Нормы этичного руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 13:41, реферат

Описание

С развитием предпринимательства и демократизации российского общества возрастает интерес к этике деловых отношений, построенной на современной теории менеджмента и российском опыте работы с персоналом.
Для достижения высокой результативности необходимо владеть определенным набором сведений, знаний, представлений о правилах, формах и методах ведения предпринимательского дела, о принципах делового общения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Этика деловых отношений………………………………………….5
Сущность этики деловых отношений………………………….......5
Основное принципы этики деловых отношений…………………10
Этика руководителя и ее составляющие………………………….17
Авторитет руководителя…………………………………………...17
Профессиональная этика…………………………………………..19
Пример этичного руководителя - Генри Форд…………………..22
Заключение………………………………………………………………..25
Список использованных источников…………

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 45.41 Кб (Скачать документ)

     1. Никогда не делай того, что  не в твоих долгосрочных интересах  или интересах твоей компании (принцип основан на учении  древнегреческих философов, в  частности Протагора, о личных  интересах, сочетающихся с интересами  других людей, и различии между  интересами долгосрочными и краткосрочными).

     2. Никогда не делай того, о чем  нельзя было бы сказать, что  это действительно честное, открытое  и истинное, о котором можно  было бы с гордостью объявить  на всю страну в прессе и  по телевидению (принцип основан  на взглядах Аристотеля и Платона  о личных добродетелях — честности,  открытости, умеренности и т.п.).

     3. Никогда не делай того, что  не есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию).

     4. Никогда не делай того, что  нарушает закон, ибо в законе  представлены минимальные моральные  нормы общества (принцип основан  на учении Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо).

     5. Никогда не делай того, что  не ведет к большему благу,  нежели вреду для общества, в  котором ты живешь (принцип основан  на этике утилитаризма (практической  пользе нравственного поведения), разработанной И. Бентамом и  Дж. С. Миллем).

     6. Никогда не делай того, чего  ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И. Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме).

     7. Никогда не делай того, что  ущемляет установленные права  других (принцип основан на взглядах  Ж.Ж. Руссо и Т. Джефферсона на права личности).

     8. Всегда поступай так, чтобы  максимизировать прибыль в рамках  закона, требований рынка и с  полным учетом затрат. Ибо максимальная  прибыль при соблюдении этих  условий свидетельствует о наибольшей  эффективности производства (принцип  основан на экономической теории  А. Смита и учении В. Парето  об оптимальной сделке).

     9. Никогда не делай того, что  могло бы повредить слабейшим  в нашем обществе (принцип основан  на правиле распределительной  справедливости Ролса);

     10. Никогда не делай того, что  препятствовало бы праву другого  человека на саморазвитие и  самореализацию (принцип основан  на теории Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества). [2]

     Указанные принципы в той или иной степени  присутствуют и признаются справедливыми  в различных деловых культурах. Идеальной, хотя и весьма отдаленной целью мирового делового сообщества становится тип отношений, основанный на торжестве морально-этических  принципов. Одним из важнейших шагов  в этом направлении можно считать  принятую в 1994 г. в швейцарском городе Ко (Caux) Декларацию Ко — «Принципы бизнеса». В Декларации предпринята попытка объединить основы восточной и западной деловых культур, ее инициаторами были руководители крупнейших национальных и транснациональных корпораций США, Западной Европы и Японии.

     В преамбуле «Принципов бизнеса», в  частности, говорится: «Законы и  движущие силы рынка являются необходимым, но не достаточным руководством к  действию. Фундаментальными принципами являются: ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства  и интересов тех, кто участвует  в бизнесе. Разделяемые всеми  ценности, включая обязательство  о содействии всеобщему процветанию, так же важны для мирового сообщества, как и для общин меньшего масштаба».

     В качестве главных принципов международного бизнеса выделены следующие:

  • ответственность бизнеса: от блага акционеров к благу его ключевых партнеров;
  • экономическое и социальное влияние бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу;
  • этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия;
  • уважение правовых норм;
  • поддержка многосторонних торговых отношений;
  • забота об окружающей среде;
  • отказ от противозаконных действий.

