Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:15, курсовая работа
Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опьг предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт и, в-третьих, передать ег< следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое ново< поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам.
Таким образом, на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способное- и общественного самосознания ребенок начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту
воспитания. С возникновением этого нового весьма своеобразного в формировании личности факт человек сам становится воспитателем.
Итак, самовоспитание - систематическая и сознательная деятельность человека, направленн; на саморазвитие и формирование своей базовой культуры. Самовоспитание призвано укрепить и развить способность к добровольному выполнению обязательств как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание - составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек.
Формы и
методы самовоспитания: самокритика, самовнушение,
самообязательство, самопереключение,
эмоционально-мысленный перенос в положение
другого человека и др. А искусство воспитания
в связи с проблемой самовоспитания состоит
в том, чтобы возможно раньше пробудить
у ребенка стремление к самосовершенствованию
и помогать ему советом в достижении поставленных
целей. Опорой взрослых в этом деле является
сам ребенок, который всегда и везде хочет
быть сильным и хорошим, быть лучше
9вопрос. Пед процесс как основная категория педагогики. В педагогике можно выделить три категории: воспитание, образование, обучение. Рассмотрим их по отдельности.
Воспитание - это целенаправленный и специальный процесс формирования этических, эстетических, нравственных, умственных и физических качеств человека.
Образование - это усвоение человеком определенной совокупности знаний, обобщенных на> формирование на этой основе определенных качеств личности.
Обучение - это совместная деятельность учителя и учащихся, которая направлена на усвоен знаний, умении и навыков, в ходе которой осуществляется развитие личности.
Сейчас под воспитанием понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения и поколению. Воспитатель передает накопленный человечеством опыт, знакомит с миром культуры, инициирует к самовоспитанию. Ученик должен овладеть культурой работы над собой, способами общения и нравственным понятиям. 0
Вторая категория педагогики - образование - понимается как процесс обучения, воспитания человека и их результат, который представляет собой систему. Образование включает в себя и воспитание. Принципы, методы, формы обучения и воспитания являются основным фактором направленности образования (педагогического или технократического, демократического или авторитарного).
Обучение - третья категория педагогики В процессе обучения происходит процесс взаимодейс учителя и ученика, как результат - развитие ученика. В этом процессе учитель передает знания, жизненный опыт, основы культуры, управляет процессом освоения обучения, создает условия для развития психических свойств личности учащегося.
Воспитание и обучение диалектически связаны друг с другом. Воспитание и обучение, являясь способами осуществления педагогического процесса, представляют собой технологии образования которых фиксируются этапы и ступени достижения выдвинутых целей образования.
Воспитание и обучение рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры и являются качественными характеристиками образования, включающими в себя результаты педагогического процесса, которые отражают степень реализации целей образования.
Соотношение же этих трех категорий выразим в утвер>едении, что обучение, воспитание и образование можно рассматривать как организованную определенным образом деятельность, результатом которой является развитие человека.
Если рассматривать процессы воспитания, обучения Или образования в качестве системы, то необходимо выделить следующие элементы: цель, средства, результат, объекты! и субъекты! процесса.
Существует также процесс самовоспитания, который характеризуется постановкой учеником воспитательной цели перед самим собой. При этом он одновременно является субъектом и объект!
процесса воспитания.
10вопрос Объект и предмет педагогики и задачи.
Наука о воспитании человека получила свое название от двух греческих слов: «пайдос» - «дитя» и «аго» - «вести». Если переводить дословно, то «пайдоагос» означает «детоводитель», то есть тот, ведет ребенка по жизни. Отсюда логично вытекает объект педагогики - ребенок, человек, личност Ребенок является объектом многих наук, но каждая из них формирует в процессе его изучения сво£ особый предмет исследования. Закономерностями детского организма и протекания физиологичен процессов занимаются анатомия и физиология. Педиатрия изучает особенности и закономерности состояния детского организма при различных его заболеваниях. В центре изучения возрастной и педагогической психологии - закономерности становления и развития психических функций у ребеь на разных возрастных этапах и под влиянием целенаправленного воздействия.
