Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:15, курсовая работа
Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опьг предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт и, в-третьих, передать ег< следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое ново< поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам.
Само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быт нейтральным. Вполне понятно, что только при условии, если воспитательное воздействие вызывае личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активно! работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и формирующее влияние.
Можно выделить следующие закономерности воспитания (Пидкасистый П.И., 1996):
о воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-
психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей. Любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие - через физические упражнения; нравственное - через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека; интеллектуальное - через мыслительную активное решение интеллектуальных задач; о содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями ребенка. Опережая актуалы потребности, педагог рискует встретить сопротивление и пассивность детей. Если i учитывать возрастные изменения потребностей ребенка, то процесс воспитания затрудняется и нарушается о соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности педагога превыша< активность ребенка, затем активность ребенка возрастает, и на заключительном эт ребенок все делает сам под контролем педагога. Совместно разделенная деятелы помогает ребенку ощутить себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно свободного творческого развития личности. Хороший педагог чувствует границы ме собственного участия в деятельности детей, умеет отойти в тень и признать полно» право детей на творчество и свободный выбор; ; о только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает сво& отношения, благоприятно развивается. Поэтому воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка, умение понять, помочь ребенку простить его оплошности, защитить; о организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успехг которую должен пережить каждый ребенок.
Ситуация успеха - это субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действи и полученным результатом.
Условия создания ситуации успеха:
о положительное подкрепление - самое общее условие создания ситуации успеха; о воспитание должно носить скрытый характер, дети не должны чувствовать себя обы приложения педагогических нравоучений, не должны постоянно осознавать свою подверженность продуманным педагогическим влияниям, о скрытая позиция педагога, которая обеспечивается совместной деятельностью, интересом педагога к внутреннему миру ребенка, предоставлением ему личностно свободы, уважительным и демократичным стилем общения;
о целостность личности предписывает педагогам целостность воспитательных влияний 22 вопрос Исторические периоды становления и развития системы профессионалы
образования в России (
Анализ литературы по проблеме истории образования в России позволяет выделить шесть перис становления и развития профессионального образования: первый - со времен Киевской Руси до века; второй - XVII век - 1917 год; третий - 1917 - 1940 годы; четвертый - 1941 - 1945 годы; пят! 1945 - 1970 годы; шестой - 70-90-е годы - начало XX! века.
Первый период: со времен Киевской Руси до XVII века. Профессиональное обуч« молодежи путем передачи ей социально-трудового и профессионального опыта старших существо! издревле. В Киевской Руси сложилось несколько форм профессионального обучения: домаш общинное, монастырское и государственное
Второй период: XVII еев - 1917 год. Бурные события XVII века привели в движение огромные, дс пор малоподвижные массы людей, стремящихся к научным знаниям. Еще Борис Годунов стремилс5 тому, чтобы в России были не только школы, но и университеты, где бы молодые русские люди учи европейские языки и различные науки. Но тогда дело ограничилось отправкой нескольких человек \ учебу во Францию, в Англию, Голландию для изучения иностранных языков. Идея создать систему высшего образования была в начале XVII века еще не востребована в России, а к концу столетия обстановка изменилась, и названная идея стала постепенно осуществляться.
Третий период: 1917 - 1940 годы. С первых же дней после революции 1917 года m советским Правительством встали вопросы организации профессионального образования, i пришлось решать в исключительно сложной обстановке внутри страны и на международной арене.
Четвертый период: 1941--1945 годы. В годы Великой Отечественной войны £ совершены неправильные действия по отношению к средним специальным учебным заведен Сокращение сети техникумов: резкое уменьшение выпуска специалистов со средним техниче образованием обусловили в названное время острый недостаток инженерных кадров. Существ изменились размещение и специализация школ и училищ трудовых резервов. Особенно бь расширялась сеть училищ, школ, техникумов, выпускавших кадры для оборонной промышленн» для угольной промышленности эта сеть увеличилась со 100 названных учебных заведений до 170 строительной - соответственно со 75 до 105; для металлургии - с 90 до 200; для железнодорох транспорта - с 220 до 370; и т.д.
Пятый период: 50-70-е годы XX веха. В послевоенный период произошло укрепление сре специальных учебных заведений. Если их количество по РСФСР, Украине, Азербайджану, Туркме* другим союзным республикам в 1957 г. еще не достигало довоенного уровня, то численность учаи к этому времени увеличилась в два и более раз.
Развитие системы школ и училищ трудовых резервов после окончания Великой Отечественной во£< проходило под знаком борьбы за улучшение постановки учебно-воспитательной работы, повышен! качества подготовки квалифицированных рабочих.