     Указанные принципы определяют характер взаимоотношений  между макросубъектами социальной и экономической структуры общества — организациями, государством, обществом в целом. Макроуровневый подход особенно значим для экономик переходного периода, в которых происходит трансформация основных экономических институтов. Несоблюдение этических принципов на макроуровне, как правило, приводит к бесполезной трате усилий на решение частных этических проблем на уровне трудового коллектива. [3]

     В Декларации Ко предложены также ключевые принципы взаимоотношений на микроуровне, т. е. организации с покупателями, владельцами (инвесторами), персоналом, поставщиками, конкурентами.

     Так, во взаимоотношениях организации с  покупателями ключевыми должны стать  следующие принципы:

  • обеспечивать своих клиентов товарами и услугами высшего качества в соответствии с их требованиями;
  • обходиться с ними честно во всех аспектах своей коммерческой деятельности, обеспечивая высокий уровень обслуживания для удовлетворения их потребностей;
  • принимать необходимые усилия для гарантии того, что товары и услуги будут поддерживать или улучшать здоровье и безопасность клиентов, а также состояние окружающей среды;
  • гарантировать уважение человеческого достоинства в предлагаемых товарах, маркетинге и рекламе; уважать целостность культуры клиентов.

     Отношения организации с персоналом рекомендуется  строить на следующих принципах:

  • обеспечивать работников работой и заработной платой, которые повышают их уровень жизни;
  • создавать условия труда для работников, не наносящие ущерба их здоровью и человеческому достоинству;
  • быть честным в общении со своими работниками и обеспечивать им открытый доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции;
  • прислушиваться и по возможности реагировать на предложения работников;
  • в случае возникновения конфликтов участвовать в открытых переговорах с трудовым коллективом;
  • избегать дискриминационной политики и гарантировать персоналу равные права и возможности независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и религиозных убеждений; стимулировать в рамках своего бизнеса использование труда работников с различным профессиональным уровнем на тех участках, где они могут принести наибольшую пользу;
  • обеспечивать охрану труда во избежание несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • поощрять работников и помогать им в развитии необходимых навыков и умений, внимательно относиться к серьезным проблемам занятости, часто связанным с принятием решений в бизнесе, а также сотрудничать с правительственными органами, трудовыми объединениями, другими службами и друг с другом по вопросам размещения рабочей силы.

     Общепринятыми этическими принципами, как для организаций, так и для отдельных руководителей  считаются также следующие:

  • «золотое правило менеджера» — в рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к клиентам и др. таких поступков, каких бы не желали видеть по отношению к себе;
  • авансирование доверием (в коллективе создаются благоприятные условия для принятия решений и их выполнения, когда каждому человеку оказывается максимальное доверие — его потенциалу, квалификации, чувству ответственности);
  • право на свободу служебного поведения, поступков, действий менеджера или рядового сотрудника организации не только в рамках законодательства, но и в пределах, не нарушающих свободу других менеджеров или рядовых сотрудников (свобода, не ограничивающая свободу других);
  • справедливость во владении/приобретении полномочий, ответственности, права распоряжаться ресурсами различных видов, в определении сроков выполнения работы и т. п.;
  • максимум прогресса (действия менеджера или организации в целом этичны, если они способствуют развитию организации или отдельных ее частей, не нарушая при этом существующих этических норм);
  • терпимое отношение менеджера к моральным устоям, укоренившимся в менеджменте других стран и регионов;
  • разумное сочетание индивидуального и коллективного начал в работе менеджера, в принятии решений;
  • постоянство воздействия, поскольку обеспечение соблюдения этических норм в основном базируется на использовании социально психологических методов, требующих, как правило, длительного применения для получения нужного результата.

     Стремясь  учесть специфику деловой культуры. Национальный фонд «Российская деловая культура» разработал документ «Двенадцать принципов ведения дела в России», призывающий предпринимателей к утверждению следующих принципов деловых отношений (см. табл. 1). 
 

     Таблица 1. Двенадцать принципов ведения дела в России

Наименование  группы принципов Состав принципов  групп
1 Принципы личности 1. Прибыль важнее  всего, но честь дороже прибыли. 

2. Уважай  участников общего дела — это  основа отношений с ними и  самоуважения. Уважение и самоуважение  даются выполнением принятых  деловых обязательств.

