Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:15, курсовая работа
Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опьг предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт и, в-третьих, передать ег< следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое ново< поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам.
Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценнс усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих
способностей.
Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышле! практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полез) труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человек учебно-познавательной деятельности или учении.
Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности школьников. С тесно связано также с ценностно-ориентационной деятельностью, имеющей своей целью формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предметов, процессов и явлений окружающей действительности.
Обучение, как и всякий
другой процесс, связано с движением. Оно,
как и целостный педагогичес процесс,
имеет заданную структуру, а следовательно,
и движение в процессе обучения идет от
решения одной учебной задачи к другой,
продвигая ученика по пути познания: от
незнания к зна! от неполного знания к
более полному и точному. Обучение не сводится
к механической "передаче' знаний., умений
и навыков. Это двусторонний процесс, в
котором в тесном взаимодействии наход:
педагоги и воспитанники (учащиеся): преподавание
и учение. При этом преподавание должно
рассматриваться условно, так как учитель
не может ограничиться только изложением
знаний - он развивает и воспитывает, т.е!
осуществляет целостную педагогическую
деятельность. Успех обучения в конечном
итоге определяется отношением школьников
к учению, их стремле? к познанию, осознанным
и самостоятельным приобретением знаний,
умений и навыков, их активностью. Ученик
не только объект обучающих воздействий,
он субъект специально организуег познания,
субъект педагогического процесса.
16 вопрос. Сущность методов осуществления целостного педагогического процесса и их классификация
В сложном и динамичном образовательном процессе педагогу приходится решать бесчисленно множество типовых и оригинальных педагогических задач, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к всестороннему развитию личности. Как правило, задачи эти со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочж научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами педагогичеа деятельности.
Под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно- воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Э взаимодействие строится не на паритетных началах, а при ведущей и направляющей роли учител который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.
Метод осуществления педагогического процесса расчленяется на составляющие его элементы (чг детали), которые называются методическими приемами. Например, составление плана изучаемог материала, применяемое при сообщении новых знаний, при работе с книгой и т.п. По отношени методу приемы носят частный подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогиче< задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.
Методы осуществления педагогического процесса и методические приемы тесно связаны между сс могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической зада1- других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучень Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразны приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса. Нередко методические приемы и сами методы отождествляют со средствами обучения и воспита которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с одной сторон! различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.). а с другой - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средстЕ массовой информации и т.п.).
Педагогический процесс
характеризуется разносторонностью содержания,
исключительным богатством и мобильностью
организационных форм. С этим непосредственно
связано многообр методов осуществления
педагогического процесса. Есть методы,
отражающие содержание и специфику обучения,
а также воспитания; есть методы, непосредственно
ориентированные на раб младшими или старшими
школьниками; есть методы работы в каких-то
специфических условиях, есть и общие
методы реализации целостного педагогического
процесса. Общими они называются потому,
что сферы их применения распространяются
на весь педагогический процесс.
19 вопрос Методы воспитания: понятие и классификация
Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последнс учителем-воспитателем. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются, прежде всего, предметы материальной духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) може влиять и вне деятельности педагога, без педагога (
Методов воспитания чрезвычайно много. По некоторым скромным подсчетам, основных общепринятых методов не менее пятисот. Использовать отдельные методы, не сознавая при этом системы, применяемой на практике, - трудно. Систематизация методов также нужна для лучшего запоминания (
До сих пор наиболее распространенным классификатором методов является тот, который подразделяет их по источникам передачи содержания. Это словесные, практические и наглядные методы (см. табл.). Это самая простая и доступная классификация, широко применяемая на практ
|
ов по источникам передачи содержания | |
Группы методов |
|
|
!группа | Словесные методы | Рассказ, беседа, инструктаж и др. |
I! группа | Практические методы | Упражнения, тренировка, самоуправление и др. |
1111 группа | Наглядные методы | Иллюстрирование, показ, предъявление материала и др |
Г.И. Щукина предлагает следующую классификацию методов воспитания * Другая классификация методов построена на основе простейшей структуры личности:
методы формирования сознания;
методы формирования поведения;
методы формирования чувств и отношений. Это тоже широко распространенная классификация.
1. Методы формирования сознания учащихся предназначены'для того, что передавать информа от учителя к учащемуся и обратно. Сознание как знание и понимание - это основа мировоззрени поведения, отношений (Хрест. 11.1). Среди этой группы методов центральное место занимает ме убеждений Метод убеждения в воспитании - это путь воздействия на знание школьника разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов. Oh является ведущим в воспитательной работе. Этот метод служит для формирования взглядов, коте в сознании учащегося, в его тезаурусе раньше не имелось (или они не были закреплены), или дактуализеции имеющихся знаний ( Самоутвермодение и самовыражение личности школьника происходит в условиях нечетко i осознанных и сформулированных представлений, понятий, принципов. Не обладая твердыми t глубокими знаниями, молодой человек не всегда может сделать анализ происходящих событие допускает ошибки в суждениях ( Одним из основных противоречий, которые разрешаются в процессе воспитания, являете противоречие между примитивными представлениями школьника о сущности происходящих собьп теми знаниями, которые вносит в его сознание извне организованная система воспитания. 2, Методы организации деятельности и формирования поведения - это практически* методы. Человек - субъект деятельности, в том числе и познавательной. Поэтому в процессе позн он не только созерцатель, но и деятель. К этой группе методов относятся: упражнение, приучен! поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации и др. Данные методы используь непосредственно для формирования поведения и деятельности учащихся, но косвенно они влия! на формирование сознания человека. Более подробно остановимся на методе упражнений Метод упражнений - это метод управления деятельностью школьников при помощь разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задани> помощью этого метода организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручен требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха). Этот метод способствует формированию сознания и поведения. Метод упражнений в воспитании реализуется через поручения. Поручения (практически задания) создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности. Приучение школьников к самостоятельному инициативному и добросовестному выполнению поручений, кг показывает анализ педагогической практики, дело длительное и требующее неустанного внимания ему (
3, Методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельное используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности. Стимулировать - з( побуждать, помогать наполнять смыслами, улучшать качество познавательной деятельности^ создавать для нее благоприятные условия, в том числе и нравственные условия. К таким стимулирующим методам относятся поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успе
контроль
В педагогической литературе единого подхода к классификации форм воспитательной рабо" нет. Наиболее распространенной является кпассис|>икация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовые формы (участие всего класса), кружко групповая и индивидуальная. Заслуживает внимания подход к определению форм воспитательно!
работы, связанный с направлениями воспитательной деятельности. Например, для организации познавательно-развивающей деятельности учащихся более подходят такие формы, как викторина, аукцион знаний, конкурс знатоков "Что? Где? Когда?", конкурс проектов, деловые игры, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и фантазеров и,т.п.
При осуществлении задач нравственного нвоспитания могут применяться такие формы, как диспуты, круглый стол, беседа на этические темы, телемосты, акции милосердия, литературно- музыкальные композиции и т. п.). Для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитатель процесса, тем он эффективнее. В основе выбора форм воспитательной работы должна находитьс? педагогическая целесообразность (Виноградова М.Д., 1977; аннотация).
Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельности, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личносп
Вот почему в некоторых пособиях по педагогике воспитание традиционно определяется как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств.