельных проблем  восприятия людьми друг друга. Благоприятная  основа для знакомства, для дальнейших взаимоотношений во многом закладывается  в первые моменты встречи. Существенную роль при этом играет внешний облик человека, его соответствие ситуации, что демонстрирует уважительное отношение к другому. Немаловажную роль играет в данном случае такая кажущаяся мелочью деталь, как этика приветствия, рукопожатия и представления человека человеку. Эти начальные нюансы взаимоотношений важны как в повседневной, так и в деловой жизни.

     Для установления приятных и полезных деловых  взаимоотношений необходимо уметь  заинтересовать человека своими четкими  и в то же время образными высказываниями, вниманием к сущности вопроса. Эти проблемы решаются при отработке навыков риторики, важных в повседневной жизни и, особенно в служебной обстановке. Эти навыки должны найти свое воплощение в специальных правилах подготовки и ведения беседы, так как с необходимостью их применения мы сталкиваемся повсеместно. Достижение результата беседы, причем в уважительной форме, является важным условием, как в бытовой, так и в деловой обстановке.

     Частным вариантом беседы выступает телефонный разговор. Общие правила этики (такие, как, например, вежливость, внимательность к собеседнику, умение направлять беседу и т.п.) дополняются в данном случае некоторыми специальными, определяемыми  спецификой телефонного разговора. Использование этих правил позволит составить положительное мнение о собеседнике вне зависимости  от того, какой разговор происходил — личный или деловой.

     Проведение  любых бесед подводит к необходимости  высказывания в адрес своих собеседников критических замечаний или суждений, поскольку нас не всегда устраивают поступки и высказывания нашего окружения. Общая и деловая этика критических  замечаний в чей-либо адрес содержит сходные правила, которые, в свою очередь, основываются на главных нормах этических взаимоотношений.

     Итак, практически все направления  деловой этики имеют правила, применимые этикой поведения в широком  смысле. Кроме того, все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики. К  ним можно отнести уважение чувства  собственного достоинства и личного  статуса другого человека, понимание  интересов и мотивов поведения  окружающих, социальную ответственность  за их психологическую защищенность и т. п. [2]

 

     

     1.2 Основные принципы этики деловых отношений 

     Принципы  этики деловых отношений —  обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном  сознании общества, которые указывают  на необходимое поведение участников деловых отношений.

     Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших  положениях:

  • создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;
  • прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей;
  • приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.

     В работе американского социолога  Л. Хосмера сформулированы современные этические принципы делового поведения, опирающиеся на аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой. Таких принципов и соответственно аксиом десять.

Информация о работе Нормы этичного руководителя