3. Воздерживайся  от насилия и угрозы применения  насилия как способов достижения  деловых целей.

2 Принципы профессионала 4. Всегда веди  дело сообразно средствам. 

5. Оправдывай  доверие, в нем — основа  предпринимательства и ключ к  успеху.

6. Конкурируй  достойно. Не доводи деловые разногласия  до суда. Самый надежный партнер  — тот, который тоже выигрывает  от сделки.

3 Принципы гражданина России 7. Соблюдай действующие  законы и подчиняйся законной  власти.

8. Для  законного влияния на власть  и законотворчество объединяйся  с единомышленниками на основе  данных принципов.

9. Твори  добро для людей, а не ради  корысти и тщеславия. Не требуй  за него непременного общественного  признания.

4 Принципы гражданина Земли 10. При создании  и ведении дела как минимум  не наноси ущерба природе. 

11. Найди  в себе силы противостоять  преступности и коррупции. Способствуй  тому, чтобы они стали невыгодны  всем.

12. Проявляй  терпимость к представителям  других культур, верований и  стран. Они не хуже и не  лучше нас, они — просто  другие.


 

     Общие этические принципы деловых отношений  должны быть использованы для выработки  любой организацией и руководителями собственных этических систем. [2]

     2 Профессиональная этика руководителя и ее составляющие

     2.1 Авторитет руководителя 

     Эффективность руководящей деятельности во многом зависит от авторитета руководителя. Мнение о том, что с получением определенного поста руководитель автоматически приобретает авторитет, ошибочно.

     Авторитет - это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает  своим трудом, профессиональными  знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с  людьми.

     Для того чтобы авторитет должности  руководителя сочетался с авторитетом  его личности, он должен объединить в себе лидерские и руководящие  функции.

     Мощная  поддержка сотрудников - это ключ к эффективному руководству. Быть хорошим  руководителем - это, прежде всего, быть в хороших отношениях с подчиненными. Они имеют самое верное представление  о стиле руководства начальника. Подчиненные прекрасно отдают себе отчет в том, какая разница в работе с плохим и хорошим руководителем. При хорошем руководстве становится интереснее их работа, а достигнутые результаты подкрепляют чувство профессиональной гордости. При плохом руководстве подчиненные отбывают трудовую повинность.

     В зависимости от того, какой стиль  применяет тот или иной руководитель в конкретной обстановке, и строятся его отношения с подчиненными, определяющие его авторитет (см.табл. 2)  
 
 
 
 

     Таблица 2. Характеристика отношений между  руководителем и подчиненными.

Вид отношений между руководителем  и подчиненными Поведение руководителя Содержание  отношений между руководителем  и подчиненными
Автократ Демократ
Обратные  связи Критикует Хвалит  Подчиненные стремятся  по - быстрее узнать оценку своей работы от руководителя, который обязан вовремя и точно сделать это
Определенная  доля свободы Приказывает Ставит цели Опираясь на глубокое изучение характера своих  подчиненных, руководитель решает, какому работнику следует дать свободу  действий, а кто из работников должен действовать по приказу
Отношение к работе Рассматривает усилия работников как должное Хвалит за полученные результаты Руководитель, трезво оценивающий роль работы в жизни людей, не преувеличивая и не преуменьшая ее, помогает

 своим подчиненным четко определить место работы в их жизни

Ориентация  на результаты работы Делает упор на сроки выполнения работы Делает упор на поощрение  Хороший руководитель

знает, как правильно оценить трудовые достижения подчиненного, принимая во внимание как сам результат, так и элемент трудового состязания в процессе труда

Повышение по службе Главное – подчиненный  должен все время быть на своем  рабочем месте  Стимулирует  повышение эффективности и качества  труда подчиненного Лучший путь сделать карьеру — хорошо выполнять  свои повседневные обязанности. Хороший  руководитель намеками укажет на эту  возможность тем, кто имеет на это шансы
Личное  поведение Сугубо официальные  отношения Демократизм общения Отношения между руководителем и подчиненными должны

опираться на взаимность,

но руководитель обязан

относиться  с предельным

интересом и уважением ко всем подчиненным

Информация о работе Нормы этичного руководителя