Педагогика объединяет и синтезирует в себе данные всех естественных и общественных наук о ребенке в целом, о законах развития воспитательных общественных отношений, которые влияют на социальное становление личности. Педагогика, можно сказать, является высшим этапом развития н о ребенке, о становлении его личности в системе общественных отношений, в процессе воспитания Педагогика - это в широком смысле наука о воспитании человека. Она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, путе£ реализации законов воспитания и методик обучения.
Конкретизируя данное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.
Педагогика как область научных дисциплин о воспитании и обучении, образовании человека раскрывает закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в педагогическом процессе. Педагогика познает свой объект - растущего, развивающегося человека - нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нем; в его сущности, становлении, свойствах и деятельности. Эти проблемы решаются в современной педагогике на осн философских концепций человека, данных социально-психологических, психологических й психофизиологических исследований.
Предметом исследования педагогики является целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. Теория педагогического процесса, е возможность, необходимость и пути реализации составляют предмет общей педагогики, а также | философии педагогики. Теории и научные подходы в педагогике не имеют взаимоисключающего характера: они, скорее, дополняют друг друга. Как в теории, так и в практике педагогическое мышление есть особый вид осуществления диагностики, профилактики нарушений и терапевтической тактики. Суть педагогического мышления состоит в том, что всеобщие принципы при любом их практичеа применении модифицируются. Конкретизируясь, теоретическое знание приспосабливается к неповторимо индивидуальной ситуации и (или) случаю. Оно преобразуется, пересматривается, видоизменяется.
Задачи педагогики принято делить на два типа: постоянные и временные- Постоянные задачи
Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обучения, образования и управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике - это связь межд' преднамеренно созданными и объективно существующими условиями и достигнутыми результатам где результатами являются воспитанность и обученность. Связи бывают двух типов. Закономерные связи - связи, удовлетворяющие определенным требованиям. Одно из таких требований - объективность связи, т. е. ее независимость от желания, настроения участников педагогического взаимодействия. Важен и причинно-следственный характер связи. Он выражается том, что результаты педагогического процесса предопределяются строгим набором факторов. Тре важный фактор - всеобщность, т. е. проявление закономерных связей в работе педагога. И, након» отмечается повторяемость закономерных связей: их способность воспроизводиться в аналогичны) ситуациях.
Каузальные (случайные) связи. Основная причина их возникновения - отвлекающие временные
психические состояния школьников.
Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности. Профессиональная педагогическая деятельность - это всегда творческий процесс. Однако существуют определенн рациональные средства эффективного влияния на учащихся. Для этого требуется теоретическое обоснование и научная интерпретация «творчества учителей».
Задача разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания.
Задача прогнозирования обучения на ближайшее отдаленное будущее. Прогнозирование Bbinoj функцию управления развитием педагогики как теоретической и практической науки.
Задача внедрения результатов исследований в практику. Временные задачи
Их возникновение диктуется потребностями практики и самой науки педагогики:
создание библиотек электронных учебников:
разработка стандартов педагогического профессионализма:
выявление типичных стрессов в работе учителя:
создание дидактических основ обучения «трудных» детей:
разработка тестов уровней педагогического мастерства:
анализ типовых конфликтов
в отношениях учитель - ученик.
11 вопрос. Педагогический процесс как целостное явление Понятие целостности педагогического процесса
Главное интегративное свойство педагогического процесса как динамической системы - его способность к выполнению социально обусловленных функций. Однако общество заинтересован! том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уровню качества. А это возможно при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления: 2 целостная, гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. Целостность - синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровен его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. . Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходят движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование hoi качества.
Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства и волю. Любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическими элементами, вызывающая положительны; переживания и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей' действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса. Целостный педагогический процесс несводим к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания, т.е. как обратное сведение в единый поток механически вырванных частей из единого целого. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостност личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельнс 13 вопрос § 1. Обучение как способ организации педагогического процесса Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всесторон! развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.