Шестой период: 70-90-е годы XX века - начало XXI века. В этот период ставилась государствен задача - повысить роль человеческого фактора в научно-техническом прогрессе. Поэтому одной из ключевых проблем подготовки квалифицированных специалистов являлось прогнозирование, кото позволило бы устранять возникавшие трудности, оперативно отражать быстро изменяющиеся требования производства к личностным и профессиональным качествам специалистов. Прогнозирование позволило разработать структуру социально-психологической модели специалис широкого профиля и высокой квалификации, ее параметры, определить те качества, которыми специалисты должны были бы обладать
Структура
прогностической модели специалиста широкого
профиля имела следующий характеристика
отрасли хозяйства и перспектива ее развития;
требования к уровню ид политической,
нравственной и мировоззренческой подготовки
специалиста; требования к профессиональной
подготовке. Такая модель позволяла: выяснить
психологическую стру личностных качеств,
способностей, черт характера, особенностей
развития разных форм мышл объема знаний,
навыков и умений, необходимых в трудовой
деятельности, присущих специа. широкого
профиля; четко представить цели, определить
пути, основные виды, формы, сре/: методы
обучения и воспитания всесторонне развитых
специалистов, имеющих полноце психологическую
и практическую подготовку.
24 вопрос Принципы воспитания Принципы - общие руководящие положения, требующие последовательности действие различных условиях и обстоятельствах.
* Выделяют следующие основные принципы
о первый принцип воспитания, вытекающий из цели воспитания и учитывающий прирс воспитательного процесса - ориентация на ценностные отношения: постоянстве профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанн! социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию;
ценностным основам жизни - добру, истине, красоте. Условием реализации принциг ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога;
о второй принцип воспитания - принцип субъектности: педагог максимально содейств развитию способности ребенка осознавать свое "Я " в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей i своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений. Принцип субъектности исключает жесткий приказ в адрес детей, а предполагает совместное ребенком принятие решение, чтобы ребенок сам осмыслил: "Если ты сделаешь то-i будет тебе... будет другим... Ты этого хочешь? Это будет правильно?"; о третий принцип воспитания вытекает из попытки согласовать социальные нормы, правила жизни и автономность неповторимой личности каждого ребенка. Этому принципу соответствует: принятие ребенка как данность, признание за ребенког права на существование его таким, как он есть, уважение его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, признание ценности его личности, сохранение по отношению к каждому ребеь вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей, уважен! его личности. Границы принятия данности существуют: они отражены в двух "Нель - "нельзя посягать на другого человека" и "нельзя не работать, не развивать себя" - эти запреты безусловны и категоричны для человека современной культурь
Союз трех принципов
воспитания придает гармонически сочетающиеся
характеристики: философическую, диалогическую,
этическую. Они не могут существовать
одна без другой, точно тг же, как реализация
одного из названных принципов современного
воспитания в оторванности от др невозможна.
26 вопрос По способу отношений между воспитателями и воспитанниками различают следующие воспитания. ?
Авторитарное воспитание. Здесь преобладают такие методы воспитания, как требование, упражнение в соответствующем поведении с целью развития привычного поведения и др. Принуждение - основополагающий метод передачи общественного опыта новому поколению. Стег принуждения обусловливается правом воспитуемого предпочитать содержание прошлого опыта и системы ценностей. Преподаватель представляется абсолютно безошибочным и всезнающим. Он единолично принимает и отменяет решения, ведущими методами управления деятельностью учен являются приказы.
Практически все вопросы по поводу обучения и воспитания педагог решает сам. Авторитарные способ может осуществляться в порядке личных ощущений по типу «Я - командующий» или «Я -
отец».
Демократический стиль. Он характеризуется установленным разделением полномочий меж/ преподавателем и воспитанником относительно его обучения, досуга, увлечений. Преподаватель советуется с воспитанником и дает ему возможность сообщать свое мнение относительно приняв различных решений и проблем. Педагог редко приказывает, а часто отмечает положительные результаты и достижения, при этом не перестает контролировать процесс обучения и воспитания. Преподаватель взыскателен, однако старается быть справедливым в оценке действий, суждений i поступков своего воспитанника. На практике осуществляется по типу «Равный среди равных» и «Первый среди равных».
Либеральный стиль (невмешательство). Этот стиль воспитания представляет собой отсутст деятельного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания. Такой преподавав характеризуется невмеша-тельным методом, он является фактически посреднической составляю!!, между взрослыми и детьми, руководителем и подчиненными. Чтобы его воспитанники выполнили определенную работу, очень часто такому преподавателю приходится уговаривать их. Контроль обучения и воспитания осуществляется при возникновении уже конкретных проблем, а не постоян